Возместят железно. Как выжить после дтп по новому закону об осаго Какие изменения в осаго с 28 апреля

Теперь после ДТП водитель может сразу обратиться в сервисную мастерскую, где в течение месяца должны починить его железного коня. 28 апреля вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, которые устанавливают преимущество натурального возмещения убытков автовладельцам при ДТП перед денежным.

Директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук рассказал "Российской газете", как будет работать закон.

По новому закону на ремонт машины отводится 30 дней. Хватит этого времени?

Игорь Жук: Закон еще не заработал, поэтому только на практике поймем, сложно ли будет уложиться в 30-дневный срок. По нашей информации, которая была получена от дилеров, ремонтных мастерских и других заинтересованных игроков рынка, этот срок является оптимальным для доставки большинства автозапчастей. Если окажется, что этого времени недостаточно, будем вносить изменения в правила.

В законе специально оговаривается, что станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 километров. Имеется в виду от места, где произошла авария?

Игорь Жук: Действительно, законом предусмотрено, что станция техобслуживания (СТО) должна находиться на расстоянии не более 50 километров либо от места жительства потерпевшего, либо от места аварии.

Важно, что за качество ремонта отвечает страховая компания. У потребителя могут возникнуть закономерные вопросы: мне навязали сервис на сайте компании, но услуга не была предоставлена или она была оказана некачественно, что делать?

Игорь Жук: В этом случае потребитель обращается с претензией в страховую компанию, и она обязана рассмотреть жалобу в соответствии с установленным регламентом.

Мы сейчас готовим нормативный акт Банка России - новую редакцию правил страхования, в которой эти требования по организации ремонта будут закреплены. При этом у компании появится возможность доказать, что она возместила клиенту ущерб с наилучшими для него сервисными возможностями.

Как выбор автомастерской происходит на практике?

Игорь Жук: Любая страховая компания предлагает клиенту перечень станций техобслуживания (СТО) и оговаривает с ним вопрос ремонта еще до заключения договора ОСАГО. На самом деле автовладелец может сам провести своеобразный мониторинг, посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант. Потом в своем заявлении автолюбитель указывает, что в случае ДТП он может напрямую обратиться в тот сервис, который был выбран при заключении договора страхования.

Приоритет натурального возмещения будет действовать для договоров ОСАГО, вступивших в силу с 28 апреля 2017 года

А если клиента не устраивает список предлагаемых ремонтных мастерских? К примеру, он привык обращаться за помощью в хорошо знакомую станцию ТО - к условному "дяде Коле".

Игорь Жук: Это предмет диалога автовладельца со страховой компанией, которая в принципе может с этим "дядей Колей" заключить договор.

Для самостоятельной организации ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо будет указать полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

Если же страховщик и потребитель не смогли договориться и у страховщика нет сервиса, который отвечает требованиям, тогда в случае аварии компенсация будет выплачена деньгами.

Важно понимать, что нововведение позволяет говорить об эволюционном развитии ОСАГО. Ведь мы не меняем один вид возмещения на другой. Но появляется возможность добавить к денежным выплатам ремонт через сервисные центры.

А если страховщик не соблюдает свои обязанности, то какой штраф его ждет?

Игорь Жук: Если компания нарушила сроки выдачи потерпевшему направления на ремонт, может быть начислена неустойка в размере одного процента от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. Нарушение сроков осуществления ремонта чревато для страховщика неустойкой в размере 0,5 процента от размера страхового возмещения.

Если же компания в течение одного года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, мы имеем право отлучить ее от натурального возмещения.

Мы вводим новые правила не ради наказаний и надеемся, что экономическая заинтересованность компаний в возможности осуществлять натуральное возмещение будет стимулировать страховщиков к добросовестному исполнению обязательств не меньше, чем нормы о неустойке.

Не приведут ли нововведения к росту тарифов на ОСАГО?

