Что такое патина. Патинирование дерева: особенности техники, выполнение своими руками. Классическое состаривание акриловыми красками

В среде нумизматов и кладоискателей обычное окисление поверхности монеты принято называть изысканным словом «патина». А вот химик может сказать, что такое явление ничем не отличается от ржавчины на железе. Однако именно патина придает старинной монете особый шарм, свидетельствуя о ее подлинности.

Красивая патина может сказать о том, что монету хранили бережно и правильно. Но факт остается фактом: монета, покрытая патиной, умирает. Спустя десять тысяч лет монета полностью преобразуется в продукты окисления, слой патины проглотит ее целиком. Правда, процесс этот крайне медленный, и «налет эпох» на монетах очень ценят опытные коллекционеры (неопытные предпочитают монеты с блеском).

При этом не всякий вид патины считается привлекательным. Если патина, например, легла неровными бесформенными пятнами, то рейтинг и стоимость монеты падают.

Виды монетной патины

Серебряная патина

Образуется благодаря небольшому количеству сероводорода в воздухе либо в предметах (бумага, кожаные кошельки, холщовые мешочки) возле монеты. На поверхности серебряного кругляша образуется тонкий слой сульфида серебра. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, зеленовато-голубого вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов обычно черного цвета из-за воздействия серы, которая образуется в результате разложения органики в почве.

Хотя случай с сульфидом серебра - наиболее частый, серебро реагирует не только с серой. Например, реакция с хлоридами, содержащимися в почве, приводит к появлению непривлекательных серых и черных пятен, которые как наросты выступают над поверхностью монеты. Так образуется «роговое серебро».

Иногда серебряная монета патиной обязана металлу, входящему в ее сплав - например, меди. Серебряная монета с медью может покрыться зеленым налетом, с латунью или бронзой - красным или грязно-бурым.

Медная патина

Патина на медных монетах тоже разная. Коричневая или черная вызвана оксидом меди, зеленая - сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, возникает из-за хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. Болезнь заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих!

Золотая патина

Хоть золото и менее всего химически активно, старинные и древние золотые монеты часто содержали в себе примеси. Благодаря этому мы видим патину и на золотых монетных дисках.Так, золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут возникнуть от хранения золотых монет с медными.

Никелевая патина

Никель покрывается патиной незначительной, легкой, по цвету - дымчато-серой,либо бледно-голубой. Иногда бывает слегка золотистый оттенок. А вот радужная патина на никеле, со множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.

Кабинетная патина

Такое понятие, как «кабинетная патина» существует лишь в российском лексиконе. Когда вы слышите это словосочетание, вы сразу можете понять, что монета хранилась в помещении, а не была только что извлечена из-под земли удачливыми кладоискателями. Из истории понятия: «кабинетами» в царской России называли шкафчики для хранения монет, которые изготавливались из ценных пород дерева и отделывались бархатом. Патина в таких «кабинетах» образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались стенки шкафчика.

А что на Западе?

На Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты даже иногда оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.

Искусственная патина

Искусственной патиной можно считать патину, которая наведена за короткое время. Способов ее навести очень много. Практикуется запекание в духовке внутри картофелины, обжиг паяльной лампой, окунание в кислоту, выдерживание в закрытой посуде со спичечными головками (такие монеты отличаются специфическим запахом), окуривание сигаретным дымом, выдерживание в отбеливателе, в содержащих серу химикатах, намазывание серной мазью или йодом.

Есть и другие не совсем честные технологии: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или в дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.

Распознать поддельную патину можно. Ее характерные признаки таковы:

  • округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;
  • цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
  • патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;
  • нелепые цвета на серебряных монетах - хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;
  • патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
  • патина лежит поверх царапин или других отметин;
  • патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;
  • патина имеет желто-коричневую дымчатую окраску (своим появлением она обязана табачному дыму)

Помните, что искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты, а натуральная может расцениваться как особое преимущество.

  1. Искусственное состаривание
  2. Патина на дереве
  3. Подробное описание композиций
  4. Технология нанесения патины

Идеально чистая и глянцевая поверхность – признак новизны предмета интерьера или мебели. Но состаренное дерево зачастую ценится выше, особенно, если речь идет о классической обстановке комнаты. Искусственное патинирование дерева – быстрый способ получить состаренную гладь любой деревянной и не только поверхности.

