Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Конспект уро

Хотя графика изначально создавалась для закрепления речи на письме, между буквами и звуками нет прямого (однозначного) соответствия. Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у — только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука — безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб — глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь — сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, современная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Задача фонетики - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

· Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук - минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность - время звучания сегмента речи.


Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· дыхательный аппарат,

· гортань,

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

· органы произношения,

· головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).



Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м"иэста], [ч"иэсы], [п"иэт"брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.


1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)


Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие.

Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч"], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп]; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].


Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.


Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).


Похожая информация.


Отношением звуков к буквам занимается графика - наука о способах обозначения звуков на письме. Объединение фонетики и графики в одном разделе школьного учебника отвечает теоретическим и практическим задачам, которые связаны с изучением звуков в школе.

Наша речь прежде всего разделяется на предложения, которые, в свою очередь, могут распадаться на словосочетания и слова. Слова четко делятся на мелкие звуковые единицы - соги. Эта делимость довольно хорошо воспринимается на слух, но особенно ясна она с чисто произносительной точки зрения - по мускульным ощущениям. Слоги делятся на отдельные звуки речи, или фонемы, - термин, специально подчеркивающий лингвистическую, а следовательно, и социальную природу этого понятия. Фонемы являются в данном языке различителями значений слов и морфем: балка и палка, вол и вал, брат и брать и т.п.

Фонемы не делятся на самостоятельные части, а поэтому и оказываются

простейшими единицами нашего языка. Известно, что в состоянии каждого грамотного человека звук настолько тесно связан с буквой, что нередко они воспринимаются как абсолютно тождественные явления. Это проявляется, например, в таких типичных ошибках учащихся: «Здесь произносится буква а» или «произносится звук дэ». Находясь «под гипнозом» буквы, ученик нередко не может отличить один звук от другого (например, первые звуки в словах рука и рюкзак, сбить и спеть). Вот почему в работе по фонетике чрезвычайно важно чёткое и последовательное разграничение звуков и букв.

Школьный учебник решает эту задачу двумя путями. Сначала звук рассматривается в полном отвлечении от буквы («чистая» фонетика). Этому служат, в частности, такие графические средства, как рисунки, позволяющие воспроизвести нужное слово без обращения к его буквенному обозначению, простейшие знаки транскрипции (квадратные скобки, знак мягкости). На следующем этапе (фонетика вместе с графикой) звуки рассматриваются в постоянном сопоставлении с буквами. Специальные упражнения учат детей правильно объяснять отношения между звуком и буквой, предупреждая типичные ошибки. Эти навыки закрепляются затем фонетико-графическим разбором. Таким образом, вся система работы по фонетике и графике должна подвести учащихся к правильному пониманию отношений между буквой и звуком, языком и письменностью.

В этой связи полезно обратить внимание детей на тот факт, что основной формой общения людей является устная звуковая речь, что к буквенному ее обозначению человек прибегает лишь в тех случаях, когда устное общение почему-то затруднено или необходимо сохранить речь на более или менее длительное время. Привлекая сведения об истории письма, учитель может в самой элементарной форме показать, как постепенно шли люди к буквенному обозначению звуков, причем один и тот же звук стал по-разному обозначаться у разных народов (достаточно сравнить несколько букв русского и латинского алфавитов). Все эти факты должны еще раз убедить детей в том, что звуки и буквы - явления разного порядка и смешение их недопустимо.

Рассмотрение звука в соотнесении с буквой очень важно и в практическом плане: именно неразличение звуков и букв часто является причиной орфографической безграмотности. Не останавливаясь здесь на особенностях русской графики, отметим лишь, что усвоение их учащимися всецело опирается на знание таких особенностей фонетического строя языка, как соотношение твердых и мягких, звонких и глухих согласных, позиционные изменения гласных и согласных звуков. Сравнивая звуковой состав слова с его письменным обозначением, дети убеждаются в том, что между буквой и звуком нет постоянного и прямого соответствия. Так, буквы е, ё, ю, я в одних случаях обозначают гласный звук, указывая одновременно на мягкость предыдущего согласного (мел, пять и т.п.); в других случаях те же буквы обозначают сочетания звуков (яр, льет). В определенной позиции буквами е и я обозначается звук, близкий к «и» (пятак, в лесу). Поэтому правильный выбор буквы во многих случаях требует от пишущего знания правил графики и орфографии. Систематически проводимый фонетико-графический разбор способствует сознательному и прочному усвоению этих правил детьми.

Как следует из всего сказанного выше, в процессе изучения фонетики учащиеся должны овладеть не только известной суммой теоретических сведений, но и целым рядом важных практических умений. Многие из этих умений закладываются в начальных классах. В четвёртом классе они отрабатываются, закрепляются, получают более глубокое теоретическое обоснование. Перечислим важнейшие из этих умений.

