Занятие: профессии на транспорте Пальчиковая гимнастика
- дополнительный материал по теме "Профессии". Новая лексика Существительные:...
Мягкий знак — это одна из букв русского алфавита, не имеющая своего звучания. Ее невозможно произнести фонетически, но, несмотря на это, она является значимой и выполняет очень важную роль.
На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и . Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и , продолжил смягчать впереди стоящий согласный.
В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).
В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма , и так далее.
Все мы знаем, что согласные звуки бывают мягкие и твердые. Некоторые согласные всегда мягкие, а некоторые смягчаются другими буквами. Например, йотированные гласныесмягчают твердый согласный, стоящий перед ними. Мягкий знак исполняет абсолютно ту же функцию, что и эти гласные — смягчает согласные, стоящие перед ним:
Давайте рассмотрим несколько особых случаев, в которых в середине слова может встречаться мягкий знак.
Мягкий знак, находящийся между двумя согласными
Пример: конь
ки, бань
ка, голь
ф, поль
ка, больница, угольный.
В этом случае мягкий знак просто смягчает впереди стоящий согласный. Правило: мягкий знак в середине слова не пишется между сочетаниями согласных щн, щк, чн, чк.
Мягкий знак между согласной и йотированной гласной (разделительный)
Пример: деревья, поленья, соленья, ученье, обезьяна, вьюнок, колье.
В этом случае мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный. Йотированная гласная же раскладывается на два звука.
Мягкий знак может стоять не только перед йотированными гласными.
Пример: бульон, шампиньон, каньон, медальон.
Чаще всего так происходит в иностранных заимствованных словах.
Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.
Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.
Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:
Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:
Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.
Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.
Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним.
Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).
Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.
Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.
Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.
При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.
Мягкий знак в середине слова. 1 класс.
1. Подчеркните те слова, в которых мягкий знак смягчает впередистоящий согласный:
Бурьян, лось, огонь, деревья, соль, обезьяна, колья, бемоль, письмо, соболья, олень, сильный, трель, медальон, ельник, журавль, конь, семья, деньки, пальто, карамель, судьи, кровь, любовь, соловьи, смутьян, канитель, кортель, вальяжный.
2. Впишите мягкий знак там, где он необходим:
Тиш_, камыш_, услыш_, гараж_, спиш_, рож_, кураж_, мираж_, печ_, сеч_, замуж_, хорош_, пляж_, сторож_, страж_, уж_, настеж_, невтерпеж_, пляж_, наотмаш_, береч_, увлеч_, грач_, сплош_.
3. Выполните фонетический разбор данных слов (слова можно выдать детям по варинтам или каждому ребенку дать индивидуальное слово):
Портьера, закулисье, раздолье, сомелье, барьер.
К сожалению, очень многие допускают ошибку в этой, казалось бы, элементарной орфограмме. Как же узнать, что писать на конце глагола?
Нужно просто задать вопрос к глаголу. Если глагол отвечает на вопрос "что делать", мягкий знак ставится. Если вопрос "что делает?" — мягкий знак не нужен.
Пример: убраться (что сделать?), договориться (что сделать?); красоваться (что делать?).
Убирается (что делает?), договаривается (что делает?), красуется (что делает?).
) и выполняет несколько служебных функций:
После приставок Ь никогда не пишется
Ь
разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’]
(- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
Я солю
[сал’У] щи солью
[сал’й’У].
Пылю пылью
.
Коля
несёт колья
.
Сначала полю
, потом полью
.
Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);
Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.
Русский язык
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.
Цели у рока :
1.Закрепить знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
2.Используя игровые приемы, развивать у учащихся логическое мышление, речь.
3.Воспитание мотивации к учению.
Наглядность и оборудование: картины, кроссворд, таблицы.
Ход урока :
I. Организационная часть.
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
1.Рапорт дежурного.
II. Сообщение темы урока.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать
Какую тему изучаем?
Где может стоять ь?
Мы сегодня продолжим изучение темы « Мягкий знак на конце и в начале слова»
III. Изучение нового материала.
1 .Задание на мышление.
На уроке русского языка мы учимся писать красиво. Чтобы узнать какие буквы будем писать, нужно выполнить задание.
гроза ветер луна солнце
дождь пыль ночь … (день)
а) Какое слово пропущено?
б) Что общего между словами нижнего ряда?
2. Минутка чистописания: нь
3. Что вы знаете о мягком знаке?
а) Мягкий знак-хитрый знак
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часть просится.
4. Что обозначает мягкий знак?(мягкость согласного)
5.Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный.
Ел-ель шест-
Угол- жар-
6.Мягкий знак пригласил гостей, в названиях которых пишется ь.
Прилетел гусь. Просит правильно написать слова.
Письмо под диктовку.
Гусь, лось, коньки, карась, мальчик, день, письмо, пальто.
а) Прочитайте слова.
б) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.
в)Прочитайте слова с ь на конце.
Прочитайте слова с ь в середине слова.
7. Пришли Машенька и Дашенька (картина)
Спрячьте ь в середину слова.
