Занятие: профессии на транспорте Пальчиковая гимнастика
- дополнительный материал по теме "Профессии". Новая лексика Существительные:...
Лекция
1. Основные направления в изучении грамматики.
2. Особенности освоения детьми грамматического строя речи
3. Организация работы по обучению на занятиях дошкольников грамматически правильной речи.
1.Сущность грамматического строя речи, его значение. Основные направления в изучении грамматики
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка - система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Сформированный грамматический строй речи - непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи - одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т.п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Развитие грамматического строя речи - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).
Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Но несмотря на всю важность, проблема формирования грамматического строя речи стала предметом изучения лишь в 50-е гг. XX в. после выхода в свет фундаментального труда А. Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», в котором детально описаны грамматические категории, элементы и конструкции в речи ребенка на каждом возрастном этапе.
В изучении грамматического строя речи дошкольников А. Г. Арушанова выделяет несколько направлений.
Первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.).
Они уточнили списки слов, изменение которых вызывает затруднение у детей; выявили ситуации, в которых дети могли «затвердить» нужную форму.
Второе направление - выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности. В этом направлении работали Д. Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.В.Запорожец, В. И.Ядэшко. Исследования показали, что наиболее благоприятна ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точность ее звукового облика обретает в деятельности сигнальное значение. Игровую и практическую деятельность следует организовать так, чтобы успех этой деятельности зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова.
Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования (М. С. Лаврик, Э.А.Федеравичене, Н.Ф.Виноградова, Г.И.Николайчук, А.Г.Тамбовцева-Арушанова). Исследования позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций .
Перечисленные исследования позволили выдвинуть на первый план развивающую функцию грамматической работы в детском саду.
2. Особенности освоения детьми грамматического строя речи
Освоение грамматического строя речи осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как прежде чем начать использовать языковую форму, он должен понять, что она означает.
При формировании грамматического строя речи дошкольник усваивает сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
А. Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи.
Первый период (1 год 3 месяца- 1 год 10 месяцев) - это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях. Этот период делится на две стадии:
Стадию употребления однословных предложений (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев);
Стадию употребления предложений из нескольких слов, главным образом двухсловных предложений (1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев).
Второй период (1 год 10 месяцев - 3 года) - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. В рамках этого периода выделяют три стадии:
Стадию формирования первых форм: числа, падежа, времени (1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц);
Стадию использования флексивной системы русского языка (словоизменения) для выражения синтаксических связей (2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца);
Стадию усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 месяца - 3 года).
А. Н. Гвоздев замечает, что этот период резко отграничен от первого периода, а с последующим не имеет резко очерченных границ.
Третий период (3 года - 7 лет) связан с освоением морфологической системы русского языка, типов склонений и спряжений. Усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.
Проследим подробнее путь усвоения детьми отдельных сторон грамматического строя речи.
Усвоение синтаксической стороны речи. Появлению грамматически оформленных предложений предшествуют так называемые слова-предложения, состоящие из одного слова, представляющие законченное целое и выражающие какое-либо сообщение. Слова-предложения могут означать действующих лиц, животных, служить обозначением предметов или действий. Одно и то же слово-предложение может иметь разные значения. В одних случаях эти значения становятся понятными благодаря интонации, в других - только из обстановки, в третьих - благодаря жестам. Употребление слов-предложений, по наблюдениям А. Н. Гвоздева, происходит приблизительно в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев.
Примерно к середине второго года жизни в речи ребенка появляются двухсловные предложения. Именно их появление говорит о первом шаге в развитии предложения из «первичного синтаксического целого». Важным фактором является то, что ребенок самостоятельно конструирует эти предложения.
К двум годам возникают трех-четырехсложные предложения, которые можно рассматривать как начальную стадию усвоения грамматической структуры предложения. Она связана с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Так, в возрасте 1 года 9 месяцев ребенок начинает произносить сложные бессоюзные предложения.
Основные типы сложного предложения усваиваются к трем годам. Первоначально они соединяются без союзов, затем союзами. Дети используют как сочинительные, так и подчинительные союзы.
Четвертый и пятый годы жизни являются дальнейшим этапом в овладении системой родного языка. В речи детей четвертого года жизни, как указывает В. И.Ядэшко, по-прежнему преобладают простые распространенные предложения (57%), однако структура их заметно усложняется за счет роста количества членов предложения. Впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами, увеличиваются однородные дополнения и определения. Употребляют дети и сложные предложения, составляющие, по данным В. И.Ядэшко, 11 % по отношению к общему числу предложений.