Игорь Жук: Не видим взаимосвязи между введением "натурального" возмещения ущерба и изменением тарифов. Сейчас какие-либо изменения тарифов не предполагаются. Мы будем мониторить, как изменится ситуация после вступления в силу закона, в первую очередь, что будет происходить с убыточностью страховых компаний, будут ли расти издержки, в том числе и судебные.

В чем суть

Восстановительный ремонт авто должен отвечать следующим условиям:

предельный срок - не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим ТС на станцию техобслуживания (СТО);

Станция техобслуживания не должна находиться дальше чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по выбору потерпевшего);

ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на ремонтные работы по восстановлению поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев.

Для автолюбителей важно, что по новым правилам при ремонте не будет учитываться износ автомобиля. Ведь сейчас, если бампер разбили, страховая компания считает его стоимость и потом из нее вычитает износ. При натуральном возмещении фактор износа в расчет не берется в отличие от денежной выплаты.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Федеральный закон " " с 28 апреля 2017 года.

Основная идея обновленного закона состоит в том, что по умолчанию страховые компании будут проводить ремонт поврежденных транспортных средств, а не предоставлять водителю 2 варианта на выбор.

Сразу же хочу заметить, что нововведений довольно много, поэтому их рассмотрение будет разбито на две статьи. Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях водитель может получить денежную компенсацию, а в каких обязан согласиться на восстановительный ремонт. Во второй части будут рассмотрены .

Страховое возмещение вместо страховой выплаты

Рассмотрим обновленную статью 1 закона "Об ОСАГО":

осуществить страховую выплату

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства ) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие "страховая выплата", однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие "страховое возмещение". Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

Приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами

Рассмотрим пункт 15 1 статьи 12 обновленного закона:

15 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16 1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15 2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15 3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта . Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица . Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации . Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

Ситуации, в которых можно получить денежную выплату вместо ремонта

Пукнт 16 1 статьи 12:

16 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15 2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3 1 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует перечень ситуаций, в которых вместо восстановительного ремонта владелец легкового автомобиля обязательно получит денежную выплату :

  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при ) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства. Перечисленные требования подробно рассмотрены в .
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Обратите внимание, если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то Вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попытаться все же стоит.

Запрет на проведение восстановительного ремонта для страховой компании

Пункт 17 1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО":

17 1 . В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи на срок до одного года (далее - решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.

Обратите внимание, если страховая компания несколько раз нарушает обязательства по восстановительному ремонту поврежденных транспортных средств, то Банк России может запретить этой организации проводить восстановительные ремонты. Информация о наложенном ограничении публикуется на сайте Банка России cbr.ru.

Если на страховую компанию наложено подобное ограничение, то она по умолчанию вместо ремонта транспортных средств должна проводить денежные выплаты. Однако это относится только к водителям, которые обратились в страховую после принятия решения об ограничении.

Например, если водитель Алексей получил направление на ремонт в страховой компании "СуперАвтоСтрах" 1 июня 2017 года, а 5 июня 2017 года Банк России запретил этой компании производить возмещение в виде восстановительного ремонта, то Алексей все равно сможет по имеющимся документам отремонтировать свою машину.

Что касается водителей, которые подали документы после наложения ограничения на страховую компанию, то они могут по собственному желанию согласиться на ремонт либо получить денежную компенсацию.

Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте

Пункт 19 статьи 12 закона "Об ОСАГО":

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Обратите внимание:

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО

Пункт 3 1 статьи 15 закона "Об ОСАГО":

3 1 . В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае .

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса. Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

На какие договоры ОСАГО распространяются нововведения?

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На "старые" страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом. До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и . При этом хотя датой начала действия полиса и будет 1 мая 2017 года, водитель сохранит возможность выбора, т.к. ОСАГО приобретено до вступления в силу рассматриваемого закона.

В завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с обновленным текстом Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии "Реформа ОСАГО в 2017 году" рассмотрены .

Удачи на дорогах!

