Курский подрыв 1991. Курск. Хронология событий. Северный флот имел самую слабую в Союзе спасательную службу

Прошло 14 лет со дня трагедии 12 августа 2000г., когда во время учебного похода в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка Северного флота «Курск». Это произошло в 175 км от Североморска. По официальной версии в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды. Через 2 минуты 18 секунд в 11 часов 30 минут 44 секунды прогремел второй взрыв мощностью в 3,5 балла по шкале Рихтера. Первый взрыв был мощностью до 1,5 балла. В этот день экипаж должен был выполнить учебную стрельбу, однако вместо этого в районе учений был зафиксирован взрыв, после которого атомная подводная лодка (АПЛ) перестала выходить на связь. Спустя два дня лодка была найдена лежащей на дне на глубине 108 м. 21 августа было официально объявлено о гибели всех 118 подводников, находившихся на борту подводной лодки. После гибели «Курска» на затонувшей подлодке еще несколько часов боролись за жизнь оставшиеся в живых подводники. Но никто не был спасен! Подводная лодка К-141 (проект 949-А класса «Антей», по классификации НАТО «Оскар-II») была заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске 22 марта 1990 года.
31 января 1991 года строящаяся АПЛ была зачислена в списки кораблей ВМФ, а 6 апреля 1993 года ей было присвоено наименование «Курск». Строительство лодки было закончено в конце 1994 года. 30 декабря 1994 года госкомиссия подписала акт приема корабля, были подняты Андреевский флаг и гюйс. Гюйс - носовой флаг корабля или судна, который наряду с государственным, гражданским или торговым флагом или военно-морским флагом обозначает государственную принадлежность кораблей и судов.
Хронология событий: 10 августа 2000 года , выполняя план учений, атомный крейсер «Курск» вышел на учебную задачу недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. 12 августа подводная лодка находилась на полигоне боевой подготовки в Баренцевом море. В 17.30 по московскому времени она не вышла на связь в установленное время. О трагедии на «Курске» военному руководству стало известно вечером в субботу 12 августа , когда в 23.00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23 часа 30 минут подводная лодка «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной». 13 августа , на поиски подлодки отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04.51 гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» был обнаружен корабль, лежащий на грунте на глубине 108 метров. 14 августа в 11.00 утра командование флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка «Курск» в результате аварии легла на грунт. 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. 16 августа при волнении моря около 2 баллов с судна «Рудницкий» был спущен глубоководный спасательный аппарат «Приз». Всего за ночь, несмотря на сложные погодные условия, было предпринято несколько попыток проникнуть к лодке. 15.00 - президент России В.Путин заявил, что «ситуация с подводной лодкой „Курск“ тяжелая, критическая, но флот располагает всем необходимым арсеналом средств спасения, и попытки спасения будут продолжаться до конца». Адмирал Куроедов заявил, что Россия примет любую предложенную Западом помощь. Была запрошена помощь Великобритании и Норвегии. Все попытки пристыковать спасательные капсулы к лодке остались безрезультатными. 17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту, а из порта Тронхейм вышло транспортное судно «Normand Pioneer» с британскими специалистами и оборудованием. 18 августа операция по спасению была продолжена силами российских спасателей, но достоверных данных о состоянии лодки и экипажа по-прежнему нет, ситуация на борту «Курска» оценивается уже как «закритическая». 19 августа во второй половине дня к месту аварии прибыло норвежское судно «Normand Pioneer» с британской спасательной мини-лодкой LR-5. 20 августа в первом часу в район катастрофы подошло спасательное судно «Seaway Eagle» с 12 глубоководными водолазами на борту. После окончательных согласований начался второй этап операции. 20 августа за несколько часов работы норвежскими водолазами АПЛ обследована на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Утром 21 августа норвежцам удалось открыть крышку аварийного люка и проникнуть в лодку. Однако 9-й отсек подлодки, к которому вел люк, оказался затоплен. 15.27 - внутрь подлодки была введена видеокамера, с помощью которой попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков. В 9-м отсеке было обнаружено тело моряка. 16.23 - начштаба Северного флота Михаил Моцак заявил РИА «Новости», что «подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа». Начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий сообщил, что норвежскими специалистами принято решение о нецелесообразности дальнейшего обследования подлодки. 17.00 - вице-адмирал Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск». 22 августа президент России вылетел в Североморск. В гарнизоне Видяево он встретился с родными и близкими погибших моряков. Путин не смог ответить на вопросы о том, что именно произошло с «Курском» и почему не смогли спасти подводников. После встречи с родственниками Путин своим указом объявляет 23 августа днем траура и отбывает в Москву. 23 августа – день траура в России. 24 августа - генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели АПЛ «Курск». 26 августа - Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки «Курск». Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные 117 членов экипажа посмертно награждены «Орденом Мужества». В этот же день Путин подписал Указ «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера „Курск“. 29 августа - военные и разведывательные круги США признали, что в момент аварии „Курска“ рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицали, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. 6 сентября - США передали России имеющиеся у них данные о катастрофе АПЛ „Курск“, в частности, точное до секунды время взрывов на борту „Курска“. 19 сентября - президент Путин принял решение начать операцию по подъему останков экипажа АПЛ и самой субмарины. 25 октября – началась операция по подъему тел погибших моряков. В ночь на 26 октября водолазы, вскрывшие корпус подлодки, осмотрели тела моряков „Курска“. Стало ясно, что после взрыва в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира 9-го отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку.
7 ноября 2000 года - водолазы законсервировали все люки „Курска“. К этому дню из лодки извлечены 12 тел членов экипажа АПЛ „Курск“. Информация взята: funeral-spb.narod.ru; ru.wikipedia.org; podlodka.info

АПЛ "Курск". Тайна гибели.

"как пароход назовёшь, так он и будет ходить."

Причина, побудившая написать эту статью, - множество видеороликов и статей с крикливыми названиями.
"Запрещённое в России видео", "Правда о Курске", "Путин виноват..." и прочее.
Кто-то считает возможным воспользоваться смертью моряков и крейсера, чтобы вести свою грязную пропаганду.
Не занимался темой по очень простой причине - правду знал на второй день.
Случайная гибель или, если точнее, нагромождение случайностей.
Что ж провёл своё расследование.
Начну с версии муссируемой либерастами.

Вали всё на Путина - "Ура, я нашёл дырку".

1. Самая тупая, безголовая и лживая версия.
Авторы этих трудов упорно пытаются доказать, что "Курск" потопила американская подводная лодка залпом торпед.
Именно вражеская торпеда оставила вот эту дырку в корпусе лодки.
Пробила корпус и взорвалась внутри лодки, и торпеда та - азм есъм Мк-48.
О как!
И ничего, что нос у торпеды резиновый, и что взрывается она за 5 метров до цели.
http://pentagonus.ucoz.ru/navy/weap/mal/k48-2.JPG
Нет, это была особенная, секретная и новая, в корпусе из обеднённого урана.
Эдакая проникающая.
Но друзья, это ж не авиаснаряд, скорость у торпеды невысока, ну куда там два корпуса пробить. Главное зачем, - взрыв в 5 метрах обеспечивает наиболее устойчивое и самое мощное поражение.
Тогда фантасты говорят, а ежели она кумулятивной была и прожгла.
Но тогда дырка такой большой быть не может, она с пятирублёвую монетку должна быть.
Да и толку от такого вообще бы не было, фыркнуло бы внутри отсека, убило бы людей и всё,
лодка бы даже сильных повреждений не понесла.
Да и покажите мне такого идиота, который будет стрелять по подводной лодке врага такой торпедой, предполагая, что ней взорвётся реактор или ядерная боеголовка - это ж самоубийство.
Не надо ничего выдумывать, тем более, если посмотреть другой борт.
http://www.rpf.ru/txt/04/04/22-0100054.jpg
Не такая красивая и не круглая, но и то, и другое - отверстия за которые цепляли трос при подъёме лодки.
С любителями дырок как-то разъяснилось, но что же тогда?

Вали всё на торпеду.

2. Собственно это флотская традиция, так уж повелось - валим на технику.
Следственная комиссия пришла к выводу:

В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла 12 августа 2000 г. в 11 час. 28 мин. в Баренцевом море в географической точке с координатами 69 3700 северной широты
и 37 34 25 восточной долготы, вследствие взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного
аппарата № 4, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке подводного крейсера. Эти обстоятельства были окончательно установлены экспертами после подъёма фрагментов носового отсека летом 2001 года. Подъём фрагментов был прекращен только после того, как эксперты сочли достаточным
объём предоставленных им для исследования данных.
Взрыв повлек гибель личного состава первого отсека, значительные разрушения в межбортном
пространстве лодки и полностью разрушил торпедный аппарат № 4 и частично торпедный
аппарат № 2. В результате этого в прочном корпусе образовались отверстия,
через которые в первый отсек лодки начала поступать морская вода, затопившая
практически полностью первый отсек лодки.
Явившаяся результатом взрыва ударная волна, а также летящие фрагменты хвостовой части
разрушенной торпеды и торпедного аппарата № 4 инициировали взрывной процесс взрывчатого
вещества боевого зарядного отделения ряда торпед, которые были расположены на стеллажах
внутри первого отсека. Развитие в течение более 2 минут взрывного процесса в боевых
зарядных отделениях торпед привело к их детонации, а затем и к передаче детонирующего
импульса другим торпедам, находящимся на стеллажах.
Второй взрыв произошел в 11 час. 30 мин. 44,5 сек.
Он привёл к полному разрушению носовой оконечности АПРК “Курск”, конструкций и
механизмов его первого, второго и третьего отсеков. Получив катастрофические повреждения, корабль затонул в указанной точке Баренцева моря в 108 милях oт входа в Кольский залив на глубине 110 - 112 метров.

Всё бы оно замечательно, вот только немного не понятно, а как?
На полигоне как только не извращались, чтобы взорвать эти торпеды "нештатным" образом.
Но как-то безуспешно, вот не хотят - слишком уж надёжны механизмы предохранения.
Но в целом, версия очень близка к истине, но уж очень она удобная.

Почему?
Потому что правдивая причина этой катастрофы затрагивает служебные, материальные и
другие интересы многих членов этой комиссии. Затрагивает интересы многих НИИ,
ЦКБ, промышленных предприятий ВПК, штабных структур ВМФ, систему военных заказов.
Затрагивает всю систему управления ВМФ России.

Валить так валить.

3. Версия - "да нет там безвинных, виноваты все".

Главной причиной гибели АПЛ «Курск» являются конструкторские промахи и ошибки в обеспечении непотопляемости АПЛ при применении торпедного оружия, а также конструктивные недоработки в обеспечении постоянного контроля за состоянием окислителя в пусковом баллоне торпеды 65-76 А.
Кроме этого, что другими причинами гибели АПЛ являются слабая подготовка командования АПЛ и личного состава минно-торпедной боевой части в вопросах эксплуатации и боевого применения торпед 65-76 А,развал на Северном флоте системы подготовки экипажей атомных подводных лодок, низкая ответственность и непрофессионализм штабных офицеров и руководителей разного уровня, которые занимались подводным делом как на Северном флоте, так и в Главном штабе ВМФ.
Эту версию озвучил вице-адмирал Рязанцев - умный и честный человек.
И он во многом прав, во множестве деталей и тонкостей.

Десятки людей трудились и занимались этой трагедией - изучали, проверяли, и конечно трудно что-то добавить к сказанному.
И всё же о том, что не брали в расчёты исследователи.
Даже уважаемейший вице-адмирал Рязанцев и торпедостроители.
Все, как один, хотели видеть идиллическую картинку, когда всё так, как положено быть.

Вот тут позволю себе маленькое отступление.
Крейсер "Курск" и история города, в честь которого его назвали.

В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами.
В 1285 году Курск был снова разорён до основания ордой Ногая в ответ на выступление рыльского и воргольского князя Олега вместе с липецким князем Святославом против татарского баскака Ахмета в 1283 году.
В 1781 году Курск сгорел в пожарах до тла.
9 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбежке немецкой авиацией.
В начале ноября немецкие войска подступили к городу, 1 - 2 ноября были оборонительные бои за город с немецко-фашистскими захватчиками; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу. Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943 года, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И.Д. Черняховского; во время оккупации около трёх
тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч - угнано в Германию, свыше 10 тысяч горожан умерло от голода и эпидемий. Общий материальный ущерб от разрушений во время оккупации и боёв за город составил более 742 миллионов рублей.

Вот тут и вспомнилось, как пароход назовёшь......
Но это мистика.
Что же на самом деле произошло?
Как ни странно, сие не так уж и важно, важнее - что происходило с 1991 по 2000 год.

Гибель флота и разложение офицерского состава.
В 1991 водитель трамвая в Питере получал 400 рублей, а командир ПЛ аж 380.
Но это только цветочки, ягодки начались с гиперинфляцией и сокращением расходов.
А вот так просто срезали флоту содержание в десятки раз и всё.
И это ещё не всё, зарплату, даже невеликую, не платили месяцами, рекорд - 6 месяцев в 1996 году.
Как служили офицеры и чем занимались?
Основная тема для разговоров - "когда подпишут рапорт об увольнении", "а есть ли у тебя место там"...
РазбегАлись самые умные и одарённые, и конечно никто не занимался боевой подготовкой.
А и не надо было, корабли в море больше не ходили - топлива не было.
Лодки несли боевое дежурство у пирса.
Штабные офицеры попали в ещё более тяжёлое положение, когда месяцами не платили денег,
что б с голоду не умереть, вставали на довольствие на корабли. То есть они питались за счет матросов.
Воровали и продавали всё, что имело какую-то ценность, складские работники воровали с размахом.
И вот эта страшная картина была к началу тех роковых учений подводного крейсера "Курск".

Уверен, цепочка роковых случайностей началась на складе.
Командир боевой части лодки получил на складе разворованные торпеды.
Кто-то из мичманов вскрыл торпеду и вытащил детальки с содержанием драгметалла.
Когда грузили торпеды, одну из них уронили.
Командир боевой части был без технической документации, как готовить и заряжать торпеды на этой лодке.
Документация у него была на другой поект лодки (по документам СК).
Это как с АН-24 пересесть за штурвал "Боинга" и пытаться применить старый опыт.
При подготовке торпеды не обезжирили шланг, и весь мусор, собравшийся за 6 лет, попал в торпеду.
И так далее, и так шаг за шагом.
Нарушено, не правильно, повреждено, не знали и т.д.
И торпеда взорвалась не в торпедном аппарате, а при её подготовке.
Цепочка случайностей, и взрыв и пожар в отсеке, а затем взрыв боевой торпеды на стеллаже.
Нарушения и изъяны в проекте привели к повреждению соседних отсеков.
Всё, корабль погиб.
Должен был автоматически всплыть аварийный буй, сообщая о аварии, но не всплыл.
Отчего?
А очень просто, оказывается, кто-то снял ручку пускового устройства и ещё и заглушку поставил.
И они спокойно вышли в море с "таким вот".
Список "вот таких вот" проделок длинный и цветастый.
А ведь сколько всякого начальства и комиссий бегало на лодку, дёргало и отвлекало экипаж.

Так выходит виноват экипаж?
Нет, люди не занимались кораблём и оружием, чуть ли не всё приходилось делать впервые.
Да и много чего.
А было вот так - внезапно.
В общем развалить и уничтожить - просто. Собрать, сделать и научить.......

Роковое нагромождение случайностей - вот причина гибели лодки.
А виноваты кто?
Да никто.

Если бы да кабы.....

А могло быть иначе?
Главком должен быть заявить президенту:
- Флот не боеспособен, нужно время, несколько месяцев, для пошаговой подготовки кораблей и экипажей.
Время на ремонт и проверку оборудования и оружия.
Деньги на содержание людей и флота.

Командиры кораблей должны были заявить командующему:
- Корабль не боеспособен, нужно время.
И так дальше и дальше.
Могли?
Нет, проще снять погоны и положить их на стол, а тогда вообще есть будет нечего.
А могли спасти моряков в 9 отсеке?
Если бы не разбежались опытные водолазы глубоководники,
если бы не разворовали флотские спасательные аппараты,
если бы операторы имели хоть мало-мальский опыт работы с ними.
Да, могли.
А если бы сразу попросили норвежцев, англичан и голландцев о помощи?
Сразу признались бы в немощи и развале всего на флоте?
Могли сразу признаться и даже не пробовать спасти людей?
Нет, не могли, пытались, надрывались наши спасатели, но выше головы не прыгнешь.
И всё же, а если бы сразу норвежцев пригласили спасать?
Сразу не получается, водолазы без своего корабля бесполезны, а ему ещё дойти надо.
У моряков "Курска", которые выжили после взрыва, было чуть больше суток, чтобы их спасли.
А их долго искали, аварийный буй не всплыл, пока разобрались.
К спуску первых наших водолазов и аппаратов люди в 9 отсеке уже замёрзли и заснули от нехватки воздуха, заснули вечным сном.
Вечная им память.

Очень гадко и мерзко, что какие-то либерасты и борцы с Путиным, вот так тревожат их сон.

На фото записка которую нашли у одного из погибших подводников.

Список материалов:
1. "Курск". Фильм ЦКБ МТ "Рубин"
http://www.youtube.com/watch?v=ssLnE3u3LUw
2. Намедни - 2000. Подводная лодка Курск
http://www.youtube.com/watch?v=OMEDG8GuKt8
3. Гибель "Курска" вице-адмирал Рязанцев
4. Американцы
5. Видео водолазных работ и подводная съёмка "Курска"
http://www.tvdata.ru/rus/military/kursk_catastrophe/8
6. Путин и вдовы с родственниками
http://www.gazeta.ru/stenogram.shtml
7. Торпеды
http://warcyb.org.ru/news/russkie_torpedy/2010-08-14-102

P.S. Можете смело писать рецензии, всегда пишу ответные.

Рецензии

Приближается горькая дата - годовщина гибели атомохода “Курск”. И в эти недели в Баренцевом море ускоренными темпами идут работы по подъему погибшей АПЛ. Но сегодня, как и год назад, мы практически ничего не знаем о причинах гибели новейшего подводного ракетоносца. Слишком много тайн и недомолвок вокруг деятельности комиссии Клебанова. Слишком явно виден однозначный настрой этой комиссии обвинить во всем флот и погибший экипаж.
Недавно к нам в редакцию поступил материал, в котором один из конструкторов противолодочного оружия изложил собственную оригинальную версию гибели “Курска”.
Мы специально не стали подвергать ее сколько-нибудь существенному редактированию. Поэтому в тексте сохранены некоторые данные, бесспорность которых вызывает сомнения. Так, хорошо известно, что в ходе учебной атаки “Курск” не мог стрелять боевой торпедой. Не можем мы столь же однозначно и безапелляционно утверждать, что американцы специально подготовили торпедную ловушку для “Курска”.
Но нам кажется достаточно интересной версия о том, что система “Кэптор” могла быть потеряна одной из американских лодок, ведущих в этом районе постоянную разведку, или оказаться здесь и в качестве элемента охранного комплекса автономного разведывательного модуля. Возможны и другие варианты произошедшей год назад в Баренцевом море катастрофы.
По крайней мере, эта работа дает определенную информацию для размышления, и версия торпедной атаки как первопричины гибели “Курска” приобретает новые аргументы.

РОССИЙСКИЙ подводный ракетоносец "Курск" погиб около 13 часов 12 августа 2000 года, а уже 18 августа в "МК" появилась версия о том, что его атаковали с расстояния 4 км две АПЛ США ("Мемфис" и "Толедо" типа "Лос-Анжелес") своими торпедами МК-48 (с боевой частью (БЧ) в 300 кг тротилового эквивалента), что и послужило причиной гибели "Курска". В этой версии заслуживают внимания следующие сведения: лодок США было две (о чем сообщил также министр обороны США, выступая в 10.00 14 августа по НТВ), и они были вооружены торпедами МК-48.
Однако предположение о том, что "Курск" затонул от пробоин, сделанных этими торпедами, технически несостоятельно и данными о повреждениях нашей АПЛ не подтверждается: взрыв БЧ в 300 кг тротила может пробить лишь легкий корпус лодки (до 30 мм толщиной), но не может затем пробить ее прочный корпус (100 мм), отнесенный от легкого на 100-150 мм с заполнением зазора литой резиной.
В апреле 2001 года газета "Жизнь" сообщила, что специалист Северного Флота, просивший не называть его фамилии, участвовал в обнаружении глубоководными аппаратами ВМФ, названными в публикации "дроновскими лодками", двух хвостовых частей торпед, идентифицированных как МК-48 по маркировке на них. "Хвосты" были обнаружены не близ лодки, а в квадрате ее затопления размером 4х4 км еще до 18 августа 2000 года. Правда, впоследствии эта информация не повторялась, что вполне может быть связано со спецоперацией по "закрытию" этих данных..
Что же касается повреждений и разрушений АПЛ "Курск", то они, по данным ВМФ, изложенным в передаче НТВ 20 августа 2000 года в 18.00, таковы. Повреждения, не опасные для плавучести,- вмятина на легком корпусе, деформация корпуса 2-го отсека и рубки, отсутствие крышек на шахтах выпущенных ракет "Гранит", деформация капсулы спасения экипажа, отсутствие радиобуя. Разрушения, гибельные для лодки,- полностью отсутствует носовой обтекатель легкого корпуса и все, что находилось в нем; полностью отсутствует торпедный аппарат (ТА) калибра 650 мм торпеды 65-76 с БЧ в 2000 кг тротила, а в зоне его расположения передняя переборка прочного корпуса 1-го отсека имеет пробоину площадью 6 кв. м; в этом же месте цилиндр прочного корпуса 1-го отсека имеет разрыв по образующей. Пробоин легкого корпуса от торпед МК-48 на лодке не обнаружено нигде.
Характер разрушений, гибельных для лодки, и их масштабы говорят о том, что они произведены не торпедой МК-48 с БЧ мощностью 300 кг тротила, а существенно более мощным взрывом, т.е. взрывом БЧ торпеды 65-76 (2000 кг тротила) в собственном ТА АПЛ "Курск", причем однозначно. Следовательно, необходимо установить реальную причину этого взрыва.

В ПЕРЕДАЧЕ 14 АВГУСТА 2000 года в 10.00 НТВ передало информацию, что еще 12 августа, т.е. в день гибели "Курска", СМИ Канады и Норвегии сообщили, что их сейсмические станции зафиксировали два почти слитных взрыва, эквивалентных приблизительно 300 и 2000 кг тротила в районе, который соответствует по координатам месту затопления лодки, о чем тогда не могли знать ни в Норвегии, ни в Канаде. РФ объявила о катастрофе лишь 14 августа. По указанной причине эти сообщения можно считать объективной информацией, причем диаграмма взрывов выглядела так: первый малый пик и прямо следом за ним, с интервалом 0,001-0,003 секунды - приблизительно в 7 раз больший. Такая диаграмма характерна для записей взрыва обычного фугаса, где первый пик давления соответствует взрыву детонатора снаряда, а второй - взрыву его основной боевой части. Остается предположить, что взрыв в 300 кг явился детонатором взрыва в 2000 кг, причем никакого другого объяснения наука о взрыве дать не может. Но взрыв в 300 кг соответствует БЧ торпеды МК-48, а взрыв в 2000 кг - БЧ торпеды 65-76, стоявшей в ТА "Курска" и готовившейся там к пуску. Несомненно, что эти два взрыва каким-то образом связаны между собой.
Могла ли торпеда 65-76 самопроизвольно взорваться в своем ТА? Это практически исключено, поскольку все наши торпеды, включая учебные, имеют три блокировки, которые исключают срабатывание пиропатрона (ПП) детонатора боевой части в лодке. Во-первых, электрическая цепь ПП разорвана концевым выключателем, который замыкает ее только после выхода из торпедного аппарата заднего среза (транца) торпеды, предохраняя торпеду от взрыва боевой части на стеллажах и в торпедном аппарате. Второй разрыв электроцепи пиропатрона замыкается путевой блокировкой после прохождения торпедой расстояния, превышающего радиус действия собственной боевой части с целью исключить повреждение лодки собственной торпедой.
Кроме этих блокировок, существует еще и блокировка от пожара на лодке, при котором детонатор взрывается от нагрева без команды ПП. Это обеспечивается электромеханическим перекрытием форсажной трубки, которое снимается по команде "Пуск" с центрального поста управления лодки через концевой выключатель, т.е. вне торпедного аппарата лодки. Наконец, все торпеды проходят испытание на взрывобезопасность при внешних воздействиях: ударной перегрузке в 100g (имитация атомного взрыва около лодки), пробое корпуса БЧ осколком фугаса и при простреле БЧ пулей из крупнокалиберного (12 мм) пулемета ДШК.
Следовательно, самопроизвольно взорваться в своем ТА не может ни одна торпеда российского ВМФ, включая и торпеду 65-76, причем при любой аварии лодки, что и подтвердилось на "Курске": после взрыва боевой части 65-76 других взрывов на лодке зафиксировано не было. Как же могло случиться то, чего случиться не могло? Попытки разрешить этот парадокс приводят нас к одной-единственной реальной причине катастрофы "Курска".
Когда торпеда стоит в своем ТА по команде "Товсь" с поста управления лодки, то крышка обтекателя ТА открыта, и рабочая крышка торпедного аппарата, как мембрана телефона, излучает по курсу лодки все звуки подготовки торпеды к пуску в ее ТА: взрывы пиропатронов ампульных батарей, щелчки пирокранов системы питания двигателя, раскручиваются гироскопы системы управления и т.д., причем все это делает автоматика самой торпеды в строго определенной последовательности.
Если эти звуки записать на фонограмму и завести ее в акустическую головку самонаведения (АГС) торпеды, то по команде "Пуск" такая торпеда может навестись точно в центр рабочей крышки ТА уничтожаемой лодки противника, если ее калибр меньше отверстия под крышку обтекателя вражеского ТА. В этом случае боевая часть акустической торпеды пробивает своим взрывом рабочую крышку ТА, а затем и корпус боевой части стоящей там торпеды, взрывая ее БЧ своей детонацией вместо штатного детонатора самой торпеды прямо в ТА лодки.
Описанная ситуация, с поправкой на современные технологии, имеет многочисленные прецеденты в Великую Отечественную войну. Рапорты наших летчиков-истребителей изобилуют описаниями того, как немецкие бомбардировщики после обстрела из пушки взрывались в воздухе, мгновенно превращаясь в ничто. Такое происходило, если разрывной снаряд истребителя попадал в боевую часть бомбы на борту бомбардировщика и подрывал ее без санкции детонатора бомбы, уничтожая самолет с экипажем. Именно поэтому немецкие летчики при появлении наших истребителей панически освобождались от бомб, сбрасывая их куда попало, и лишь после этого принимали бой, где был вполне реальный шанс уцелеть, выбросившись на парашюте.
Чем могла быть взорвана торпеда 65-76 в торпедном аппарате АПЛ "Курск" около 13.00 12 августа 2000 года в Баренцевом море на учениях Северного Флота? Как раз на эту роль по своим технико-тактическим показателям идеально подходит торпеда МК-48 ВМФ США: это торпеда с АГС, мощность ее БЧ - 300 кг, глубина поражения цели - от 2 до 300 м, она имеет электропривод винтов (бесшумна на ходу), радиус захвата цели ее АГС, как и дальность хода, равны 4 км, а калибр - 450 мм. Эта торпеда может описанным способом поразить любой из торпедных аппаратов "Курска" (Ж 533 и 650 мм), но не в бою (дуэль лодок), а при пуске ее системой КЭПТОР ("захватывающий цель", англ.).

В Николаеве, в различных КБ которого работали лучшие конструкторы советских подводных лодок, над проблемой спасения затонувших ракетных субмарин и их экипажей много лет работал и работает кандидат технических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и гражданской защиты Украинского морского технического университета Валерий Михайлюк. В прошлом он -- командир дивизиона живучести на подводных атомоходах Северного флота, капитан 1-го ранга запаса. «ФАКТЫ» попросили его прокомментировать то, что происходит вокруг атомной подлодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море.

Две торпеды -- два взрыва

На учебные боевые стрельбы у мыса Святой Нос за 11 лет службы на Северном флоте я ходил не один раз, -- говорит Валерий Михайлюк. -- Наиболее вероятной причиной аварии мне кажется такая: «Курск» подорвался на собственной торпеде. Западные информационные агентства, которым я больше доверяю, чем российским, сообщили: разведывательное судно ВМФ США «Лоялл», курсировавшее в Баренцевом море, в субботу утром, 12 августа, зафиксировало два взрыва. Второй последовал через несколько секунд после первого и был мощнее. Командующий ВМС РФ Куроедов и бывший командующий Черноморским флотом Балтин говорят о столкновении, но в этом случае речь бы не шла о двух взрывах.

После столкновения на подлодке могли взорваться аккумуляторные батареи. Не этот ли взрыв зафиксировал корабль-разведчик?

Взрыв батарей -- это, возможно, был второй, более мощный. Но вряд ли другой участник столкновения ушел бы далеко. Эдуард Балтин считает, что «Курск» при всплытии врезался в российский сухогруз ледового класса, скрывшийся с места аварии. Такие сухогрузы профессионалы называют «морковками». Но корпус подлодки -- будь здоров, после столкновения с нею любой «морковке» будет дурно! Теперь адмирал настаивает на немедленном поиске этого судна в Архангельске или Диксоне, пока команда не замела следы.

А что подтверждает версию о взрыве торпеды?

В 1991 году в Белом море на одной из атомных лодок этой серии в шахте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета. Почему же не может взорваться боевая торпеда в торпедном аппарате? Исключить этого нельзя. Кроме того, факт, что экипаж «Курска» не воспользовался ни одним из средств эвакуации, свидетельствует об обвальном характере аварии. Видеокамера зафиксировала: мощный взрыв разгерметизировал корпус, сильно повреждена носовая часть лодки, погнута рубка. На грунте перед левым носовым бортом видны обломки. Лодка стремительно неслась ко дну носом. Если бы глубины там были не сто, а шестьсот метров, на месте аварии обнаружили бы сплошное месиво…

Напомню: последний раз лодка вышла на связь, когда командир запросил разрешение на торпедные стрельбы. Их начали. После ЧП спасатели видели на «Курске» открытый торпедный люк. Взрыв торпеды в торпедном аппарате -- вероятно, его первым зафиксировали американцы. Затем детонирует вторая торпеда, самортизировать взрыв развороченный корпус уже не в состоянии, поэтому второй взрыв показался более мощным.

Но почему вдруг такое случилось?

Возможно, на подлодке оказалась торпеда, которой в очередной раз продлили срок службы. Нельзя исключить и вины экипажа: могло быть что-то нарушено в предзалповой подготовке. Конечно, теперь россияне перетряхнут минно-торпедные комплексы, откуда моряки получают оружие, но мы с вами правду вряд ли узнаем. И вовсе не потому, что наши соседи такие скрытные. Военные любой страны не торопятся разглашать причины подобных аварий. На флоте что-либо узнать можно только от участников событий.

Не соображения ли секретности заставили военное ведомство так долго оказываться от помощи своих коллег из НАТО?

Это так. Кто-то из комментаторов в эти дни высказался, что в мирное время военные секреты не стоят жизни людей. К-141 (таков боевой номер «Курска») -- далеко не последняя разработка, со времени создания чертежей прошло уже 25 лет, технически это вчерашний день. Конструкторы уже наверняка придумали что-то новенькое.

Не вписывается ли в вашу схему мина времен войны, на которую налетела субмарина?

Вписывается. Это могло быть, но с меньшей вероятностью.

Почему команда ничего не предпринимает?

Возможно, терпящие бедствие подводники сами ничего не предпринимают для своего спасения, потому что командный пост полностью разрушен и старшие командиры погибли?

Несмотря на то, что «Курск» сошел со стапелей в 1994 году, первый боевой поход экипаж совершил на нем только осенью прошлого года. Выучка персонала слабая. Ведь плавать -- это одно, но нужен еще и опыт, приобретенный в критических ситуациях.

Взрывчатки в торпеде побольше, чем в зарядах, которыми террористы рушат высотные дома. Логично допустить, что командование «Курска» погибло. Кто-то должен в таком случае взять ответственность на себя, перевести управление на кормовые боевые посты. Спасательную рубку, скорее всего, заклинило при ударе о грунт. Сама всплыть она не в состоянии, но через нее наверняка можно пройти: задраить входной и выходной люки и ошлюзовать подводников. В корме люди наверняка живы. Почему за 7 дней команда ничего на предприняла? Людям не хватает воздуха, они ослаблены. Но любой оставшийся в живых старший офицер должен доложить наверх, что произошло. Он мог выбрать обученного моряка, облачить его в водонепроницаемый костюм и помочь всплыть. На борту должно быть индивидуальное снаряжение подводника на каждого члена экипажа.

Может быть, опасаются декомпрессионной болезни?

Глубина не такая большая, да и наверху есть помощь, экипаж об этом знает.

Многие гадают, почему личный состав на корме не выпустил аварийно-сигнальный буй, не выбрался через кормовой люк…

Значит, заклинило и этот люк. Кроме того, подводники, дабы не потерять в походе буй, верхнюю его часть часто прихватывают сваркой. Из-за этого невозможно подать трос к спасательному колоколу на поверхность. Буй могли бы попытаться достать водолазы, это задача выполнимая.

Хватит ли экипажу кислорода? Одни говорят, самая большая проблема в этом, другие утверждают, что низкая температура в отсеках. Кто прав?

Вдоль корпуса лодки внутри и снаружи расположены специальные баллоны воздуха высокого давления. Его можно подать в отсек вручную, но тогда начнет повышаться давление, а это чревато. Поэтому на такой случай существуют аварийные запасы средств химической регенерации. Их хватает на 5-7 дней.

Учения планировались кратковременные, поэтому на лодку, говорят, не погрузили аккумуляторные батареи, давно ставшие на флоте проблемой. Может такое быть?

Выйти в море без самого необходимого -- это еще старая советская привычка: авось пронесет. Но я этому не верю. Что же касается переохлаждения людей, на «Курске» должна быть специальная теплая одежда. От переохлаждения, по крайней мере, моряки не умрут.

Северный флот имел самую слабую в Союзе спасательную службу

Валерий Александрович, вы много лет преподаете студентам навыки аварийно-спасательной работы. На ваш взгляд, насколько эффективны меры, предпринимаемые спасателями в Баренцевом море?

Нельзя сказать, что военные действуют непрофессионально -- специальные подводные аппараты не могут прикрепиться к корпусу лодки из-за шторма, сильного течения и ветра. Все попытки сесть на площадку кормового спасательного люка спасательными снарядами вряд ли будут иметь успех из-за крена лодки. Для такой операции нужен абсолютный штиль.

Что бы сделали вы?

Я бы попробовал сорвать приваренный буй. Ведь если на лодке есть живые, они уже наверняка разблокировали его изнутри.

А как вы воспринимаете идею поднять лодку понтонами?

-- «Курск» -- это такая громадина, что понтонов потребуется огромное количество. Где их взять, как доставить? На операцию уйдет 3--6 месяцев. Можно приподнять лодку на специальных полотенцах, но я сомневаюсь, что в России есть прочные стропы.

Не потеряло ли флотское начальство время, отказываясь от помощи англичан, американцев?

Потеряло. Такая помощь очень нужна, ведь Северный флот и в советские времена плохо оснащался специальной спасательной техникой. Сейчас туда кое-что переброшено с других флотов (в частности, судно «М. Рудницкий» с Черноморского флота), но я сомневаюсь, что это радикально изменило ситуацию. Понятно: когда самый большой в мире ракетоносец терпит бедствие у родного берега, просить у американцев помощи стыдно. Но правильно заметил кто-то из натовских генералов, что тут господину Путину следует соизмерять свои амбиции с запасами кислорода на «Курске». Ради спасения людей нужно идти на все. Тем более, спасательные работы лучше вести разными способами одновременно. Тут любая помощь уместна.

Наша спасательная техника, по большому счету, -- старье. Новые разработки прекращены более 10 лет назад. Сегодня ни Украине, ни России они не под силу, поскольку требуют огромных средств. Унаследовав около 2/3 общего потенциала боевого флота СССР, Россия не в состоянии эффективно его использовать, тем более модернизировать. Ей, подорванной войной, с трудом удается держать на боевом дежурстве ядерный флот даже без ЧП. А уж если что-то случается…

А что же с атомным реактором на «Курске?

Аварийная защита обоих реакторов сработала, они заглушены. Но контур нужно охлаждать, там ведь идет ядерный процесс. Электричества нет, насосы стоят, температура может повышаться. Океан взял на себя роль охладителя, но по поводу реакторов на дне моря у России долго еще будет болеть голова, даже если усилия спасателей окажутся успешными и людей достанут.

Во всех уголках России и Украины люди живут от одного выпуска новостей до другого. Искренне переживают за североморцев и искренне желают им поскорее выбраться из подводного плена.

В ХХI веке Россия остается последней колониальной империей на земле, судорожно цепляющейся за любую соломинку, чтобы отсрочить свой исторически неминуемый распад. Нет такого преступления, на которое не пошла бы для этого преступная чекистская хунта, с 2000 года окопавшаяся в Кремле.

Все эти годы основным содержанием российской политики была геноцидная война на Кавказе - дабы не дать чеченцам и другим народам, имеющим на это полное право, отделиться от Москвы и жить самостоятельно. Были полностью ликвидированы любые, малейшие зачатки регионализма на всей прочей территории РФ, - настолько, что даже умеренные и благонамеренные имперские «либералы» и «демократы» вынуждены оказались признать: страна, где главы регионов назначаются из центра, а не избираются населением на местах - это типичная империя, а никакая не «федерация».

Одновременно за пределами территории РФ Кремль делал все, чтобы заглушить голоса критики и протеста по поводу геноцида на Кавказе и максимально жестко привязать к себе свои бывшие колонии, отделившиеся в 1991 году с распадом СССР. Убийства Александра Литвиненко в Лондоне, Зелимхана Яндарбиева в Катаре, Леха Качиньского и всей его свиты над Катынью; убийство премьер-министра Грузии Жвании в 2004-м и варварское нападение на Грузию в 2008 году; попытка отравления кандидата в президенты Украины Ющенко в 2004-м, - это лишь мизерная часть, лишь верхушка айсберга чудовищных преступлений путинской чекистской банды, пытающейся удержать необратимо расползающуюся российскую империю и добиться реванша за распад СССР в 1991 году.

Россия остается тюрьмой народов внутри, угрозой всем своим соседям - вовне. Настоящий центр пресловутого «международного терроризма» сегодня находится в Москве, на Лубянке. Ни Европе, ни миру не будет покоя, пока это чудовищное государство, давно уже перешедшее грань Добра и Зла, эта Московская Орда с компьютерами и ядерными боеголовками, существует - ибо никакие перестройки, реформы, модернизации и пр. не в силах изменить ее суть, заставить жить по общечеловеческим нормам, отказаться от людоедства и кровавого хищничества в беззащитном, как выясняется, мире...

В этих условиях мы заявляем о создании Антиимперского комитета России, призванного четко и открыто выступить на стороне исторического прогресса – за дезинтеграцию и окончательный распад одряхлевшей московской империи, а также предавать гласности все факты, связанные как с борьбой народов, оккупированных Россией за свое освобождение, так и с новыми преступлениями чекистов против этой борьбы. Мы считаем этот распад неизбежным в любом случае, не как результат нашей деятельности, а как результат объективного исторического процесса - и намерены всеми силами помогать ему.

С самого начала своей деятельности мы заявляем о полном признании Имарата Кавказ и поддержке мужественной борьбы кавказских моджахедов за освобождение своей Родины от кровавой кремлевской оккупации и колонизации.

Мы открыто и недвусмысленно заявляем путинской чекистско-террористической банде, что то, за что мы выступаем, на их официальном языке называется «подрыв государственной безопасности и территориальной целостности» их империи. Даешь подрыв! Священная корова «территориальной целостности РФ» должна быть наконец зарезана!

Мы знаем, разумеется, что ОНИ будут нас судить и сажать за наши взгляды и высказывания. «Экстремизм», «терроризм», шпионаж, «измена родине», - что еще нам припишет находящаяся у власти банда, в чем еще обвинит? Но лживые обвинения такого рода, как и лагерные срока, последуют непременно - и потому мы уже сейчас, заранее, с наслаждением плюем в харю им всем - Лубянке, Центру «Э», прокурорам, ментам, чекистам, следователям, неправедным судьям, тюремным вертухаям и лагерным операм!..

Делай что должен - и будь что будет!

Антиимперский комитет России

Случайные статьи

Вверх