Усложняется структура и сложноподчиненных предложений. Нередки случаи, когда перед перечислением однородных членов в одном из простых предложений, входящих в состав сложноподчиненного предложения, стоит обобщающее слово. Среди придаточных предложений наиболее распространенными являются дополнительные придаточные предложения, придаточные времени, причины, места, сравнительные, условия, реже определительные, цели, меры и степени.
В монологических высказываниях детей этого возраста встречаются сложные предложения усложненного типа, которые состоят из трех и более простых предложений, объединенных либо сочинительной, либо подчинительной связью. Дети употребляют прямую и косвенную речь.
В речи дошкольников А. Н. Гвоздев отмечает единичные примеры обособления (обособленный причастный оборот; обособленное одиночное прилагательное, отделенное от существительного; уточняющая управляемая группа слов) и приводит пример с редким разделительным союзом «или».
По мнению Л. С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется функциональным многообразием речи.
В этом возрасте А. Н. Гвоздев отмечает сложные предложения с двумя придаточными, при этом имеются и соподчиненные и придаточные предложения разных степеней. Простые предложения в сложные дети объединяют при помощи союзов «когда», «как», «чтобы», «если», «потому что», «что», союзных слов «кто», «отчего», «который» и т.д.
Появление грамматически оформленных простых и сложных предложений в речи детей возможно лишь при условии овладения ими достаточно большим словарем и грамматическими формами для выражения главных и второстепенных членов предложения.
Сначала, как отмечает В.И.Ядэшко, дети начинают пользоваться в речи такими членами предложения, как подлежащее и сказуемое. В возрасте до четырех лет эти части предложения составляют 61 % всех употребляемых слов. Третье место занимают дополнения. К пяти годам дети чаще пользуются определениями и обстоятельствами разного значения. Увеличивается количество составных сложных подлежащих («волк-серый бок», «мама -зайчишка») и сказуемых («попросилась ночевать»). Дошкольники начинают пользоваться вводными словами.
Усвоение морфологической стороны речи. В возрасте от 1 года 10 месяцев до 2 лет происходит дифференциация слов по частям речи. Ранней диффузное™ значений слов соответствовала их формальная диффузность: слова ребенка не изменялись и чаще всего не имели суффиксов, которые указывали бы на их грамматическую принадлежность. Процесс морфологизации начинается почти одновременно у существительных и глаголов, отражая тем самым все более четкую дифференциацию ребенком предметного мира и действий в нем. Используемые детьми двух -трех с половиной лет глаголы составляют, по данным Г. М.Ляминой, 26,5 - 37% из общего числа всех остальных частей речи. Наиболее распространенные глагольные формы: просьба и предложение («дай», «возьми»); координация своих действий с другим ребенком («сядь», «пусти», «не трогай»); привлечение внимания к чему-то интересному, результатам своей деятельности («посмотри»). Перечисленные формы общения выражаются глаголами повелительного наклонения. Обращая внимание на их раннее появление, А. Н. Гвоздев писал, что глагол в форме второго лица единственного числа повелительного наклонения появляется в числе первых слов. Повелительное наклонение - основная форма глагола в период употребления детьми предложений из слов-корней.
На третьем году жизни, по данным А. Н. Гвоздева, ребенок использует глаголы всех времен и форм. К трем годам малыш овладевает всеми основными падежными формами.
Вслед за существительными в речи ребенка последовательно появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, а также наречия, личные местоимения, числительные, около 2 лет 3 месяцев - союзы и предлоги. При этом до 3 лет дети употребляют 15 союзов, а с трех до четырех лет к ним добавляются еще 13 .
