Учение церкви о пресвятой троице. В чем разница между католиками и православными

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день - наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много. В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью. Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот - Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава - Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д.).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод - это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические - 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец - Сын - Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи - 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия . Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков - третий, седьмой и тридцатый день. У православных - третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх . Следующая ступень - митрополит , архиепископ, епископ . Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики - еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики - схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.

Христианство является крупнейшей по численности верующих мировой религией. Его последователи живут на всех континентах.

Однако в вероисповедании отсутствует целостность. Оно состоит из трёх основных ветвей - католицизма, православия, протестантизма.

История раскола

В ранний период своего существования христианская церковь представляла единое целое. Верующие совершали одинаковые обряды, признавали одни и те же богословские традиции. После разделения Римской империи на две части: Западную и Восточную, началась постепенная трансформация общей религиозной организации. В Константинополе был образован собственный религиозный центр, возглавляемый патриархом. Изначальное тесное сотрудничество между руководителями римской и константинопольской ветвей, сменилось соперничеством. В итоге, церковь раскололась на две части. Официально отношения были разорваны в 1054 году . Основанием для этого послужили три весомые причины:

  1. Объявление католического Папы Римского себя главой всей Христианской Церкви.
  2. Притязания Рима на лидерство в мировом христианстве.
  3. Внесение изменений в текст , который восточные верующие считали неприкосновенным.

Церковнослужители обеих христианских ветвей предали друг друга анафеме. Её официально отменили лишь в 1964 г. Однако, раскол в церкви не ликвидирован. Многовековое обособленное существование привело к формированию заметных отличий православия от католицизма в богословии, таинствах, религиозной атрибутике.

Численность верующих и география конфессий

Восточные христиане , после отделения, стали называть западную ветвь греческим словом «католикос» («всеобщий»). В настоящее время католицизм самая массовая из христианских церквей. Её приверженцы составляют свыше 1,2 млрд человек. Католики признают своим верховным главой Папу Римского, которого именуют наместником Бога на Земле.

Последователей христианства восточного обряда, католики зовут ортодоксами («правильный») или православными. В мире их насчитывается примерно 200 млн. человек. Православие получило распространение среди славянских народов стран СНГ, а также в ряде государств Европы. Ортодоксальная церковь разделена на 15 поместных церквей и не имеет единого руководства. Главой церкви православные называют Иисуса Христа.

Отличия

Богословие

Для священнослужителей и мирян первостепенное значение имеет Символ Веры . Это главный догмат христианства, на котором основано все вероучение. Обе конфессии признают триединство Бога, воплотившегося в образе Святой Троицы:

  • Отца;
  • Сына;

Однако православные верят, что Святой Дух исходит от Отца. Католики считают, что он в равной степени присущ и Отцу, и Сыну.

Также отличается воззрение на Матерь Божию - Деву Марию . В понимании православных верующих, Мария родилась и умерла подобно обычным людям.

После смерти была взята на небо. Её прославляют, прежде всего, как Богородицу.

Для католиков Матерь Божия изначально является святой и безгрешной. Они полагают, что её рождение было непорочным, как и у Иисуса Христа. Кроме того, Дева Мария вознесена на небо живой, когда срок её земной жизни подошёл к завершению. Культ Девы Марии чрезвычайно распространён в странах Запада. В обеих конфессиях верующие читают молитву «Радуйся Мария» («Ave Maria»), но с заметной разницей в форме.

Ортодоксы думают, что после смерти, согласно своим деяниям, человека попадает в рай (для праведников) или ад (для грешников). Католики, помимо этого, выделяют чистилище - место, где души пребывают после Страшного Суда, в ожидание рая.

В вопросах веры восточные христиане признают заповеди, принятые на 7 первых Вселенских Соборах до распада общей церкви. Западные христиане следуют установлениям всех прошедших Вселенских соборов. Последний, 21-й Вселенский Собор, который созывался в 1962 г., разрешил проводить службы в католических храмах на национальных языках наравне с латинским.