Пень-пеньки
8. Прилетел снегирь (картина)
а) Упражнение на мышление.
Назови лишний предмет.
Портфель, коньки, кольца, книга (нет мягкого знака).
б) Работа с учебником.
Выполнение упр. 15, стр. 84.
9.Пришел медведь (картина). Просит нас отдохнуть.
Физкультминутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто,
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь,
С погремушкою ходил.
а) Проговорите про себя слова физкультминутки и назовите, в каких слова пишется ь (большой, поменьше, маленький, дзинь)
10. Заполни кроссворд (у каждого на парте)
а) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (Лось)
б) Стройный, красивый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день
Кто же это? …(Олень)
в) Домашнее животное (Лошадь)
г) Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу (Медведь).
11. Пришла Мальвина (картина)
Мальвина принесла пять больших тюльпанов.
а) Что принесла Мальвина?
б) В каких словах пишется ь?
в) Напишите предложение в тетрадь.
г) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.
На обратной стороне тюльпанов слова с пропущенной буквой. Нужно объяснить правописание слов с ь (Дети выходят к доске)
11.Задание от лебедя (картина)
Какие слова подходят к данной схеме?
деньки коньки
пеньки окунь
полька моль
пень угольки
пыльно соль
а) Где пишется ь?
12.Кто пришел к ь?
а) Назовите слова с ь на конце.
б) Назовите слова с ь в середине.
III. Заключительная часть.
1.Задание от самого Ь. Задание на дом. Упр. 14, стр. 84.
а) Какую тему изучали?
б) Где может стоять ь?
в) Кто пришел в гости к ь?
г) Какие задания понравились больше?
Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».
Цели:
Коррекционно-обучающие:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательные:
Ход логопедического занятия:
1. Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
И дня доброго желай.
2. Правило речи.
Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно!
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там
Он глядит по сторонам.
Смотрит как расческа зубы
Нам причесывает губы.
На качелях оказался,
Вверх взлетел,
И вниз спускался.
3. Пальчиковая гимнастика.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок.
Ой, указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять,
И движенья выполнять.
4. Тема логопедического занятия.
Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
Правильно, это мягкий знак: «Ь».
Нарисуем «Ь» знак
Нежно капелькой вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
Дети пишут «Ь» на пшене.
Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».
Что вы можете сказать о мягком знаке?
Что обозначает мягкий знак?
Он обозначает мягкость согласного.
5. Фонематическое восприятие.
В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.
Соль, конь, нос, хорь, лось, пень, комар, кран, мел.
Вспомните слова, которые я называла.
6. Игра «Назови слова с мягким знаком».
Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.
Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.
Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?
Во всех словах пишется мягкий знак.
7. Игра «Вставь мягкий знак».
Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.
8. Физминутка (музыкальная).
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки,
Танцевальная зарядка!
Мы похлопаем в ладоши:
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали:
Дружно веселее.
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись,
И остановились.
9. Загадка.
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
(коньки)
Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.
Где находиться «ь» в слове «коньки»?
Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)
Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.
Мягкий знак – такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует прекрасно.
10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».
Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Конь – коньки
Пень – пеньки
Хорь — хорьки
Где в слове может встретиться «Ь»?
11. Работа с предложениями.
Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?
Лос. – сил.ный звер..
Он ест траву и ветки, любит сол.
В чаще леса скрывался лос.
У него бол.шие ветвистые рога
Составить текст, соблюдая следующую последовательность:
1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными.
3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
4) Предложение, где есть два слова с «Ь».
Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?
Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.
12. Итог занятия.
Когда в словах пишется мягкий знак?
Когда согласный звук произносится мягко?
Мягкий знак с согласной дружен.
В конце и середине слова нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.
Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.
Галимова Галина Павловна,
учитель-логопед,
коррекционная школа-интернат VIII вида,
Башкортостан, г.Янаул
Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].
Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:
1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Съ езд, подъ езд, отъ езд, разъ езд, объ ём, предъ юбилейный, изъ явить, волеизъ явление, объ ять, необъ ятный, разъ ярённый, сверхъ естественный, съ ёмка, взъ ерошить (волосы), съ ёжиться, разъ яснилось (небо), объ единить, объ явление, съ едобный, подъ ёмный (кран).
Двухъ язычный, трёхъ ярусный, четырёхъ ярусный.
Адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.
Здоровь е, счасть е, ль ёт, бь ёт, вь ёт, вь ётся, вь юга, семь я, воробь иный, хлопь я, пь еса, барь ер, бель ё, бриль янт, бурь ян, вь юн, интервь ю, лись и, ружь ё, шалунь я, полозь я, пить ё, пь ёт, друзь я, серь ёзный, Тать яна, Марь я, шь ём, шить ё, выль ется, обезь яна, ночь ю, листь я, деревь я, птичь и, вь ющиеся растения, в уль е, атель е, рь яный (работник), (выступить) с речь ю, (владеть) вещь ю.
Баталь он, почталь он, бульон, павиль он, компань он, медаль он, минь он, шампинь он.
Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.
Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.