В процессе общения дети в возрасте 4 лет достаточно часто употребляют наречия, которые характеризуют в основном (70 - 80 %) выполнение правил («надо», «можно», «нужно», «нельзя») или оценивают поведение («правильно-неправильно», «хорошо -плохо»). Однако наречия, характеризующие существо действий, поступков, отношений («дружно», «вместе», «нарочно») встречаются очень редко. Дети в возрасте 5 лет продолжают пользоваться преимущественно общими наречиями места («там», «тут» - 60 - 90 %) и времени («потом» - 96 %). Большинство употребляемых ими прилагательных содержат оценку поведения, а не их содержание. Из 22 наиболее часто встречающихся в речи детей предлогов активно (60 %) используются четыре: «у», «в», «на», «с». Предлоги, указывающие на точное местонахождение предмета или направление движения («над», «между», «через», «до»), употребляются ими редко. Предлогами «под», «перед», «около», «о» дети практически не пользуются. На пятом году жизни количество используемых союзов возрастает. Увеличивается число подчинительных союзов, так как дети начинают пользоваться придаточными предложениями. Чаще всего они употребляют союзы «как», «если», а из сочинительных союзов - «а», «и». Это свидетельствует о том, что дошкольники уже могут не только перечислять, но и делать противопоставление.
Морфологический состав речи старших дошкольников, по данным А. Н. Гвоздева, Г. М.Ляминой и др., практически не меняется в сравнении с детьми пятого года жизни и поэтому число прилагательных и наречий в них одинаково. Некоторые изменения отмечаются в использовании глаголов. Дети пытаются с их помощью выразить свое отношение к людям, возрастает количество предлогов, дошкольники чаще употребляют союзы «чтобы», «потому что».
Усвоение словообразования. В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значению морфем. Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строительного материала. Ребенок прежде всего овладевает словообразовательными моделями, познает лексическое значение основ слов и смысл значимых частей слова (приставки, корня, суффикса, окончания).
А. Г. Тамбовцева-Арушанова в своем исследовании выделяет этапы, через которые проходит ребенок в усвоении способов словообразования.
Первый этап (от 2,5 лет до 3,5 - 4 лет) - это период накопления первичного словаря мотивированной лексики и формирования предпосылок словообразования.
В это время словопроизводство носит случайный, ситуативный характер, проявляется в виде единичных случаев словообразования аналогического или корреляционного типа. Словотворчество возникает по типу речевой ошибки.
Второй этап (от 3,5 -4 лет до 5,5 -6 лет) - период активного освоения самопроизводства, формирования обобщенных представлений о мотивированности наименований и аналогичных типах мотивации, регулярного словотворчества.
На этом этапе (образование по аналогии) словотворчество выполняет три функции: исполнительскую, ориентировочную («пробующую») и собственно словотворческую.
Третий этап (после 5,5 -6 лет) - период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества. Последнее все больше начинает выступать в ориентировочной функции .
Как мы видим, словообразование связывается с детским словотворчеством. В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований - однопо-рядковые. По существу они представляют собой результат работы ребенка по овладению языком как реальной предметной действительностью, так и той реальной практикой, в ходе которой происходит это отражение. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя.
Словотворчество детей очень многообразно. По мнению А. Г.Тамбовцевой-Арушановой, есть «стихийные семантики», очень чувствительные к смыслу слова, оттенкам значения. Словотворчество таких дошкольников витиевато. Дети передают одно и то же значение слова при помощи разнообразных средств, каждый раз по-новому решая фактически одну и ту же задачу (например, «у утки - утята, у оленухи - олененок, у лосихи - лосих»).
Т.Н.Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
1) часть какого-нибудь слова используется как целое слово («осколки слов»): «лепь», «пах», «прыг»;
2) к корню одного слова прибавляется окончание другого («чужие окончания»): «пургинки», «рваность», «сухота»;
3) одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «бананас», «огромадный», «ледоколить» .
Исследователи детской речи отмечают, что словотворчество начинается в ситуации, когда слово известно ребенку (он его слышал), но еще недостаточно им усвоено. Например: «читус», «по-ливас», «окниг». Здесь просматривается общая стратегия: показать некоторое значимое изменение грамматической формы. При этом средство на первых порах может быть любым.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется критическое отношение к себе и своим грамматическим ошибкам. Поэтому в обычной обстановке ребята начинают стесняться своих языковых экспериментов.
Итак, словотворчество - это закономерный путь освоения ребенком лексического богатства, имеющегося в языке, а не речевая ошибка, которую нужно исправлять или предупреждать.