Первоначально патина представляла собой окислившийся медный слой на мебели, зеркальных багетах, колоннах и других архитектурных элементах в дворцах и имениях состоятельных людей. Такой эффект достигался спустя много лет службы предмета. Пленка имеет голубоватый или зеленоватый оттенок.

Со временем патиной стали называть любой налет, появляющийся на металлических и деревянных поверхностях.

Естественная природа происхождения

Естественное патинирование происходит под влиянием кислорода на окисляемую поверхность. Будь то дерево или металл, налет придает предмету возраст и шарм. В основном эффект проявляется на резных и кованных текстурах – в этих местах много преломлений поверхности, где происходит истирание основного защитного слоя.

К благородному налету не относятся сильно коррозированные участки, которые негативно отражаются на целостности и эстетическом виде поверхности.

Искусственное состаривание

Под состариванием древесины и любой другой поверхности дизайнеры имеют в виду создание эффекта окислившегося материала, придающего мебели и утвари благородное звучание. Но ждать, когда процесс произойдет естественным путем невероятно долго.

Современные технологии помогли с решением – искусственная патина. Это покрытие специальными красящими составами по особой технологии.

Материалы для самостоятельного патинирования

  1. Специальная краска, в состав которой часто входят частицы настоящих благородных металлов – серебра, бронзы, золота. Такое покрытие более износостойкое, чем естественная патина, оно защищает древесину от разрушения благодаря плотной текстуре с минимальной пористостью.
  2. Любая краска на традиционной основе поможет создать имитацию благородной поверхности. Цвет в этом случае может быть любым – от естественных золотистых до несвойственных ярких голубых, фиолетовых, красных и т.д.

Патина на дереве

Не каждое изделие из древесины может покрыться естественным налетом без разрушения основной структуры – это свойственно только плотным, устойчивым к влажности породам, например, дубу или ясеню . Разумеется, эффект произвольно образуется только на цельном массиве, на современных фасадах из МДФ его образование невозможно.

Искусственная патина применяется на любых поверхностях:

  • Из массива;
  • На ламелях;
  • По МДФ.

Для получения эффекта старины применяют химическое воздействие на поверхность в сочетании с механическим.

Разновидности патиновых составов

Для покраски «старины» используют составы на основе разных веществ:

  • Битум;
  • Акрил;
  • Воск;
  • Шеллак;
  • Масло.

Эти вещества создают патинирование разных оттенков с индивидуальными эффектами:

  • Фрагментное облагораживание;
  • Полное покрытие;
  • Эффект кракелюра.

Патина может быть разной по консистенции :

  1. Густая patina представлена в виде пасты. Она предназначена для золочения дерева в оттенки от желтых до красных, приближенных к цвету натурального золота.
  2. Жидкая патина для дерева на водной или синтетической основе насыщает рисунок древесины до благородных оттенков, добавляет легкий эффект сияния.
  3. Фацетный лак поможет создать углубленный эффект состаривания с растрескиванием покрытия (кракелюр).

Подробное описание композиций

Кухонная мебель с патиной или шкаф с золоченым обрамлением – обработать можно любое деревянное изделие, у которого есть фактура. Стоит отметить, что покрытие металла и дерева осуществляют составами на разной основе – у них особые характеристики устойчивости и адгезии с основанием.

Морилка

Почти в каждом доме найдется изделие из древесины с патинированием. Покрытие доскок морилкой – один из способов облагораживания изделий с опцией защиты от грибков, плесени , проникновения влаги и гниения.

Для усиления эффекта рабочую поверхность брашируют: удается сохранить продольные жесткие волокна, мягкие удаляются специальной жесткой щеткой. Таким образом обрабатывают натуральный массив в домашних условиях. Правда, цвет патины в таком случае один – морилка выполнена в темном оттенке, золочения ожидать не придется.

Битум

Казалось бы, далекий от искусства материал – битум. Но патина по дереву из него самая податливая и простая в нанесении, ей можно сделать насыщенное золочение или тонкий налет. Битумный лак вычерняет углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхность грани. Производится на основе битумного полимера и скипидара или уайт-спирита, потому после высыхания обработанную поверхность нужно закрепить шеллачным лаком.

Акрил

Универсальный материал на водной основе для патинирования поверхностей из металла, дерева, гипса. Отличается стойкостью, хорошей адгезией к основаниям, защищает структуру древесины от намокания и заселения микрофлоры.