В католические Библии включено дополнительно ещё 7 апокрифических (неканонических) книг , расположенных между Ветхим и Новым Заветом. В православной Библии 9 . Христиане полагают, что они были вдохновлены Словом Божьим.

Устройство храмов, регламент службы, духовенство

Отличия между православием и католицизмом хорошо заметны в устройстве храмов, правилах проведения церковной службы.

Православные соборы имеют традиционную ориентацию алтарной части на восток , в сторону Иерусалима. Внутренняя часть алтаря отделена от храмового помещения, иконостасом. Заходить за алтарь имеют право лишь священнослужители. Обустройство внутреннего пространства в костёлах отличается расположением алтаря. Он, иногда, стоит в центральной части и отделен от общего пространства с помощью перегородки.

У православных главное дневное богослужение именуют Божественной Литургией, а у католиков она называется Мессой. Восточные христиане стоят во время церковной службы, показывая своё смирение перед Богом. Чтобы продемонстрировать безоговорочную покорность Божьей Воле, верующие становятся на колени. В католических костёлах принято слушать проповедь священника сидя на скамейках. Во время молитв миряне становятся на специальные подставки.

Обе церкви имеют единое мнение в вопросах необходимости духовенства , как проводника между богом и людьми. В ортодоксальной конфессии священнослужителей делят на 2 группы. «Белое» духовенство - это те, кто имеет под своим управлением приходы, вступает в брак. «Чёрное» - те, кто несёт обет безбрачия, монашествующие. Высшие чины избираются исключительно из числа «чёрного» духовенства. В католическом мире все священники дают перед вступлением в должность обет целибата (безбрачия).

Таинства

От рождения до смерти католикам и православным сопутствуют 7 священных таинств:

  1. крещение;
  2. миропомазание;
  3. евхаристия ();
  4. исповедь;
  5. венчание;
  6. соборование;
  7. хиротония (рукоположение в сан).

В католичестве принято считать, что таинство имеет силу независимо от желания или душевного расположения человека. Православные священники придерживаются прямо противоположного взгляда - таинство недействительно, если человек на него не настроен.

При проведении обрядов заметны существенные отличия . Во время крещения в православную веру человека полностью погружают в воду. У западных христиан практикуют обрызгивание водой. Миропомазание в православии следует сразу же за крещением. Католики устраивают отдельный обряд - конфирмацию, при достижении ребёнком сознательного возраста (10–13 лет). Соборование, т. е. помазание елеем также отличается. У ортодоксов оно проводится над больным человеком, а у католиков над умирающим.

Причастие- это трапеза из хлеба и вина. Вкушая их, христиане вспоминают смерть Иисуса на кресте. Причащение в двух христианских конфессиях заметно отличается. Католические священники раздают мирянам тонкие лепёшки пресного хлеба, называемые облатками. Причастие вином и хлебом удостаивается лишь духовенство. Православные верующие получают в момент причастия вино, хлеб, тёплую воду. Для выпечки хлеба используют дрожжевое тесто.

По-разному сложилось отношение к брачным узам в двух конфессиях . Для католиков брак является нерасторжимым. По православным канонам, в случае подтверждённого факта супружеской измены, пострадавший супруг имеет право на заключение нового брака.

В знак почтения к Святой Троице христиане совершают крестное знамение на входе и выходе из храма. Способы крещения имеют различия. Православные верующие традиционно кладут крест тремя, собранными в щепоть пальцами, справа налево. Католики совершают знамение в обратном направлении. Они могут креститься сложенными пальцами или раскрытой ладонью.

Праздники и пост

Рождество, Пасха и Пятидесятница - самые почитаемые христианские праздники. В западной и восточной конфессиях придерживаются разных систем летоисчисления, потому даты праздников не совпадают. Различие касается, прежде всего, Пасхи и Рождества. Наступление Светлого Христова Воскресения высчитывается по календарю, поэтому в 70% случаев оно будет отличаться. Православные традиционно отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря. В каждой церкви существуют свои почитаемые праздники.

Датой начала Великого Поста в католицизме принято считать Пепельную среду, а в православии - Чистый понедельник.

Атрибутика

Главным символическим знаком христианства является крест . Он символизирует распятие, на котором принял смертные муки Иисус Христос. Внешний вид креста и изображение Христа на нём сильно отличаются в разных конфессиях.

У католиков крест с четырьмя концами. У православных 8-ми -конечный, поскольку точно копирует распятие. К главной вертикальной перекладине добавлены три вертикальные. Верхняя, символизирует табличку с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя, служила опорой для ног. Её называют «мерило праведное»: одна сторона приподнята в знак раскаяния разбойника, уверовавшего в Миссию, а другая сторона опущена к земле, указывая на ад для второго злодея.

На католических крестах Христос изображён, как человек, терпящий немыслимые страдания. Его ноги прибиты одним гвоздём. На ортодоксальном кресте Иисус выглядит как человек одолевший смерть. Его ноги прибиты гвоздями по отдельности.

Отличается способ изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых, сцен на библейские сюжеты. Православная иконопись придерживается строгих канонических требований . В католицизме более вольное обращение с нанесением рисунка. Различия коснулись также использования скульптур. Они преобладают в костёлах, а в церквях их практически нет.

Таблица «Сравнение католической и православной церкви» поможет лучше разобраться с принципиальными различиями при изучении истории средних веков в 6 классе, а также может использоваться в качестве повторения в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Таблица «Сравнение католической и православной церкви»»

Таблица. Католическая и православная церковь

Католическая церковь

Православная церковь

Название

Римско-католическая

Греко-православная

Восточно-кафолическая

Римский папа (понтифик)

Константинопольский Патриарх

Константинополь

Отношение к Богоматери

Изображения в храмах

Скульптуры и фрески

Музыка в храме

Использование органа

Язык богослужения

Таблица. Католическая и православная церковь.

Сколько ошибок допущено? Какие ошибки допущены?

Католическая церковь

Православная церковь

Название

Римско-католическая

Греко-православная

Восточно-кафолическая

Римский папа (понтифик)

Константинопольский Патриарх

Константинополь

Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque - "и от Сына"). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.

Отношение к Богоматери

Воплощение Красоты, Премудрости, Истины, Юности, счастливого материнства

Царица Небесная, покровительница и утешительница

Изображения в храмах

Скульптуры и фрески

Музыка в храме

Использование органа

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.

Во время обрядов можно сидеть на скамейках

Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование).

Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства - Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином), для мирян - только Телом Христовым (хлебом).

Во время обрядов нельзя сидеть

Язык богослужения

В большинстве стран богослужение на латыни

В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.

Вероучение Католической Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга.

Хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, «Отец», «Сын», «Дух Святой» – это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

  • природа (или сущность, существо, естество),
  • лицо (иначе, личность или ипостась),
  • внутренние межличностные отношения.

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями. «Все едино в Боге «там, где речь не идет о противостоянии отношения».» Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением соотношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну.

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе». «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество».» Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. «Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом.» (Катехизис Католической Церкви, 253)

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын. Святой евангелист Иоанн называет Сына Божьего Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео-Константинопольский Символ веры:

Верую «и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено.»

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский Символ веры выражает это словами: «И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава». Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын – Отца.

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

«Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

«Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием… И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, – все за исключением Своего Отцовства, – постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден».» (Катехизис Католической Церкви, 246)

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они – один Бог. «По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне».» (Катехизис Католической Церкви, 255)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,11); «Я и Отец – одно» (Ин 10,30); «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин 12,45).

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево - исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая - с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины - исповедальни , обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

Исповедальни или конфессионалы

Исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.


явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Случайные статьи

Вверх