Сопоставление различных показателей, характеризующих речь детей с раннего возраста до поступления в школу, позволяет дать общую характеристику формирования грамматического строя речи, выделить следующие тенденции в ее развитии:
Рост объема и структурное усложнение единиц речи, выражающееся во все более частом употреблении больших предложений, увеличении их внутренней сложности, а также в расширении использования различных частей речи;
Рост разнообразия используемых грамматических средств, более частое употребление тех форм, которые на ранних ступенях были редки (причастий, степеней сравнения прилагательных и пр.);
Унификация средств речи, уменьшение ее разнообразия (в ситуациях, в которых ранее дети употребляли разные формы, они используют одну и ту же, что приводит к ее чрезмерно частому употреблению: например, рост употребления формы родительного падежа имен существительных, подчинительного союза «потому что» и т.д.).
Характеризуя результаты усвоения грамматического строя русского языка, которые достигает ребенок к восьми годам, А. Н. Гвоздев пишет: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления» .
3. Организация работы по обучению на занятиях дошкольников грамматически правильной речи
Исследования, проведенные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, позволили по-новому сформулировать задачи грамматической работы с детьми. Ими являются:
Обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;
Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);
Развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Важным средством формирования грамматического строя речи является обучение, которое проводится на занятиях. Как показали исследования А. Г.Тамбовцевой-Арушановой, при организации обучения следует учитывать следующие моменты.
1. Разные стороны грамматического строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает по-разному. Поэтому на каждой возрастной ступени на передний план выступает какая-то одна его сторона. В младшем возрасте дети главным образом овладевают системой словоизменения; на пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году - элементарному анализу структуры предложения; на седьмом году - осознанию грамматических связей между производными словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.
2. Грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.
3. В процессе занятий дошкольников следует обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения (согласованию прилагательных и местоимений с существительными в роде, образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.). Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях.
Языковой материал следует отбирать таким образом, чтобы давать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, помогать детям на практике овладевать правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении. Необходимо дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений.
4 . В каждой возрастной группе есть дети, имеющие высокий уровень владения родным языком, и дети, отстающие от сверстников в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике должна строиться так, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность решать посильные речевые задачи.
На первых этапах речевого развития перед дошкольниками необходимо прежде всего ставить задачу понимания смысла сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, какое слово обозначает один предмет, а какое - несколько предметов). Следующая задача - научить детей использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложные задачи - научить самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми и оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать.
В работе с младшими дошкольниками большой удельный вес занимают речевые задачи первого типа (на понимание и использование в речи грамматических средств). Задачи оценочного характера, как правило, по силам лишь старшим дошкольникам. В связи с тем, что в каждой возрастной группе уровень речевого развития детей неодинаков и различается в очень широких пределах, почти на каждом занятии следует предусматривать решение детьми и тех и других задач. Однако удельный вес этих типов задач в различных группах будет неодинаков.
5. Руководство грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной, совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и сверстниками .
В зависимости от возраста детей формы организации общения меняются. В младшем дошкольном возрасте занятия предполагают естественное взаимодействие взрослого с детьми, они не должны иметь учебной мотивации. Постановка дидактических задач имеет общий вид. Педагог стимулирует и поддерживает инициативные непроизвольные высказывания детей, их разговоры, вопросы. На пятом году жизни ребенка постановка дидактических задач становится более дифференцированной, требует слухового сосредоточения, выполнения творческих заданий, решения проблемных речевых задач. Педагог постепенно переводит детей от игр с игрушками, когда язык формируется как побочный продукт общения, к играм со словом, в которых языковые обобщения и произвольное оперирование со словом является целью и прямым результатом обучения.
Таким образом, процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.
Занятия по формированию грамматически правильной речи во всех возрастных группах носят характер дидактических игр и упражнений с наглядным материалом и без него. Игры и упражнения занимают 5-10 минут, т.е. составляют лишь часть занятия. Активными приемами обучения являются образец, объяснение, повторение, сравнение, а также исправление и подсказывание.
Подробно методика проведения игр и упражнений с детьми разных возрастных групп представлена в учебных пособиях М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной, А.Г.Арушановой и А.М.Бородич.
Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Это речевое «волшебство» каждый человек обязан освоить в дошкольном возрасте.
Ребенок даже не подозревает, в какую непростую работу включается его детский мозг. Подражая речи взрослых, он схватывает основы родного языка. Дальнейшая задача дошкольника – , а задача взрослого – помочь ему в этом.
Поскольку мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это база, кирпичики. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка.
Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи.
Некоторые правила использования языка сформированы сотни лет назад, но полноценно действуют и сейчас. Трудно объяснить, чем они обусловлены. Однако эти законы изменения слов и построения фраз регулируют способы образования предложений и обеспечивают людям понимание друг друга.