Технология патинирования древесины не содержит премудростей: можно покрасить всю поверхность или нанести цвет выборочно на выступающие части резьбы. Составы разных оттенков наносят в несколько слоев – получается сложный цветовой орнамент.

Старина из акриловой патины может быть любого цвета:

  • Золото;
  • Серебро;
  • Голубизна;
  • Другие возможные оттенки.

Комбинации светлых и темных красок способны придавать насыщенный эффект состаривания благородного дерева.

Воск

Восковой состав оставляет на поверхности перламутровый перелив, который выгодно подчеркивает рельеф резьбы. Покрытие медленно застывает, легко наносится без особых навыков и инструментов.

Краска из воска нетоксична и безопасна, что делает ее применение на кухне предпочтительным. Стойкость и способность воска проникать в пористую поверхность древесины обеспечивает хорошую стойкость к влажности , уборке.

Шеллак

Краска-лак из шеллака красновато-коричневая или желтоватый налет. Она помогает сохранить основной цвет и видимую структуру основания, если использовать шеллак как самостоятельное средство. В большинстве случаев он применяется в качестве покрывающего слоя для других составов, в технике декупаж и при покраске.

Масло

Масляный раствор выгодно обыгрывает структуру дерева насыщением цвета. Материал аналогичен шеллачному раствору, но его нельзя использовать в технике декупаж – масло не фиксирует, а растворяет бумагу. Используется в качестве покрытия и защиты менее стойких красок.

Технология нанесения патины

Работа с патиной не вызывает трудностей, наоборот – этот процесс увлекательный и творческий. Но для каждого вида поверхности существует свой алгоритм подготовки основания и нанесения патины, которого стоит придерживаться.

Подготовка поверхности

Если Вы решили патинировать готовые изделия своими руками, первое, на что необходимо обратить внимание – качество поверхности. Если изделие создано из необработанного массива, то проблем не возникает. Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется. Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:

  1. Брашируем поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щеткой. Таким образом избавимся от мягких волокон дерева, спрятанных под неустойчивую к таким воздействиям пленку. Обнажившаяся структура теперь пригодна к дальнейшей обработке.
  2. Мягкой щеткой удаляем пыль, обезжириваем поверхность.

Плиты из МДФ и ДСП лучше обработать грунтом – такая подготовка поможет сделать искусственный деревянный рельеф и обеспечит оптимальное сцепление основания и красящего состава.

Классическое патинирование

Наносить красящие составы из битума, воска или акрила несложно, но делать это нужно правильно:

  • Кистью наносим красящее вещество в количестве, определяемом интенсивностью желаемого результата. Краска может оказаться только на поверхности или проникнуть во все углубления рельефа.
  • По желанию снимаем лишний раствор ветошью.
  • При необходимости получения глубокого эффекта патинирования после высыхания первого слоя наносим второй и так же его растушевываем.
  • После высыхания конечного слоя краски растираем место обработки мелкой шкуркой, чтобы придать изделию состаренный вид.
  • Готовую поверхность фиксируем шеллачным лаком.

Морилка для мебели

Цена такого способа облагораживания предметов интерьера невысока, потому каждый сможет позволить себе воспользоваться этим приемом.

Использование морилки позволяет затемнить дерево без добавления эффекта золочения, неблагородным породам дерева и панелям придать вид статного дубового массива.

  • На брашированную поверхность наносим кистью водную морилку.
  • Снимаем губкой верхний слой краски для выделения рельефа.
  • После высыхания слоя может наноситься второй, но состав должен иметь другую основу (уайт-спирит).
  • Втирание воска способствует углублению фактуры предмета, втираем его в высохшую морилку.
  • Результат фиксируем шеллаком.

Предлагаем ознакомиться с техникой на примере обработки лестничных элементов :

Кракелюр

Дорогое удовольствие, но эффект самый впечатляющий. Для его создания используем 2 компонента:

  • Фацетный лак;
  • Патина.

Первым этапом производится интенсивная окраска поверхности фацетным лаком. Количество слоев определяет глубину трещин покрытия. После высыхания толстый слой растрескивается и можно приступать к патинированию, о котором уже шла речь.

Искусственные потертости

Приведенный ниже метод универсален для массива дерева и МДФ.

  1. Берем патину более тёмного оттенка, чем основная поверхность и наносим ее первым слоем.
  2. Парафином натираем выступающие фрагменты: резьбу, ковку, обрамление изделия.
  3. Теперь наносим более светлую патину.
  4. Снимаем парафин шпателем, шлифуем дерево.

Данный вид покрытия углубляет структуру и самым выгодным образом подчеркивает рисунок дерева и резьбы.

Медь - цветной металл, который окисляется под воздействием воздуха или воды. С химической точки зрения это означает, что металл покрывается оксидной пленкой, которая защищает его от агрессивного воздействия окружающей среды. Сначала появляются небольшие розоватые пятна. Затем наступает стадия окисления и ржавления. Предмет становится красновато-коричневым, а потом каштановым. В финальной стадии окисление привносит серо-зеленые узоры из пятен на поверхности металла. Процесс окисления может быть прерван в любой момент. Изделию возвращают первоначальный вид с помощью специальных веществ.

Естественный процесс окисления занимает от пяти до четырнадцати лет, в зависимости от количества диоксида серы в атмосфере. Он может быть ускорен. Такого эффекта добиваются с помощью производственных окислителей на основе разбавленной серной кислоты. Она очень вредна для человека, поэтому весь процесс проводится в изолированных и хорошо проветриваемых помещениях.

Окрашивание патиной поверхностей

Патина, нанесенная на окрашенные поверхности в виде полировки, может придать комнате благородный вид. Это можно сделать и с домом, который был построен относительно недавно. Даже самая заурядная постройка приобретает вид поместья знатного дворянского рода.

Процесс окрашивания патиной обычно состоит из нескольких шагов. Сначала наносится слой базовой краски. Затем губкой или тряпкой наносят слой окислителя, смешанного с краской в соотношении один к трем. При этом цвет краски должен быть на два или три оттенка темнее, чем основной слой. Никакой практической цели нанесение патины не преследует, потому что она практически ничем не отличается от обычной краски.

Патина на металлах

Вид обветренного, проржавевшего металла – это одна из разновидностей отделки, которая очень популярна среди поклонников старины. Отделка под красновато-жёлтый металл может быть сделана при помощи коммерческих наборов красок, которые можно купить в хозяйственных магазинах. Для создания ржавых металлических разводов патины на деревянных или глиняных поверхностях применяются специальные выравниватели поверхностей с последующим нанесением узора.

Патина на глине или камне

При неблагоприятных условиях глиняные и каменные сооружения в саду покрываются естественной патиной, которая представляет собой зеленый налет от лишайников с белыми отметинами. Они обычно равномерно распределяются по всей поверхности. Этот эффект можно сымитировать с помощью жидкости, состоящей из воды и латексной краски в пропорции один к двум. Она наносится с помощью губки, создавая внешний вид естественной патины на горшках, садовых скульптурах и элементах.

Надоел старый интерьер кухни, или новый гарнитур выглядит не так, как хочется, но менять его нет возможности? Легкий способ исправить сложившуюся ситуацию, добавить атмосферности и уникальности помещению — патинирование дерева своими руками, или, проще говоря, «старение» поверхности. После этого кухонная мебель приобретет вид старинной, что будет выглядеть на порядок лучше и дороже, чем раньше.

Патина – следы старения материала на различных предметах быта. Искусственное старение мебели, при котором используется патинирующий состав, называется патинирование мебели. В декорировании весьма распространен этот прием. По сути, это имитация естественного изменения цвета поверхности мебели, которое происходит со временем.

Сейчас это довольно популярная практика, ведь внешний вид изделий значительно меняется, а затраты при этом минимальны. Также плюсом является то, что процедуру легко освоить и самостоятельно добиться желаемого результата.

На сегодняшний день «под старину» оформляются не только коттеджи и дачи за городом, но и в городских квартирах способ обрел свою популярность. Необходима мебель из массива дерева для того, чтобы реализовать этот дизайнерский стиль.

В чем особенности?

Изначально «патина» означала тонкую оксидную пленку, образовывающуюся на медной поверхности, которая создавала «постаревший» вид. Придать раритетный окрас предметам обстановки, имея необходимые реактивы под рукой, сейчас достаточно просто.

Самым легким и неопасным способом является втирание смеси из воска в грани, углы и рельефные углубления на дереве. По итогам работы мы получим эффект загрязнения дерева, связанного с возрастными изменениями его структуры.

Как сделать патину в условиях квартиры? Иногда используются обычные краски, подходящие по цвету, в которые добавляется бронзовый или алюминиевый порошок. Их легко можно приобрести в магазине. Таким образом делается патина своими руками.