Александр-29

Спасибо, Максим! Очень полезные материалы!

Александр , спасибо за Ваш отзыв!

Удачи на дорогах!

Алексей-301

Добрый день. Как происходит возмещение ущерба водителю, не виновному в дтп и не застраховавшемуся (без полиса осаго), если 1) виновный водитель застрахован до 28.04.2017 2) виновный водитель застрахован после 28.04.2017 года? Спасибо

Алексей , здравствуйте.

Если один из водителей не застрахован по ОСАГО, то для оформления дорожно-транспортного происшествия в любом случае придется обращаться в ГИБДД. После этого невиновный водитель должен обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат. В остальном все точно также, как и при наличии ОСАГО у двух водителей.

Удачи на дорогах!

Подскажите пожалуйста по (пока что) гипотетической ситуации.

"Встретились" Бяка и Бука.

Бяка виновник ДТП, у Буки КАСКО. Страховая Буки ремонтирует ему машину за свой счёт, после чего обращается в страховую компанию Бяки, и они неофициально заключают взаимозачёт на сумму ремонта. После этого страховая Буки предъявляет официальный иск к Бяке по возмещению вреда в рамках ГК РФ. Страховая Бяки отказывает в выплате на основании того, что она обязана была обеспечить ремонт, а ремонт уже осуществлён, и такая ситуация не указана как основание для денежной выплаты в законе об ОСАГО. В результате Бяка лично попадает на оплату полной стоимости ремонта, который осуществила страховая Буки.

Вопрос: какой закон поможет Бяке либо обязать свою страховую таки осуществить выплату либо оставить хитровыделанную страховую Буки с носом?

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

алексей-330

Добрый день. Купил машину в другом городе, страховку сделать не успел и ночью в мою стоящую машину врезался таксист, у него страховка есть а у меня получается нет! Я принципиально не хочу ездить на ремонтированной машине, и хотел бы от нее избавиться, но ждать пока мне ее отремонтируют а потом продавать долгое время желания нету! Что мне делать в такой ситуации? могу ли я получить денежное вознаграждение и продать машину в битом состоянии?

Заранее благодарю!

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

Если у Буки нет КАСКО, он точно также обратится в свою страховую компанию (по ОСАГО) для прямого возмещения убытков (т.е. за ремонтом) и автомобиль отремонтируют. После этого страховая Буки потребует от страховой Бяки деньги за ремонт.

Что именно изменится при добавлении в эту схему КАСКО?

Разница в том, что закон предполагает денежное возмещение в том случае, когда автомобиль ремонтируют в рамках договора ОСАГО по прямому возмещению. А вот если автомобиль ремонтируют в рамках договора КАСКО, такая обязанность отсутствует. Раньше была, а теперь, когда закон изменили под приоритет ремонта, пропала. Собственно, хочу уточнить, действительно ли пропала, или я что-то упустил.

Владислав-30

Страховая компания виновника ДТП отказывает в восстановительном ремонте автомобиля потерпевшего аргументируя тем, что полис ОСАГО виновника заключен до 28 апреля 2017 года. Обязывает взять деньги с учётом износа поврежденных деталей. Потерпевший хочет выбрать именно ремонт. Что можно сделать в данной ситуации.

Алексей , здравствуйте.

В описанной ситуации Вам нужно договориться со страховой компанией по поводу выплаты (подпункт Ж, пункта 16-1, статьи 12). Если это удастся, то Вам выплатят деньги, а автомобиль можно будет продать.

Удачи на дорогах!

Keeper_Riff , в ФЗ "Об ОСАГО" взаимодействие страховщиков при наличии КАСКО не рассматривается. Попытался найти там ответ на Ваш вопрос, но, к сожалению, ничего конкретного не нашел.

Владислав , данное нововведение распространяется только на новые договоры ОСАГО, так что страховая компания права.

Тем не менее выглядит странным, что они не желают организовать ремонт за свой счет. В большинстве случаев страховые наоборот стараются всячески навязать ремонт вместо выплат. Насколько я понимаю, ремонт для них более выгоден.

Удачи на дорогах!

Добрый день! У виновника ДТП страховка оформлена до 28 апреля 2017 г., а у меня в октябре 2017 г. В страховой уведомляют о том, что если у виновника страховка оформлена до 28 апреля 2017 г. то будет учитываться износ моего автомобиля при калькуляции компенсации. Могу ли я рассчитывать на то, что мой полис оформлен в октябре и я имею право выбрать ремонт своего автомобиля на СТО без учета износа (т. е. не буду доплачивать за новые детали)? Или все так ориентироваться нужно на полис виновника?

Роман , здравствуйте.

В данном случае нужно смотреть на дату заключения договора ОСАГО виновником ДТП, т.к. именно по его договору осуществляется выплата.

Удачи на дорогах!

Добрый вечер. ДТП. Трое Участников. М неверно выбрал дистанцию (не смотрел на дорогу), допустил наезд на Н, Н от удара въехал в А. В А пассажир получил ущерб здоровью средней тяжести. Как действовать водителю Н? Чья страховая компания и в каком размере/каком виде будет возмещать ущерб пострадавшим?

Анна , здравствуйте.

Возмещать ущерб будет страховая компания виновника ДТП. Судя по Вашему описанию, это страховая автомобиля Н.

Величина ущерба будет определена страховой компанией. Если пострадавшие будут не согласны с величиной выплат, то они могут обратиться в суд.

Удачи на дорогах!

В ДТП, в котором "пострадала" наша машина, у виновника ДТП полис ОСАГО заключен после 28/04/17, у нас же полис заключен до 28/04/17. И мы хотели бы получить возмещение в виде денежной выплаты, а не ремонта.

Наша страховая компания, куда мы обратились за возмещением, игнорирует наше заявление на возмещение в денежном эквиваленте, указывая на то что у виновника полис после 28/04/17 , на какое-то Постановление Пленума Верховного судас(в устной форме), а значит мы не имеем права на деньги, присылает заказные письма с решением о проведении восстановительного ремонта, с доплатой нами 37% износа.

Письменного отказа мы пока так и не получили, как и выплат, не прошло еще 20 рабочих дней.

Есть ли смысл обращаться в суд, чтобы получить деньги или страховая полностью права и надо соглашаться на восстановительный ремонт? И почему мы должны оплачивать износ?

Ольга , в законе прямо не говорится о том, что до 28 апреля должны быть заключены оба договора. Поэтому рассмотрим оба варианта:

1. Если нововведение на Вас распространяется, то Вам должны дать направление на восстановительный ремонт и Вы ничего доплачивать не обязаны.

2. Если нововведение к Вам не относится, то Вам должны предоставить выбор (денежная выплата или восстановительный ремонт). При этом в случае ремонта возможна доплата за износ деталей.

Судя по всему в описанной ситуации имеет место второй вариант, однако страховая по каким-то причинам не хочет производить денежную выплату. В данном случае имеет смысл обратиться в суд и добиться либо бесплатного ремонта, либо выплаты.

Сегодня 28 апреля 2017 года вступили в действиями изменения в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения ( "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
До этого года при наступлении страхового случая, согласно полису ОСАГО, страховщик выплачивал денежные компенсации пострадавшим от имени виновника аварии. Однако в подавляющем большинстве случаев суммы выплат не хватало на качественный полноценный ремонт транспортного средства.

Такая ситуация требовала кардинальных изменений Закона об обязательном страховании, которые придали бы более высокую эффективность этому важнейшему инструменту, регулирующему взаимоотношения на дороге. И в 2017 году эти изменения приняли форму замены страховых выплат натуральным возмещением – оплаченным ремонтом повреждённого при аварии автомобиля. 28 марта обновлённый законодательный акт подписывается Президентом, а 28 апреля - вступает в силу.

Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года предписывает страховым компаниям отказаться от денежных компенсаций с переходом на материальное возмещение. На практике это означает, что отныне аварийный автомобиль будет ремонтироваться в СТО, с которым страховщик заключил договор об обслуживании. При этом владелец сможет при определённых условиях самостоятельно выбрать сервисный центр для восстановления повреждённого транспортного средства.

Обновлённые пункты Закона в общих чертах можно перечислить следующим списком:

При наступлении страхового случая - ремонт повреждённых автомобилей за счёт страховой компании, заключившей договор с ремонтной мастерской;
возможность выбора другого СТО (при наличии убедительных аргументов у владельца авто);
определение требований к ремонтным мастерским;
определение максимального срока ремонта (30 дней), после которого страховая компания обязуется выплачивать пеню;
утверждённый список случаев, когда будет выплачиваться денежная компенсация;
новый механизм обжалования действий страховых компаний (прямое обращение в Центробанк РФ)

Вступившие в силу изменения коснутся владельцев авто, которые приобрели страховой полис с 28 апреля 2017 года. Остальные собственники транспортных средств могут выбирать между денежной компенсацией и оплаченным ремонтом. Новый формат взаимодействия между страхователем и страховщиком уже вызвал ряд вопросов у автомобилистов. Основные сомнения касаются качества ремонтных работ, а также компетентности и возможностей станций технического обслуживания, с которыми заключает договор страховая компания. Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года определяет минимальное расстояние нахождения такого СТО от места проживания автовладельца (или места ДТП) – 50 км. При этом доставка повреждённого автомобиля даже на это расстояние потребует расходов, которые никто оплачивать не будет.

Описанные изменения в законе об ОСАГО с мая 2017 года вступят в силу во всех регионах РФ с переходным периодом, который продлится до 31 декабря 2018 года. В этом временном промежутке Центральный Банк РФ обязуется жёстко контролировать работу страховых компаний в новых условиях.

Компания-страховщик обязана предоставить водителю список всех СТО, которые присутствуют в ее реестре, включая специализацию каждой конкретной станции. Где именно проводить ремонтно-восстановительные работы, будет решать собственник авто.

Все СТО, с которыми сотрудничает страховая компания должны соответствовать основным требованиям законодательства к организации и реализации восстановительного ремонта. На официальном сайте страховщика должна присутствовать полная информация о каждом СТО в свободном доступе.

Водитель также получил право согласовать ремонт авто в СТО, которого нет в списке страховщика. В соответствии с новыми правилами, от места проживания владельца авто или от места, где произошло ДТП (на выбор водителя), расстояние до СТО должно составлять не более 50 км. Транспортировать поврежденный автомобиль на станцию к месту ремонта обязана страховая компания.

Автомобили, на которые распространяется действие гарантии (купленные менее двух лет назад), могут восстанавливаться только в СТО, принадлежащих дилерским центрам.

Если станция технического обслуживания в соответствии с условиями ОСАГО не соответствует основным требованиям к организации ремонтных работ, есть возможность получить денежное возмещение по страховке. Ответственность за решение вопросов с СТО лежит на страховщиках.

Также следует принимать во внимание, что:

  1. Срок восстановительных работ не может составлять более 30 рабочих дней. Если страховщик задерживает ремонт на больший срок, за каждый просроченный день он обязан выплатить владельцу полиса штраф, размер которого составляет 0,5% от определенной стоимости ремонтных работ. Согласовать изменение сроков ремонта страховая компания может только с клиентом.
  2. Восстановительный ремонт не предполагает использование в работах б/у узлов и деталей. Если автомобилю по регламенту нужно заменить поврежденные в ДТП запчасти и детали, в СТО должны использовать исключительно новые комплектующие.
  3. На проведенные ремонтные работы клиент (владелец полиса) должен получить гарантию, срок которой составляет не менее полугода с даты подписания акта сдачи приема работ.

Страховые компании, не придерживающиеся основных требований к организации восстановительных работ, могут быть наказаны Банком России (вплоть до утраты права на приоритет натурального возмещения).

С 28 апреля 2017 года вступают в силу новые поправки к закону об ОСАГО, но это не значит, что 29 апреля у нас у всех, имеющих отношение к «автогражданке», начнется новая жизнь. Приоритет натурального возмещения распространяется только на вновь заключаемые договоры ОСАГО, по всем остальным - действуют прежние правила: автовладелец самостоятельно может выбрать способ возмещения ущерба, и без проблем получить денежную компенсацию. Таким образом, в ближайшие 6-8 месяцев закон об ОСАГО будет работать в прежнем режиме.

С одной стороны, поэтапная реализация закона хороша тем, что можно будет постепенно отработать и проработать различные законодательные лакуны, которые предполагают вариативность при их реализации (расстояние до СТО, ограничения по возрасту автомобиля, которое собираются установить некоторые сервисы, сроки и гарантия на ремонт). Также необходимо заключить дополнительные соглашения на ремонтные работы по договорам ОСАГО, а для этого - оценить качество и скорость ремонта на станциях техобслуживания. Однако, чтобы система восстановительного ремонта заработала в полной мере понадобится «обкатка» не менее двух-трех лет. За это время точно будут преодолены «болезни роста» (отработана схема взаимодействия между страхователем-страховщиком-СТО, осуществлена «выбраковка» сервисов), в том числе и путем осуществления практики дополнительного НПА.

С другой стороны, главная цель закона – увеличить доступность полисов ОСАГО за счет сокращения деятельности «криминальных» автоюристов – не может быть достигнута в полной мере. Идя на неучёт износа, страховые компании полагали, что данные траты будут компенсированы за счет снижения судебных издержек и скидок от СТО за поток клиентов. Но те высокие требования и излишняя детализация, которые вошли в итоговую версию закона, почти полностью нивелируют эффект от установленного приоритета восстановительного ремонта. В 60-70% случаев, даже после того, как все автовладельцы приобретут новые полисы ОСАГО, возмещение ущерба по ДТП будет осуществляться посредством денежной компенсации.

Во-первых, потому, что уже сегодня сервисы говорят об ограничении возраста автомобиля для восстановительного ремонта. И страховщики с ними солидарны. Данную позицию легко понять: никто не должен отвечать за качество ремонта автомобиля, «срок годности» которого уже давно вышел. А если не должен, значит, будет денежная выплата с учетом износа. Тем не менее, страховщики обещают найти СТО и для разновозрастных автомобилей. Во-вторых, вопрос с новыми деталями – для крупных городов – это не проблема, зато в регионах – это слабая сторона (их могут уже не выпускать, срок доставки может быть больше 30 дней, что не позволит страховщикам уложиться в обозначенные законом сроки). Это опять денежная выплата. В-третьих, при жалобах на качество ремонта (двух и более в течение года), ЦБ РФ может лишить страховую компанию права на восстановительный ремонт по полисам ОСАГО, оставив только денежное возмещение. А, значит, «криминальные» автоюристы остаются в силе.

В законе, в целом, предположена правильная формула (вернее, даже формулы) взаимодействия между страхователем, страховщиком и СТО. Отмечу, что поправки в закон об ОСАГО в том виде, в котором они были предложены изначально страховщиками, в последующем претерпели серьезные изменения.

Относительно причин доработок в закон об ОСАГО, в первую очередь, я бы назвал желание регулятора найти компромиссное решение, учитывая широкий общественный резонанс, вызванный законопроектом. Кроме того, нельзя не учитывать и то «общественное» давление, которое на себе испытывало страховое сообщество, инициировавшее принятие поправок в закон об ОСАГО.

Думаю, что данная редакция закона об ОСАГО – «пристрелочная». Что в нее надо будет привнести – мы увидим не ранее, чем через 8-12 месяцев.

Случайные статьи

Вверх