Грамматика служит логикой языка и организует речь. Весь грамматический каркас включает три составляющие:
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста состоится, если они овладеют каждой из этих сторон. Соответственно, правильная станет полноценным средством общения и познания, а личность дошкольника поднимется на ступеньку готовности к школьному обучению.
Освоение грамматического строя – сложный умственный процесс. Правила постигаются детьми постепенно в живой речи. Ребенок еще не знает отношений и связей действительности, а именно они являются основой овладения грамматикой.
Первые шаги в познании правил родного языка начинаются с первых слов, но говорить о грамматике в это время еще рано. После двух лет малыш использует двухсловные предложения. Только к трем годам в онтогенезе некоторых детей можно наблюдать грамматический строй речи в их коротких высказываниях.
Сначала с помощью наглядно действенного мышления познаются предметные связи, а за этим следует оформление их в слова и предложения. Ребенок интуитивно воспроизводит те связи и отношения, которые он наблюдает вокруг. Поскольку он хочет, чтобы его понимали, то ориентируется на нормы произношения взрослых и шаг за шагом преодолевает этапы формирования грамотной речи.
До 4-х лет каждое слово дошкольника имеет единственное понятное ему толкование – он говорит о конкретном предмете или ситуации. Например, может требовать «включить» зонтик, дым от костра во время пикника.
На пятом году жизни дети открывают для себя словотворчество, что имеет прямое отношение к словообразованию. Их потешают придуманные ими рифмующиеся слова наподобие грушка-мушка, зайчик-пайчик. Присваивают также новые названия некоторым вещам, часто неожиданные: санки — везунчик, краски — пятналки и пр.
Пятилетний дошкольник постепенно овладевает синтаксисом и морфологией. Научается изменять слова по родам и падежам. Использует единственное и множественное число существительных, применяет обобщения. Старается соблюдать порядок следования слов в предложении, сочетаемость слов.
Усвоение грамматических норм родного языка воздействует на мышление дошкольника. Появляется логика в мыслях, последовательность в их озвучивании, благодаря чему формируется . Следует заметить, что, в какой бы языковой среде ни находился ребенок, овладение речью требует активного мышления.
Морфологическая система – это царство форм слов и их речевых свойств. Грамматический строй речи у дошкольников сформируется, когда они в полной мере будут использовать все части речи.
Предстоит разобраться с числом и родами существительных, научиться склонять по падежам, применять глаголы в соответствии с временной формой, а прилагательные с их сравнительной степенью.
Погрузиться в морфологическую систему дошкольнику помогает фонематический слух, который формируется до 2-х лет. Сначала ребенок ориентируется на звуковую сторону морфем, прислушиваясь, как говорят старшие, а потом научается обращать внимание на фонематические признаки.
Раньше всего дети начинают понимать единственное и множественное число. Сложнее всего усваивается дошкольником род существительных, потому что здесь не работает аналогия, которую ребенок с легкостью применяет.
Затруднительно разобраться с окончаниями существительных в разных падежах. Наибольшие сложности вызывает применение родительного падежа множественного числа. Детям невдомек, почему так разнообразны изменения слов: руки-рук, столы-столов, ножи-ножей. Поэтому в детской речи часто можно услышать: много «яблоков», мало «стулов», пять «тарелков».
Доставляет проблемы и предложный падеж. Освоив форму в доме, в комнате , дети пытаются говорить « в роте», «в саде».
Распространены ошибки в использовании глаголов: «вставаю», «плакаю» – по аналогии с делаю , играю ; «бегим», «глажим» вместо бежим и гладим .
Систематизация позволяет выделить типичные ошибки в речи дошкольника:
Разновидностей ошибок, которые допускают дети в процессе формирования грамматически правильной речи, значительно больше. Но с каждым годом ребенок приобретает речевой опыт, фонематический слух помогает воспринимать грамматические формы, и многие ошибки устраняются без дополнительного вмешательства.
Процесс образования слов тесно переплетается с морфологией. Детская попытка словотворчества помогает уяснить ребенку, что новое слово может появиться, если немного изменить уже знакомое.
Многие словообразования и словоизменения происходят при помощи приставок, суффиксов. Конечно, дошкольник не знает таких структурных понятий. Но он интуитивно выделяет в слове корень и использует его для получения нового.