Следует понимать, что самостоятельное патинирование в домашних условиях – обыкновенное окрашивание, где привычные краски заменяются специализированными составами. Они не затрагивают внутреннюю структуру дерева. Такое покрытие можно без последствий удалить, если результат вас не удовлетворил.

На практике чаще всего искусственное старение осуществляется на мебели, утратившей привлекательный внешний вид, а ее дизайн не соответствует требованиям времени. Из достаточно крепкой, нормально функционирующей древесной мебели запросто формируется интерьер в ретро-стиле. Помимо этого, нанесение патины на дерево будет хорошей защитой от внешних воздействий.

На видео: нанесение патины при наружной отделке древесины.

Виды патины

Выделяют следующие разновидности патины:

  • Шеллачный лак. В работе с лаком применяется губка или кисть. Для разного количества нанесенных слоев цвет варьируется от золотистого до прозрачно-красного.

  • Акриловая патина для дерева. Она же акриловая краска. Наименее сложна на практике и безупречно подходит в условиях квартиры. Акриловая патина наносится кистью. Плюсом является большое количество цветов, которыми можно тонировать изделие. При необходимости делается повторная покраска для достижения нужного оттенка.

  • На мебель наносится лак на основе битума, излишки которого легко убираются уайт-спиртом. Лак впитывается в поры, создавая эффект старины. Такая патина получается темного цвета. Шеллачный лак поможет сохранить результат.

  • Восковая патина. Находит свое применение, помимо патинирования древесины, для того чтобы подчеркнуть структуру дерева и затонировать его. Долго застывает, что обеспечивает комфортную работу своими руками. Наносить патину из воска надо, когда требуется проявить структуру материала. Чаще всего используется для мелких деталей из дуба и ясеня.

  • схожа с восковой, но более универсальна.

Покрытия для металла

Покрытие патиной металлических деталей выполняется преимущественно для деталей, подвергающихся тепловому воздействию (детали каминов, мангалов и так далее). Такая обработка защищает поверхность, а также сохраняет или улучшает ее внешний вид.

Патина для металла может служить отличным декоративным покрытием, наиболее популярна золотая и белая (серебряная) цветовые гаммы.

Нанести патину на металлическую поверхность так же, как и при работе по дереву, можно губкой или кистью. Губкой патинируем, если хотите лишь незначительно подчеркнуть определенное место. К металлу прикасаться нужно едва-едва, маховыми движениями. С кистью (шириной около 3 см) также будьте аккуратны. Если на материале остались излишки краски, сразу вытрите их сухой тряпочкой, пока они не застыли.

Патинирование мебели своими руками

Конечно, наличие нужного инструментария и материалов – необходимое условие, но, чтобы сделать патинирование мебели профессионально, важнее аккуратность, старательность и усердие мастера. Каждое действие нужно выполнять кропотливо, следуя правилам. Будьте готовы к тому, что потребуются значительные затраты времени для работы.

Дело заключается в том, что каждое действие совершается поэтапно, в самой технике патинирования нет ничего сложного. То есть, прежде чем начать выполнять одну операцию, предыдущую нужно завершить полностью.

Перед тем как начать обрабатывать крупногабаритную мебель, ее необходимо частично разобрать. Все металлические элементы должны быть сняты, оставьте только деревянную фурнитуру. Последовательность действий для успешного патинирования мебели своими руками такова:

1. С древесины ликвидируют всевозможные недостатки, шлифуя ее наждачкой. Затем заготовку скрупулезно освобождают от остатков пыли.

2. Материал грунтуют специальной грунтовкой, предназначенной для антикварной реставрации, и просушивают в течение суток.

3. Наносят слой патинировочной краски и сутки просушивают его.

4. Следующий пласт выбранного красящего состава наносится небольшими штришками во всех направлениях. Пока слой не застыл, излишки растираются поролоновым тампоном.

5. Прежде чем второй пласт целиком схватится, его растирают сухой тряпкой.

6. Когда деталь высохнет, дефекты устраняют путем местного подкрашивания. После него дерево также растирают сухой тряпкой.

7. Когда дерево высохнет окончательно, на его поверхность наносится заключительный слой лака.

Особенности обработки больших деталей

Технология патинирования немного видоизменяется при работе с большими деталями, такими как дверные створки, мебельные фасады, стеновые панели. Подготовительный этап без изменений полностью повторяется, но грунтование проводится особым грунтом, в основе которого лежат соединения полиуретана или акрила.

Когда грунтовка высыхает, наносится один тонкий пласт краски. Целиком просохшую после окраски деталь шлифуют металлизированной губкой, называемой скотч–брайтом. Затем поверхность насухо вытирают и покрывают бесцветным составом полиуретана, акрила или нитролаком. Оттенок лака подбирается исходя из натурального цвета обрабатываемой древесины.

Для березовой, ореховой и липовой гарнитуры используют светлые, желтоватые лаки. Для дуба и ольхи применяют лаки темнее.

Техника кракелюр

Высокий декоративный эффект дереву обеспечивают дополнительные трещинки, так называемые «кракелюры». Для этого пользуются специальным лаком, главная особенность которого растрескивание. Для того чтобы создавшиеся трещинки стали заметны, их затирают контрастным составом. Кракелюр нередко причисляют к декупажу.

Поверхность обрабатывается одной лишь грунтовкой, использовать щетку или наждачку запрещается. Первым пластом наносят лак для кракелюра/декупажа, который подбирается по цвету древесины. Если требуется, то наносится и второй слой, чтобы сделать нюанс ярче.

На еще незастывший лак накладывается слой лака для декупажа, который во время своего высыхания частично растрескивается, образуя характерные старому покрытию трещинки. Готовую поверхность затирают. Для закрепления полученного результата деталь покрывается слоем лака (чаще всего класс шеллачного).

Как наносить патину на мебельные фасады (2 видео)


Патина с разными эффектами (30 фото)




























Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.

Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.

Чтобы добиться эффекта патины, можно воспользоваться обыкновенными акриловыми красками, творчески сочетая их друг с другом по цвету. Продаются такие краски в магазинах для художников. На декорируемый предмет сначала наносится основной цвет. Затем изделию дают просохнуть и прорабатывают полусухой кистью с желаемой краской важные участки и выступающие детали на поверхности. Можно использовать специальные химические составы для имитации эффекта старины. Они позволяют быстро воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или коричневую патину.

Мастера, работающие с цветными металлами, издавна умели применять химическую и термическую обработку и с ее помощью получать на поверхности металла различные цветовые оттенки. К тому же, пленка, образующаяся на поверхности металлического изделия при патинировании, надежно защищает его от коррозии. Но работа с химическими ингредиентами требует соблюдения мер предосторожности. Многие из химикатов – ядовиты и взрывоопасны. Работа с кислотами требует знаний технологии патинирования и средств индивидуальной защиты.

Перед патинированием изделие из металла чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Промывают в чистой воде и сушат на воздухе или в опилках лиственных деревьев. Небольшие изделия патинируют, целиком погружая в раствор; крупные – при помощи кисти или тампона. Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится.

Патина

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка (patina) и на сегодняшний день имеет два значения: 1 - естественный налет на поверхности металлов (в основном меди и медьсодержащих сплавов), камня (например, мрамора) и изделий из дерева; 2 - искусственная пленка, применяемая при изготовлении изделий из вышеупомянутых материалов для придания им антикварного вида.

Существует множество оттенков натуральной медной патины – от зеленого к оливковому, голубому, землистому, красному и, наконец, черному. Все это многообразие дает медь и два ее основных сплава - бронза и латунь под воздействием внешней среды в течение длительного времени. Например, чтобы на поверхности медного кровельного листа образовалась патина зеленого цвета, потребуется от 5 до 25 лет. Время образования такого налета будет зависеть от естественных условий - климата, химического состава атмосферы и осадков. В первые 3-6 месяцев медь лишь потускнеет, в течение последующих 1-3 лет станет темно-коричневой и лишь затем - зеленой. Повышенная влажность климата может ускорить этот процесс. Естественная, благородная патина весьма декоративна и, к тому же, способствует сохранению медного изделия от коррозии, поэтому спрос на нее велик. Это заставило мастеров задуматься над проблемой искусственного состаривания изделий как способом ускоренного образования патины.

На сегодня существует огромный выбор специальных красок и химических реагентов для создания патины технологическим путем. Средства для патины различаются по типу материала, для которого предназначены, например, металла, гипса, дерева, а также по эффекту внешнего вида у изделия (медь, античное золото, потертости). С их помощью стало возможно придать обыкновенной вещи респектабельный антикварный вид, преобразить вышедшую из моды и надоевшую мебель, улучшить качества кровли и предохранить ее от коррозии. Было бы желание и фантазия.

Случайные статьи

Вверх