1. Умение на слух различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

2. Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде (например, звук [й] и другие мягкие согласные).

3. Умение определять место ударения в слове.

4. Умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух.

5. Умение производить фонетико-графический анализ слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.

6. Умения, связанные с произносительно-слуховой культурой:

§ отчётливо произносить слова, следя за правильностью произношения;

§ различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние;

§ соблюдать литературные нормы произношения согласных.

Некоторые из названных умений, особенно важные для дальнейшего изучения языка, для усвоения орфографических и орфоэпических правил, должны отрабатываться особенно тщательно, приобретая характер прочного навыка. К числу таких навыков относится выделение ударного слога, безошибочное определение на слух звонкости - глухости, твердости - мягкости согласного. Особое внимание следует обратить на правильное объяснение соотношения звука и буквы. Необходимо добиться и постоянного внимания учащихся к звуковой стороне речи, обеспечивающего правильность произношения.

Хотя графика изначально создавалась для закрепления речи на письме, между буквами и звуками нет прямого (однозначного) соответствия. Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, современная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

В поликлинике.

Поликли́ника или амбулато́рия (от др.-греч. πόλι - много и др.-греч. κλινική - врачевание) - многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным на приёме и на дому.

На территории Республики Казахстан распределены по территориальному признаку, и являются базовым уровнем медицинского обслуживания населения.

Поликлиники могут иметь различный статус:

· Базовая - обслуживает больных военнослужащих военно-морской базы.

· Ведомственная - обслуживает работников министерств и ведомств. Не входит в систему учреждений министерства здравоохранения.

· Гарнизонная - обслуживает больных военнослужащих из состава определённого гарнизона.

· Гериатрическая - обслуживает больных пожилого и старческого возраста.

· Городская - обслуживает больных по территориальному (участковому) принципу. Может как входить в состав объединённой больницы, так и являться самостоятельным учреждением.

· Городская детская - обслуживает детей в возрасте до 15 лет. Может как входить в состав объединённой больницы, так и являться самостоятельным учреждением.

· Курортная - обслуживает больных во время их лечения на курорте.

· Районная центральная - создаётся в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции районного отдела здравоохранения.

· Стоматологическая - обслуживает взрослое население, специализация - лечение стоматологических заболеваний. Также существует Стоматологическая детская поликлиника, обслуживающая детей в возрасте до 18 лет.

· Физиотерапевтическая - обеспечивает лечение больных физиотерапевтическими методами.


Грамматическая тема: Согласные звуки.

Лексическая тема: Мой рабочий день

План лекции.

1 Классификация согласных звуков русского языка, состав согласных звуков.

2. План распорядка рабочего дня

Согла́сные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяет своё направление. В русском языке это шумные согласные (взрывные, фрикативные и аффрикаты), группа сонорантов (плавные и латеральные), группа сонорных согласных (дрожащих и носовых), а также полугласный (или полусогласный) й.

Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки».

Система согласных определённого языка называется «консонантизм».

В русском языке согласные звуки передаются буквами Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они противопоставлены гласным А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

Для артикуляторного описания согласных используют следующие критерии:

· Деление на звонкие и глухие согласные;

· По способу образования согласных;

· По месту образования согласных.

Например, /d/, согласно этим критериям, является звонким альвеолярным взрывным согласным.

По акустически-слуховым критериям согласные отличаются от гласных по степени звучности (воспринимаемости, то ест ь диапазона звучания).

У гласных звуков звучность выше, чем у согласных. Гласные занимают определённое положение в структуре слога, в общем случае - в начале и в конце слога, то есть согласные обычно не образовывают слога. Исключением являются соноранты:аппроксиманты (то есть гласные в положении согласных, как например /ju"la/ юла , фонетически , а также носовые и латеральные (нем. Matten ))

Мой рабочий день

Я хотел бы описать свой рабочий день. Все эти дни похожи друг на друга.

В будни я обычно встаю в семь. Я делаю гимнастику. Потом я умываюсь и чищу зубы. В полвосьмого я завтракаю. Я люблю легкий завтрак. После завтрака я иду в школу.

Мой колледж рядом с домом. Дорога в колледж занимает 10 минут. Занятия начинаются в 8:30 и заканчиваются около 15:00. Три пары в день - обычное расписание. Дважды в неделю я остаюсь в колледже после занятий, чтобы поиграть в баскетбол.

Когда я прихожу домой, я обедаю. Потом я немного отдыхаю. Иногда я читаю или разговариваю с моими друзьями по телефону.

После этого я начинаю делать домашнее задание. Два раза в неделю я занимаюсь дополнительно в научном кружке по анатомии, чтобы улучшить мои знания.