Первыми подхватываются суффиксы, приводящие к уменьшительно-ласкательным обозначениям. Дети активно используют слова маленький, хорошенький, гладенький, добренький. Или существительные другого ряда – платочек, горшочек, котеночек. При этом часто проскальзывают ошибочные варианты: «ложечек», «стулочек».
Способы образования новых слов в дошкольном возрасте часто опираются на функцию, которую обозначает понятие. Так, вместо помощь дети говорят «помогание», стук заменяют на «стучание».
Особенно сложно осознается ребенком определение детенышей животных. Дошкольники пытаются вместо жеребенок употреблять «лошаденок», вместо ягненок – «овченок». Без помощи взрослого детям в таких понятиях не разобраться.
Родителям важно внимательно относиться к тому, какие слова звучат в речи ребенка и обязательно разъяснять, как правильно нужно называть предмет или существо, исправлять ошибочные формы глаголов и прилагательных.
Синтаксис отвечает за порядок слов в предложениях, их сочетаемость и согласование. Именно синтаксическая система помогает сформировать и выразить мысль. Только та речь, которая образована с учетом правил морфологии и синтаксиса, понятна собеседнику.
Ребенок начинает строить первые предложения, когда его словарик уже накопил примерно 50 слов. До 4 лет ему удается формулировать, в основном, простые предложения.
Пятилетние дети активно используют союзы и составляют сложносочиненные предложения («Я хочу рисовать, а он мне не дает карандаши!», «Мы катались на паровозике, потом мы купили мороженое и съели»).
Значительное место в разговоре ребенка занимают сложноподчиненные предложения: «Будем есть конфеты, когда гости придут», «Маша села на пенек, потому что ножки устали».
Синтаксические ошибки проявляются в нарушении порядка слов («Идем домой почему?»), в неверном использовании предлогов («В опушке леса стоит избушка»).
Важно учитывать, что синтаксические ошибки имеют более устойчивый характер. Нужно обращать внимание дошкольника на правильный порядок слов, объяснять уместность того или иного предлога, а также показывать примеры новых конструкций, чтобы предложения не были однотипными.
В тесной взаимосвязи с освоением грамматических норм у ребенка накапливается словарный запас (лексический строй). Лексика родного языка – это огромный пласт. В дошкольном периоде прорабатывается только незначительная его часть. Развитие словарного запаса происходит на протяжении всей жизни.
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников происходит на основе наглядно действенного и образного мышления. К семи годам ребенок оперирует словарем, насчитывающим примерно 4000 слов.
Лексический запас дошкольника включает понятия распространенных предметов и явлений, их качества и свойства, а также многочисленные связи окружающего мира. В детском словаре мало абстрактных слов и специальных терминов, социально значимых и обобщенных понятий. Словарный запас будет расширяться с накоплением знаний, и дальнейшим познанием действительности.
Развитие лексико-грамматического строя речи зависит от особенностей формирования ребенка. Чем более развиты восприятие, внимание, память, тем быстрее пополняется словарный запас, и чаще звучит грамматически правильная речь в дошкольном возрасте.
Развитие познавательных процессов способствует формированию речи
Роль и ответственность родителей в формировании речевых умений ребенка состоит в создании благоприятной среды. Ребенок заимствует все – верные, искаженные фразы, речевые обороты, которые употребляют родители. Взрослым необходимо грамотно говорить самим, чтобы в естественных условиях прививать привычку детям говорить правильно.
Дидактические игры облегчают детям усвоение категорий и понятий, эффективно закрепляют правильные словоформы, развивают . Их можно проводить с использованием картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.
Примеры игр и упражнений
Что изображено на картинке .
Подготовить наглядный материал с изображением одного и нескольких образов (дерево, стул и пр).Цель: Усвоение множественного числа.
Дети называют, что видят на картинке. Сначала продемонстрировать картинку с одним изображением, затем – с множеством (дерево — деревья, карандаш — карандаши).
Подбери подарки для друзей . Для игры подготовить два десятка подходящих игрушек и мелких предметов (медвежонок, зайчик, платок, машинка, чашка, совок и т.д.).
Цель: Обучение интуитивному морфологическому анализу.
Предложить ребенку выбрать только то, что заканчивается на «ок». В следующей попытке — на «ка». Выбирая предмет, важно его называть. Особое внимание уделять тем наименованиям, которые можно использовать двояко (медвежонок, мишка).
Всему свое место. Наглядный материал – картинки, на которых изображены предметы или продукты.
Ребенку необходимо разложить все картинки, сформировав три набора, каждый из которых соответствует одному роду. Для определения рода дошкольник проговаривает: «мой …», «моя…», «мое…».
Упражнения , которые можно выполнять «на ходу»:
Задачи по формированию грамматической правильности речи можно рассматривать в трех направлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов - словообразования
Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.
В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа; слив, апельсинов, карандашей). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го. 2-го. 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло). Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди. беги. идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы. читал бы).
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр -- добрее, тихий -- тише). В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.
В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить -- учитель), префиксальный (писать -- переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег -- снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал -- поехал -- выехал).
В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов -- простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами уметь интонационно оформлять предложение.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
На чтение 6 мин. Просмотров 940
Существует физиологическая условно-рефлекторная система, которая активно задействуется в процессе приобретения навыков грамматического строя речи ребенком. Дети приобретают динамический стереотип, слыша изменения в существительных, глаголах и других формах.
Также дети начинают понимать, что не только материальный вещи, но и собственные мысли и чувства можно выражать словами и использование определенных грамматических форм делает эту речь понятной окружающим людям.
Динамический стереотип – это устойчивое явление. Поэтому если ребенок выработал понимание того, как использовать те или иные падежные окончания, то в большинстве случаев ему не составит труда воспользоваться этими знаниями. Но следует отметить, что в русском языке присутствует множество слов-исключений.
Дети усваивают грамматические формы и в тех случаях, когда сталкиваются с редким проявлением этих форм, отступающем от нормы.
Наиболее значимая проблема, встречающаяся в логопедии – это трудность развития грамматического строя речи у детей с ОНР. Особенностью этих детей является замедленный темп овладения грамматическим строем, наблюдается дисгармония развития понимания морфологии и синтаксиса, искажается общая картина развития речевых навыков.
Сегодня ученые достигли некоторых успехов в способах обнаружения нарушений грамматического строя в речи ребенка и разработаны способы их коррекции.
Гвоздев А.Н., Эльконина Д.Б. и другие авторы описывают процессы формирования речевых навыков детей поэтапно, начиная с самого младенчества. Но не так подробно изучена область освоения детей с ОНР конкретных грамматических разделов. Хотя есть ряд ученых, которые также занимаются этим вопросом.
Для ребенка овладение основными речевыми навыками, умение грамотно выражать свои мысли – это одно из важнейших условий полноценной жизни в человеческом обществе, поэтому проблема данного исследования мы считаем очень важной и актуальной.
Дошкольный возраст – это ключевой этап развития речи человека. В процессе формирования речь и грамматический строй речи ребенка напрямую зависит от его общения и характера деятельности.
Речь и грамматический строй речи ребенка развивается одновременно в нескольких направлениях: формируется способность использовать речь на практике во время общения с окружающими людьми, вместе с развитием речи перестраивается психическая составляющая личности, ребенок начинает думать, продуцирую внутреннюю речь.
Литература по теме исследования в сочетании с использованными методами исследования показали степень важности и значимости работы с речевым развитием детей дошкольного возраста. Именно в этот период своей жизни человек наиболее активно усваивает разговорный язык.
Именно сейчас закладываются самые прочные основы его лексической, фонетической и грамматической сторон речи.
Если упустить возможность помочь ребенку в этом возрасте формировать грамотную речь и грамматический строй речи, то в последующем уже не будет возможности создать настолько благоприятную среду для этого. Именно сейчас, пока ребенок не пошел в школу столь необходимо помочь ему заинтересоваться темой родного языка, почувствовать к нему вкус и приобрести желание как можно точнее и грамотнее выражать свои мысли другим людям с помощью речи.
К возрасту, когда наступает время переходить в подготовительную группу при соблюдении педагогических условий ребенок обычно обладает достаточно широким запасом слов, хорошо справляется с задачей формирования предложений с разными конструкциями.
Также дети к этому возрасту обычно хорош справляются с согласованием слов в падеже, роде и числе, легко работают со разного времени, правильно произносят звуки.
Дети к этому возрасту также хорошо умеют рассказывать о том, что с ними случилось, пересказывают содержание книги или интересного для них мультфильма.
Без труда им дается также задача описать какой-нибудь предмет или картину, рассказать об явлениях окружающего мира.