Как правило, я заканчиваю делать домашнее задание около 9 часов. Но один день в неделю не такой загруженный. Это четверг. В четверг я обычно помогаю моей маме. Иногда я делаю покупки или забираю одежду из химчистки.

Ужинаю я в 7 часов. Потом я продолжаю заниматься. В 10 часов я ложусь спать.

Грамматическая тема: Правописание согласных на письме.

Лексическая тема: Трудности избранного пути.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Правописание согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

· 1.15.1. Звонкие – глухие согласные

· 1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

· Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

· Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать ).

· 2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка ), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка ).

· 3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

· Зубрить – зубр ёжк а.

· 4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

· Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

· Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

· Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

· Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику

Таким образом, гласных звуков в русском языке – 6, согласных – 36, всего единиц в звуковой системе – 42. Гласных букв в русском языке, как известно, 10, согласных – 21, всего (включая Ъ и Ь) в русском алфавите 33 буквы. Соотношения между буквами и звуками определяются рядом различных факторов и правил, из которых наиболее сложные – орфоэпические – приведены выше. В качестве своеобразного закрепления этой информации в настоящем разделе приводятся соотношения «звук – буква» на материале русских гласных (именно здесь наиболее часто обнаруживаются ошибки в фонетическом анализе слова) (см. табл. 5, 6).

Таблица 5

Ударные гласные

Таблица 6

Безударные гласные

Звук Буква Примеры Примечания
[а] А сама@
О дома@
[и] И лиса@
Е леса@
А часы@
Я ряды@
Э эле@ктрик Вариативно; в этой позиции возможно [ы]
[ы] Ы дыра@
И живу@
Е желте@ть, дека@н
Э эта@ж Вариативно; в этой позиции возможно [и]
[у] У рука@
Ю люби@ть

Ударение

В отношении ударения можно отметить только две трудности, о которых следует помнить при выполнении фонетического анализа:

1) возможность колебания ударения в слове – и@наче и ина@че , тво@рог и творо@г , одновре@менно и одновре@менно ; в этом случае следует либо дать два варианта разбора, либо хотя бы указать на существование второго способа соотнесения буквенного и звукового представления слова;

2) возможность появления второго (дополнительного, побочного) ударения в слове – се$нокоси@лка , ме$лкопоме@стный, гоÝрнообогати@тельный и т. п.; такое ударение появляется обычно в многокорневых словах; особенно оно заметно в тех случаях, когда в позиции потенциального побочного ударения оказываются гласные [о] и [э], нормально не способные в русском языке выступать в безударном положении; его также необходимо учитывать при установлении соотношения букв и звуков в данном слове, т.е. при выполнении фонетического анализа.

Слогоделение

Деление слова на слоги в ходе фонетического анализа также в ряде случаев может представлять трудность. Это не касается количества слогов в слове, но связано с проведением слоговой границы: па-лка или пал-ка , смо-треть или смот-реть , по-строить , пос-троить или пост-роить ? Не вдаваясь в тонкости различных теорий слогоделения и экспериментального поиска ответа на все эти вопросы, предлагаем во всех случаях (в соответствии с наиболее современной и экспериментально подтвержденной теорией) проводить слоговую границу после гласного: па-лка , смо-треть , по-стро-ить . Единственным согласным, который может «закрывать» слог в русском языке, является [й]: пой-мет , ра-зой-ди-тесь .

Образцы разбора

С учетом всей вышеизложенной информации план фонетического анализа слова можно представить в следующем виде:

1) определить количество слогов в слове и место ударения; для этого достаточно переписать слово с разбивкой по слогам и поставить в нем ударение;

2) установить соотношения между буквами и звуками;

3) дать характеристику гласных (ударный-безударный) и согласных (твердый-мягкий, звонкий-глухой; с указанием их парности-непарности в обоих случаях);

1) парность-непарность признака необходимо у каждого согласного отмечать дважды – применительно к признаку как твердости-мягкости, так и звонкости-глухости;

2) не стоит в случае парности признака указывать соответствующий парный согласный; эта информация является, безусловно, полезной, но излишней в ситуации временно@го дефицита;

3) не забывайте отмечать в транскрипции ударность гласного в соответствующей позиции.

Образцы разбора.

1. ВПЯТЕРОМ : впя-те-ро@м – 3 слога

в – [ф] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)

п – [п’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)

я – [и] – гл. (б/уд.)

т

е – [и] – гл. (б/уд.)

р – [р] – согл., тв. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)

о – [о@] – гл. (уд.)

м – [м] – согл., тв. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)

2. СВЕЖЕСТЬ : све@-жесть – 2 слога

с – [с] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)

в – [в’] – согл., мягк. (парн.), зв. (парн).

е – [э@] – гл. (уд.)

ж – [ж] – согл., тв. (непарн.), зв. (парн.)

е – [ы] – гл. (б/уд.)

с – [с’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)

т – [т’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)

ь – [-]

3. ПОКАЯНИЕ : по-ка-я@-ни-е – 5 слогов

п – [п] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)

о – [а] – гл. (б/уд.)

к – [к] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)

а – [а] – гл. (б/уд.)

я - [й] – согл., мягк. (непарн.), зв. (непарн.) (сонант)

[а@] – гл. (уд.)

н – [н’] – согл., мягк. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)

и – [и] – гл. (б/уд.)

е - [и] – гл. (б/уд.)


МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Морфемный анализ слова (разбор его по составу), так же, как и фонетический анализ, требует от учащихся знания определенных, основополагающих, теоретических положений морфемики и инвентаря единиц морфемного уровня языка. Однако в рамках настоящего пособия нет возможности подробно излагать все эти научные основы, поэтому исходим из предположения, что абитуриенты владеют необходимым объемом знаний и умений и ограничимся только некоторыми комментариями и указанием основных трудностей, которые могут встретиться в этом виде анализа слова. Для удобства дадим их в виде определенного списка.

1. Выполнение морфемного анализа слова предполагает графическое выделение в нем основы и окончания (флексии ), а в рамках основы – всех составляющих ее морфем: корня и различных аффиксов , под которыми понимаются приставки (префиксы ) и суффиксы , включая интерфиксы и постфиксы . Обозначения частей слова и типов морфем при этом вполне традиционны:

Основа

ÿ - флексия,

ƒ - корень,

| - префикс,

^ - суффикс.

2. Выделение в слове той или иной морфемы осуществляется на основе противопоставления: красив-ый , т.к. есть красив-ая, красив-ое ; крƒас-иßв-ый , т.к. крƒас-а ; и т. п.

3. Интерфиксом прежде всего называют (1) соединительные гласные –о - и –е - в сложных (многокорневых) словах: лед-о -ход, гряз-е -лечебница . Его при разборе слова можно обозначить как суффикс: дƒел-о ß -про-из-вƒод-ст^в . К интерфиксам относят и еще некоторые морфемы:

2) конечная гласная связанных интернациональных компонентов, не употребляющихся вне сложений одинаковой структуры: микр-о- процессор, ге-о -лог, не-о -нацизм, архе-о -логия;

3) конечная гласная основ несклоняемых слов (ради-рубка, метр-о -мост, кин-механик, коф-е -варка ) и усеченных основ (тел-е -передача, мот-бол, стере-о -видение); 4) -а - и –я - в некоторых словах: сем-я -доля, врем-препровождение , ави-а -носец, мег-а- тонна;

5) - после компонентов дв(а) и пол-: дв-у -член, пол-круг;

6) -и - в некоторых образованиях: доз-и -метр, калор-метр, Узбек-и -стан, пол-и -мер, мин-и -баскетбол, милл-и -грамм, траг-и -комедия;

7) - в словах с первым корнем себ- : себ-я -любие;

8) -и - и - ÿ - , совпадающие с окончаниями повелительного наклонения 2 л. ед.ч., после некоторых глагольных основ: сорв-голова, верт-и -хвостка, перекат-и -поле, гуляй- ÿ -город;

9) –и-, -ух-, -ех-, -о-, –а-, -е- после основ числительных: пят-и-борец, сорок-а-тысячник, сорок-о-ножка, одн-о-дум, ст-о-летие, дв-ух-летие, тр-ех-летие, тр-е-ножник;

10) –о - - ÿ - в собственных именах с опорными компонентами –город, -озеро, -град: Нов- ÿ -город, Бел-о -озеро, Калинин- ÿ- град ;

11) -ÿ - во многих других сложных словах: премьер- ÿ -министр, меч- ÿ -рыба, ампер- ÿ -метр, марш- ÿ -парад, яхт- ÿ -клуб и т. п..

4. Постфикс – это суффикс, расположенный после всех морфем, включая флексию, и входящий в основу. К ним относятся:

1) возвратные суффиксы (частицы) –ся и –сь : за-интƒерес-ов^а -л^-а-с^ь ;

2) неопределенные суффиксы (частицы) –то, -либо, -нибудь: кƒƒ -ому-ли^бо ;

3) другие частицы, пишущиеся через дефис - -таки, -ка, -с : с-каƒж-иß-кßа, по-жаƒл-уßй-те-сß.

5. Формообразующие суффиксы инфинитива (неопределенной формы глагола) (-ть , -ти , -чь , а также выделяемые иногда как самостоятельные ‑сть , ‑сти ) и прошедшего времени (-л -) не входят в основу глагола, поскольку образуют не новые слова, как все другие суффиксы, а только новые формы того же слова: дƒел-а^- т^ь , дƒел-а^ -л^-а .

6. По той же причине не входят в основу глагола и формообразующие суффиксы причастий и деепричастий. Последние, однако, являются в русском языке настолько самостоятельными словоформами, что во многих случаях имеют свои, независимые от глагола, схемы разбора (ср. словообразовательный и морфологический виды их анализа). Так и в данном случае в формах причастий и деепричастий следует выделять две основы: основу собственно этой формы (включая все формообразующие суффиксы) и основу исходного глагола, в которую они не входят: интƒерес-у^ [й] -ю^щ -ий-с^я , чиƒт-а^- [й]-ю -ий, про-чƒит-а^ -в ^ .

7. В школьной традиции принято называть суффиксы инфинитива глагольными окончаниями и обозначать при разборе слова по составу соответствующим образом. Видимо, это можно объяснить как раз тем обстоятельством, что данные морфемы не входят в основу глагола и тем самым сближаются с окончаниями. Однако простой довод, что окончание по определению – это изменяемая часть слова, в то время как суффиксы инфинитива обнаруживаются в неизменяемой (неопределенной) форме глагола, вынуждает не согласиться с этой традицией и настаивать все же на том, что ‑ть , ‑ти и ‑чь (а также –сть и –сти ) – это суффиксы, а не окончания. На экзамене, однако, трудно требовать от всех поступающих знания этого различия школьного и научного подходов, поэтому данная информация является только желательной, но не обязательной.

8. Следует также помнить о возможности существования «нулевых» морфем, в первую очередь окончаний: чиƒт-а^ -л^-ÿ . Особенно это важно в случае, когда такое «нулевое» окончание стоит не в конце, а в середине слова: раз-беƒж-а^ -л^-ÿ-с^я . «Нулевое» окончание обнаруживается только в ряду других, «ненулевых», материально выраженных окончаний того же слова: стƒен -а, стƒен -ы, стƒен -ÿ; бƒы -л^-а, бƒы -л^-и, бƒы -л^-ÿ; гƒор-я^ч -а, гƒор -я^ч -и, гƒор-я^ч -ÿ ; и т. д. Полное отсутствие окончания в слове «нулевым» не является, так устроены все неизменяемые слова или формы слов: неизменяемые существительные (палƒьто , пюƒре , деƒнди , евƒро )и прилагательные(хаƒки , беƒж , боƒрдо ),наречия(быƒстр-о^ , по-тƒих-он^ьк-у^ , вдƒруг ), слова категории состояния (жаƒль , не-льƒзя (неƒльзя ), поƒра ), деепричастия (раз-дƒел-а^-вш^и-с^ь , пр(и)-иƒд-я^ , дƒел-а^- [й ]-я ^ ), междометия (спаƒсибо , прƒочь , аƒх ! ), формы сравнительной степени (уƒм-н^-е^е , луƒчш-е^ , по-меƒнь-ш^е ), служебные части речи – предлоги (для , перед ), союзы (что , хотя ), частицы (только , лишь ).

Возможно и выделение «нулевого» формообразующего суффикса прошедшего времени: рƒос - ^-ÿ - на фоне таких форм, как рƒос -л^-а, рƒос -л^-и и под. В любом случае «нулевая» морфема может быть только членом какого-то парадигматического ряда.

«Нулевой» морфемой признается только значимое отсутствие .

9. С учетом всего вышесказанного «нулевое» окончание должно быть выделено в притяжательных прилагательных типа лƒис-и^й -ÿ , поскольку во всех других формах таких слов изменяемой является именно эта часть: лиƒсь -[й] -я, лиƒсь -[й] -их, лиƒсь -[й] -ему и под. В притяжательном суффиксе –иßй - при этом наблюдается фонетическое чередование [и] с «нулем звука»: [и//#]. Таким образом, прилагательные синий и лисий , внешне очень похожие, имеют не только различную лексико-грамматическую характеристику (первое – качественное, второе – притяжательное), но и различную морфемную структуру: лƒис-и^й -ÿ и сƒин -ий . Отчасти именно эта особенность (наличие специфических суффиксов, не свойственных другим разрядам этого класса слов; к указанному можно добавить также суффиксы ‑иßн в пƒап-и^н -ÿ или –оßв в оƒтц-о^в -ÿ ) послужила одной из причин выделения притяжательных прилагательных в особую группу, тогда как по значению (‘признак через отношение принадлежности’) они явно тяготеют к относительным (‘признак через различные отношения’).

Такой же морфемной структурой обладает и порядковое числительное трƒет-и^й -ÿ (ср.: трƒеть -[й] -я , трƒеть -[й] -е , трƒеть -[й] -его , трƒеть -[й] -ему и под.).

10. В ряде русских слов можно наблюдать своеобразное наложение морфем – полное или частичное: колƒон(н)-н^ -ый , Одƒес(с)-с^к -ий , Миƒн(ск)-с^к -ий , рас-(с)сƒор-и^ -т^ь, таƒкс(и)-ис^т -ÿ , влƒа(ст)-ст^в-ов^а -ть, палƒьт(о)-о^в -ый и т. п. Наложение может происходить на разных морфемных стыках (префикс–корень или корень-суффикс), вплоть до полного «поглощения» одной морфемы – другой, ср. вы-(ƒн)-н^у -т^ь . При морфемном разборе такого слова графические обозначения также накладываются друг на друга, что не должно «пугать» абитуриента. Знание такой особенности русского словообразования позволит избежать лишних ошибок в этом виде разбора слова.

11. Некоторую трудность при морфемном анализе могут представить те случаи, когда оказываются возможными сразу два (редко – более) варианта морфемного членения слова. Так случается, например, если слово с течением времени изменило свою морфемную структуру – в ней произошли такие процессы, как опрощение , переразложение морфем и т. п. Иными словами, когда наблюдается явное различие морфемного строения слова при взгляде на него с современной или исторической точек зрения. Скажем, современные словари рассматривают слова человек и медведь как непроизводные: челоƒвек -ÿ , медведь -ÿ. В то время как даже незначительный «экскурс» в историю выявляет в этих словах по два корня: чƒел-о^-вƒек -ÿ , меƒд-веƒдь -ÿ. Так же непроизводным предстает в словарях слово обƒлак , тогда как исторически здесь выделяется корень –блак‑ , имеющий множество вариантов: о-блƒач-н^ -ый, влƒач-и^ -т^ь, воƒлок-о^м , о-боƒлоч-к^ -а, на-воƒлоч-к^ и т. п. Таких случаев в языке довольно много - достаточно сравнить рекомендации различных словообразовательных словарей.

Другой причиной подобного положения дел может стать различие тех исходных теоретических установок, с которых производится членение слова по составу. Так, в словах одеть, надеть, раздеть можно выделить корень –де‑ - на том формальном основании, что существуют бесприставочные (хотя и несколько устаревшие) образования деть , деться , деваться , а корень к тому же способен сочетаться с целым рядом различных приставок (к указанным выше можно добавить еще слова воздеть, продеть, поддеть, подеваться и ряд др.). Но словообразовательный словарь русского языка (Например, А. Н. Тихонова, в том числе его версия для школы) такого корня не выделяет, учитывая изменение значения слова, вносимое всеми этими приставками (т. е. на семантическом основании).

Трудно требовать от рядового школьника знания всех этих премудростей – как истории образования того или иного слова, так и многообразия научных трактовок. Здесь абитуриенту можно посоветовать только постараться увидеть и отметить возможность второго варианта членения слова. Не увидели – не страшно, на оценку это не повлияет; увидели и отметили – замечательно, вам удалось приподняться над средним (школьным) уровнем. В настоящем пособии все случаи такого двойного (вариативного) членения слова отмечаются в скобках (см. выше слово нельзя ).

Второй вариант разбора (не только в этом виде анализа, но и во всех других) имеет смысл приводить только тогда, когда вы уверены, что не ошибаетесь. В противном случае – воздержитесь, чтобы не наделать лишних ошибок.

Не уверен – не обгоняй!

12. Наиболее «опасным» при морфемном разборе слова является так называемый «скрытый» [й]: та ситуация, когда он не обозначен в слове отдельной буквой, а «спрятан» в «йотированной» гласной (см. о них выше). Иногда такой [й] выступает в слове как самостоятельная морфема: дƒел-а^- [й] -ет , дƒел-а^- [й]-ю -ий, дƒел-а^- [й] -я^ (обычно – в глагольных формах), а иногда как часть морфемы: чƒт-ен^и ]-е, по-нƒя-ти^ [й] (поƒня-ти^ [й] ), зƒна-ни^ [й] -е (обычно – в суффиксах отвлеченных существительных). Наличие такого «скрытого» [й] можно, как правило, проверить какой-нибудь другой формой этого слова, где [й] обозначен соответствующей буквой Й, ср.: дƒел-а^-й^- ÿ, чƒт-ен^ий -ÿ, по-нƒя-ти^й -ÿ (поƒня-ти^й -ÿ ), знƒа-ни^й -ÿ , или родственным словом с той же особенностью: по -н ƒя-ти^й-н^ -ый (поƒня-ти^й-н^ -ый ) (аппарат ), жƒи-ти^й-н^ -ая (литература ).

Если на стыке морфем в слове стоят две гласные буквы и вторая из них «йотированная» - ищите «скрытый» [й]! Ср.: чит-А-Ет, чит-А-Я, чит-А-Ющ-ий, чт-енИ-Е.

«Скрытый» [й], столь необходимый в морфемной структуре слова, может, тем не менее, не произноситься, т. е. отсутствовать в фонетическом представлении (транскрипции) данного слова (см. об этом выше).

Образцы разбора

Выше, по ходу изложения материала, уже приводилось достаточно большое количество иллюстраций, поэтому здесь ограничимся еще всего лишь несколькими, уже без всяких комментариев:

про-с(ƒн)-н^у -л^-ÿ-с^я ;

пред-стƒавл-ен^и [й] -е;

раз-бƒег-а^ -[й]- юßщ -ие-с^я ;

чƒел-о^-вƒеч-и^й -ÿ (челƒовеч-и^й -ÿ );

в-скƒачь ;

дƒƒв -а;

трƒет-и^й -ÿ;

на-пере-кƒос-я^к ;

жƒен-с^к -ий;

магƒазин -ÿ;

цеƒль ;

во-пеƒрв-ы^х .

Не стоит на вступительном экзамене добавлять к записи слова с разбивкой его на морфемы еще какую бы то ни было дополнительную информацию, какие бы то ни было аргументы в пользу предложенного решения – например, перечень однокоренных слов или слов с теми же префиксами или суффиксами, указание на наличие в рамках морфемы чередований (в том числе исторических, т. е. обозначенных на письме) или комментарии по поводу того или иного варианта членения слова. Это могло бы быть безусловно полезным упражнением в ситуации обучения, но на это точно не хватит времени при подготовке к ответу на экзамене. Вполне достаточно лаконично и правильно оформить морфемный анализ слова по предложенным выше образцам, что не исключает, однако, необходимости быть готовым к ответу на любой вопрос экзаменатора, касающийся морфемного членения или тех или иных компонентов слова.


СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Словообразовательный анализ слова является естественным продолжением морфемного: установив морфемную структуру слова, логично задаться вопросом о том, как именно это слово было в языке образовано. Часто учащиеся даже объединяют оба эти вида разбора: выписав из текста слово с разбивкой на морфемы и обозначив графически все его части (морфемный анализ), тут же ставят стрелку, показывающую направление словообразовательного процесса, и отмечают ход создания этого слова (словообразовательный анализ):

учительница уƒч-и^-те^ль-ни^ц -а учитель + -ни^ц -.

Такая запись действительно существенно экономит время и часто полностью себя оправдывает. Однако в ней таится и большая опасность сделать ошибку, в том случае если выписанное слово окажется не в своей начальной, а в какой-то иной текстовой форме. Но лучше рассмотрим все трудности и «опасности» словообразовательного анализа по порядку, представив их снова в виде некоторого перечня.

1. Не путайте словообразование и формообразование (см. выше)! Начинайте словообразовательный анализ с начальной формы слова.

Формообразовательный анализ слова (установление процедуры образования конкретной словоформы от некоторой исходной) – вполне возможная и самостоятельная задача, однако выполнение такого вида анализа не входит в программу вступительного экзамена по русскому языку. Речь идет именно о словообразовательном разборе , т. е. о развертывании цепочки шагов, которые привели к образованию данного (производного) слова от некоторого исходного (производящего), с помощью тех или иных словообразовательных аффиксов (формантов) или других способов. Следовательно, во всех случаях (о единственном исключении из этого правила см. ниже) начинать выполнение словообразовательного анализа следует с начальной (исходной) формы слова. Все другие виды анализа слова (фонетический, морфемный, морфологический) можно, а иногда и нужно выполнять на материале именно текстовой словоформы. В этом некоторая специфика словообразовательного разбора.

2. Единственное исключение из вышеприведенного правила связано с формами причастий и деепричастий (уже не в первый раз эти формы требуют какого-то специального внимания!): в этом случае мы имеем дело именно с формообразовательным процессом, показывающим переход от формы причастия или деепричастия к исходной форме глагола:

перечитывающий пере-чиƒт-ыв^а -[й]- ю -ий Ф перечитывать + -[й]- + -ю^щ- ;

испытав ис-пыƒт-а^-в^ Ф испытать + -в^ .

Во всех таких случаях формообразовательную сущность процесса необходимо как-то обозначить – например, буквой Ф над стрелкой. В идеале следовало бы обозначать и собственно способы словообразования (см. ниже), однако в ситуации временно@го дефицита можно ограничиться лишь графическим обозначением словообразовательного форманта (аффикса). И только в случае, когда образование слова не связано с использованием тех или иных морфем, необходимо указать (над стрелкой или в скобках) конкретный способ словообразования.

3. Способы словообразования , которые необходимо знать абитуриенту, традиционны и по большей части не требуют особых комментариев, т. к. не вызывают трудностей на экзамене:

  • префиксация : прочитатьпро- + читать ;
  • суффиксация : столикстол + -и^к -;
  • суффиксально-префиксальный способ (здесь важно, что префикс и суффикс одновременно присоединяются к производящей основе, присоединение лишь одного из них нового слова не образует): разбежатьсяраз - + бежать + -с^я; вздремнуть вз - + дремать + -н^у - ‑ -а ^-;
  • словосложение (сложение основ): генерал-майор генерал + майор ; светло-голубой светлый + -о^ - + голубой; паровозпар + -о^ - + возить ‑ -и^- ;
  • аббревиация : СПбГУ Санкт-Петербургский государственный университет; горздравотдел городской отдел здравоохранения ; завкафедройзаведующий кафедрой ;
  • усечение основы : раньранний ‑ -н^-; смотр смотреть ‑ -е ^-; взрыв взрывать - -аß-; дояр доярка - -кß-;
  • нулевая суффиксация (бессуффиксальный способ; новое слово образуется без всяких новых аффиксов, при этом основа остается без усечения): зеленьзеленый ; пятый пять ; гниль гнилой;
  • транспозиция частей речи (неморфологический способ): столовая (сущ.) столовая (прил.); зимой (нар.) зимой (Т.п. сущ.).

Возможны и различные комбинации всех этих способов, что видно из некоторых примеров. При этом видно также, что непременного словесного обозначения требуют только два последних способа словообразования, в которых не задействованы никакие формальные показатели. В остальных случаях можно ограничиться графическим обозначением компонентов слова, участвующих в словообразовании:

перестраховщик перестраховаться + -о^в - + -щ^ик - ‑ -ов^а - ‑ -с^я ;

втихую в тихую (неморфол.).

4. При выполнении словообразовательного анализа не забывайте указывать сами форманты, «присоединяя» или «отсекая» их с помощью соответствующих знаков – (+) или (‑):

молочница молочный + -и^ц -;

бег бежать ‑ -а ^- + г/ж ([к//ж]).

5. Как видно из приведенных примеров, в образовании нового слова нередко участвуют чередования звуков . Они не представляют собой никакого самостоятельного способа словообразования, однако должны, тем не менее, обязательно отмечаться в словообразовательной цепочке.

6. Приведенные выше примеры иллюстрируют и еще одну трудность словообразовательного анализа, ожидающую плохо подготовленного абитуриента: производное (вторичное) слово не обязательно должно быть сложнее по структуре (длиннее), чем соответствующее производящее (первичное). В случае затруднения при выборе производящей основы можно руководствоваться таким достаточно простым соображением: первичным чаще оказывается то слово, которое обозначает нечто более конкретное (‘предмет’, ‘признак’, ‘действие’), вторичным – то, которое обладает более сложным значением: отглагольное существительное (‘действие + предметность’: ход ходить ‑ -и^ -; рассказ рассказывать ‑ -ыв^а - или рассказать ‑ -а^ -), существительное со значением качества (‘признак + предметность’: синь синий ; даль дальний ‑ -н^ -), другое абстрактное существительное (радость радоваться ‑ -ов^а - ‑ -с^я + ос^ть ; боль болеть ‑ -е^- ) и т. п.

Не всегда производное слово устроено сложнее производящего. Первично обычно то, что проще (конкретнее) по значению.

7. Выполняя словообразовательный анализ слова, следует помнить и о «скрытом» [й]: зачастую он принимает участие в образовании нового слова наряду с другими словообразовательными формантами или входит в состав того или иного аффикса. В любом случае его необходимо отметить в записи:

поющий Ф петь + -[й]- + -ю^щ - + о/е ([а//э]);

везениевезти + -ен^и [й]-.

8. При определении способа образования слова нужно учитывать возможность двойной мотивации , т. е. существования двух разных способов создания данного слова, из которых объективно невозможно выбрать какой-то один:

недалеко недалекий + -о^ -;

далеко + не -.

обрадоваться об - + радоваться;

обрадовать + -с^я .

Не пытайтесь найти один-единственный правильный ответ на тот или иной вопрос – часто их объективно существует в языке более одного. Важно увидеть эту неоднозначность, вариативность лингвистических решений.

Последнее замечание может быть отнесено не только к словообразовательному, но в равной мере и ко всем другим видам лингвистического анализа.

Образцы разбора

Как и в предыдущем разделе, много иллюстраций к выполнению словообразовательного анализа было дано уже по ходу изложения материала, поэтому здесь ограничимся лишь несколькими дополнительными примерами:

иностранец иной + -о^ - + страна + -е^ц -;

бессмертие бес - + смерть + -и ^[й]-;

пешеходный пешеход + -н ^-;

столпотворение с - + толпа + -о ^- + творить ‑ -и^ - + -ен^и [й]-;

тварь творить ‑ -и^ - +о/а ;

бессердечный бес - + сердечный;

поспособствовать по - + способствовать ;

утром утром (неморфол.).

Случайные статьи

Вверх