Изучение теории исследуемого вопроса позволило нам сделать заключение о том, что тема формирования грамматического строя речи, особенно развитие навыка работы с морфологией при словообразовании существительных, глаголов и других частей речи более чем актуальна.
Стоит отметить, что содержание работы по коррекции грамматического строя речи у детей группы определяется нормами русского языка, особенностями развития речи в дошкольный период, конкретных особенностей у детей данного коллектива.
Для того, чтобы у детей формировался грамотный строй речи, нужно соблюдение следующих условий:
Дети, находящиеся в контрольной группе хорошо справились со всеми заданиями. В результате исследования было выявлено, что дети, не имеющие нарушений в речи, обладают высоким уровнем развитости навыков словоизменения.
Восемь человек из десяти обладают высоким уровнем владения грамматического строя языка, двое – средним уровнем. Ни один ребенок не имеет низкого уровня сформированности грамматического строя.
Задания для таких детей были несложными, выполняли они их с удовольствием и без трудностей. Лишь в некоторых случаях требовались дополнительные объяснения и помощь.
Те же самые задания дети из экспериментальной группы (имеющие патологии в развитии речи) выполняли с большими трудностями. Чаще всего наблюдались проблемы в словообразовании имен существительных родительного падежа.
Причем не важно, имели эти существительные множественное или единственное числа. Также проблемы вызвали задания с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Не особо хорошо удавалось образовывать глаголы движения с использованием приставок.
Дошкольники возраста от шести до семи лет испытывают особые трудности в работе с падежно-предложными существительными, с окончаниями существительных при изменении падежа во множественном числе.
Трудно дается также этим детям задача по согласованию прилагательных с существительными и работа с прошедшим временем глаголов.
У детей с ОНР плохо осуществляются функции определения закономерностей в морфологии языка, их обобщение и воспроизведение в процессе продуцирования речевых высказываний.
У этих детей также отмечены затруднения с грамматическим строем речи. Есть острая потребность коррекционной работы по устранению дефектов в грамматическом строе.
Одно из важнейший условий формирования грамотной речи дошкольников – это создание благоприятной речевой среды.
Окружающие, сами того не подозревая, своими речевыми привычками оказывают мощное влияние на речевые навыки своих детей – либо положительное, либо отрицательное. Ребенок имеет свойство во всем подражать своим родителям. Поэтому он с легкостью воспринимает любые правильные или ошибочные элементы речи мамы и папа.
Наблюдая за речью ребенка, стоит замечать, употребляет ли он обобщающие слова или использует ли в речи придаточные предложения. Эти признаки ярко говорят о том, что дошкольник имеет абстрактное отвлеченное мышление. Подобные навыки способствуют не только грамотной и понятной окружающим речи, но и повышает ее точность и выразительность.
Дидактические игры играют также большую роль в формировании грамматического строя языка и правильной речи у детей дошкольного возраста.
Лучше всего проводить дидактические игры именно с группой детей. Замечено, что именно игры в коллективе наилучшим образом способствуют развитию интеллекта ребенка, его умение взаимодействовать с другими людьми.
Дидактические игры, проводимые на занятиях по речевой коррекции дошкольников, помогли улучшить уровень грамматического строя речи, что ярко свидетельствует об эффективности этого метода как средства формирования грамматически верной речи у дошкольников с ОНР.
Афонина Татьяна Михайловна
Воспитатель, МБДОО Детский сад №15, г. Саров
Афонина Т.М. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10)..09.2019).
Заказ № 41863
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система -это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система - умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильноиспользовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 - 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст - 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа).В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина - машины, кукла - куклы, кубик- кубики и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования - образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом - домик, кукла -куколка и т.д.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов - 4 - 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названныхребенком.
Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.
Упражнять детей в счете.
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.
Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? - Корова моя. Чей поросенок? - Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? - Корова твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? - кофта моя. Чей шарф? -
Шарфмойи т.д.
Чья книга -твоя книга; чьи игрушки -твои игрушки и т.д.
Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования - образования относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня - каменный, чашка из фарфора -фарфоровая, солдатик из олова -оловянный, мяч из резины -резиновый, ложка из дерева -деревянная и т.д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
Цель: совершенствовать навыки словообразования - образования притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.
Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).
Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком - то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.
Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный…)
Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)
Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.
Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».
Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги, красноеплатье, красныйнос.Красноеокно, краснаярукаипрочие.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.
Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций: