Построй себе дом в раю. Достоинства мечетей и их строительства Сколько стоит построить мечеть

Удивительно красивая, ажурная мечеть Ортакей расположена в одноименном районе Стамбула. Местные жители и туристы привыкли к этому названию, хотя существует официальное – Большая мечеть Меджидие. Здание, напоминающее дворец, считается символом города, используется по прямому назначению, представляет художественно-эстетический интерес для людей всех вероисповеданий. Посмотреть это архитектурное чудо стоит при дневном освещении и после захода солнца. В свободное время рекомендуется прогуляться по кварталу и продегустировать вкуснейшие блюда турецкой кухни, которые продаются повсеместно. Знакомьтесь с историей и полезной информацией о мечети Ортакей: как добраться, требования к гардеробу и поведению, часы для посещения. Компания « » приглашает вас в увлекательное путешествие.

От замысла до наших дней

Построить мечеть Ортакей повелел султан Абдул-Меджид в 1853 году. Как всякий уважающий себя падишах, он хотел создать нечто необычное, затмевающее красотой и величием все, что было ранее. Правители того времени не любили строить на пустом месте. Что-либо разрушить или использовать готовый фундамент считалось чуть ли не делом чести у османских завоевателей.

Все традиции оказались соблюдены. Нынешняя мечеть Ортакей в Стамбуле строилась всего два года и удалась на славу. Расположение на берегу Босфора на месте мечети, недавно разрушенной восстанием, подошло вполне. Архитектором был назначен Никогос Бальян, строивший дворец Долмабахче, армянин по национальности, представитель известной династии османских зодчих.

Для величия фундамент предыдущей мечети оказался мал. А вот красотой был покорен даже сам султан Абдул-Меджид и, будучи искусным каллиграфом, изъявил желание лично принять участие в отделке. Изящество и непринужденную легкость мечети Ортакей оценили знатные вельможи Константинополя. Они приплывали на весельных лодках с другого берега совершать намаз.

Культурное наследие султана Абдул-Меджида до сих пор украшает набережную Ортакей. Здание неоднократно приходило в упадок:

  • 1894 год – землетрясение;
  • 1960 год – обрушение кровли;
  • 1984 год – сильный пожар;
  • в середине 20 века – угроза разрушения из-за ослабления фундамента.

Последняя реставрация проводилась в 21 столетии. Был сделан масштабный ремонт всего здания, который закончился в 2014 году.

Архитектурные особенности

Смешение архитектурных стилей, османского неоклассицизма и барокко, создают совершенно необычный, в чем-то нетрадиционный для подобных сооружений образ. Здание больше похоже на дворец, но все же имеет характерные для мечетей особенности:

  • один купол;
  • два тонких минарета, отделанных мрамором;
  • на каждом – по одному изящному балкону-шерефе;
  • четкое разделение на две части.

В одной половине располагался султанский гарем, право пользования второй принадлежало исключительно падишаху. Ввиду ограниченности территории или по другой причине, здесь нет привычных медресе, больницы, столовой, постоялого двора, благотворительных заведений.

Главная особенность мечети Ортакей – большие створчатые окна, пропускающие много солнечных лучей днем, отражающие зеркальный блеск воды вечером. Для освещения используются роскошные хрустальные люстры.

Молитвенная ниша облицована мрамором и цветной мозаикой. Потолок украшен лепниной. Мозаичные элементы присутствуют на внутренней части купола и стенах. Арабская вязь каллиграфии нанесена золотой краской.

В дневное время мечеть Ортакей хорошо освещена, что позволяет рассмотреть мельчайшие детали затейливых узоров декора. После захода солнца с балконов минаретов открываются потрясающие виды на вечерний Босфор. В ветреную погоду здание окутано облаком брызг. Создается ощущение, что оно парит над водой.

Как добраться

Непросто ориентироваться в незнакомом городе. Но есть места, где туристические маршруты неизбежно пересекаются. И опытному, и неискушенному путешественнику важно знать, как добраться до мечети Ортакей от Султанахмета – исторического района в старой части Стамбула.

Самый удобный маршрут начинается с ветки Т1 скоростного трамвая. Необходимо ехать до остановки Кабаташ. Далее пересесть на автобус №№ 22, 22RE, 25E и выйти на остановке Ортакей. Остается пройти не более 200 м пешком, и вы окажетесь у цели.

Аналогично можно добраться с Таксима. Только вместо трамвая следует воспользоваться автобусом №№ 40, 40Т, 42Т. И, конечно же, наиболее быстрый, комфортный, но несколько затратный вид транспорта – такси. Если умеете договариваться, за умеренную плату вас домчат в любой район города.

Правила посещения

В летнее и зимнее время часы работы мечети Ортакей могут отличаться. Двери для верующих мусульман открыты с восхода до заката, от первой до заключительной ежедневной молитвы. Для представителей других конфессий и национальностей вход также свободный. Единственное ограничение – не мусульманам нельзя находиться в мечети во время намаза.

Существует определенный дресс-код для гардероба:

  • у женщин недопустимы открытые колени, плечи, локти;
  • мужчины должны быть в брюках, не в шортах;
  • не рекомендована слишком облегающая одежда;
  • для женщин обязателен платок;
  • на входе необходимо разуться.

За несоблюдение правил вас могут попросить удалиться или отказать во входе. Внутри не разрешается шуметь, смеяться, громко разговаривать по телефону и между собой, рассматривать молящихся, нарушать их уединение. Элементы интерьера фотографировать можно, людей нельзя. Платки и юбки не выдаются, позаботьтесь об этом заранее.

Собираетесь посетить мечеть Ортакей в Стамбуле – помните, что она хороша в любое время суток при всякой погоде. Также интересны для осмотра окружающий район и набережная. Если туристический график позволяет, выделите для этой экскурсии целый день.

Путешествуйте с «УммаТур» и приобретайте лучшие , насыщенные и увлекательные!

В саудовской провинции аль-Джауф на развалинах древнего города Думат аль-Джандаль находится мечеть, которая называется «Мечеть Умара» . Многие инициатором постройки мечети и считают Умара бин аль-Хаттаба, однако эта точка зрения не доказана, кем была построена мечеть неизвестно.

Думат аль-Джандаль находился на пересечении торговых путей Месопотамии, Аравии и Сирии. Считается, что она была воздвигнута в период с 634 по 644 годы , однако, археологи склоняются к мысли, что мечеть была построена еще раньше и являлась в первое время церковью.

Название этой мечети ученые связывают с правлением халифа Умара бин Абдуль-Азиза либо с племенем Бани Умар, проживавшим в Думат аль-Джандал.

Северная стена мечети выходит на крепость Марид. С трех других сторон постройку окружают руины городской части города. Как и все старинные городские мечети, строение состоит из двух частей – внутреннего двора и основного молельного зала. Минарет мечети расположен в юго-западном углу молитвенного зала. Вход в зал оборудован около минарета.

В молитвенном зале располагаются 3 ряда каменных столбов, поддерживавших перекрытие крыши из стволов пальмы. Михраб, минбар и нижняя часть стены покрыты белой краской. При взгляде снаружи видно, что михраб и минбар немного выдаются из стены. А с внешней северной сторон видна лестница, ведущая на крышу.

Минарет прямоугольной формы и сужается к верху. Наверх минарета можно было подняться по винтовой лестнице, которая, к сожалению, не уцелела. Минарет 4-х этажный, на каждом этаже обустроены оконные проемы. Высота минарета – 13 метров.

После уверования во Всевышнего Аллаха самым ценным деянием является намаз, а мечеть – это место, в котором мусульмане совершают обязательную пятикратную молитву. Так как намаз имеет столь большое значение в Исламе, не менее важным является и место совершения намаза.

Хвала Всевышнему Аллаху за то, что Он сделал мечети домами богобоязненных людей и украсил сердца и души верующих истинной верой. Благословение и приветствие нашему господину Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), который в своём благочестивом хадисе сказал: «Кто построит мечеть, Аллах построит тому дом в Раю».

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :(من بنى لله مسجدا بنى الله له بيتا في الجنة) (متفق عليه)

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто построит мечеть, даже с размером гнезда куропатки, Всевышний построит дом в Раю ».

قال صلى الله عليه وسلم (من بنى لله مسجدا ولو كمفحص قطاة بنى الله له بيتا في الجنة) رواه البزار وابن حبان في (صحيحه)

Любая помощь, оказанная в строительстве мечети и других благих делах, должна подкрепляться чистым, искренним намерением только для получения довольства Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в священном Коране говорит:

إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا اللَّهَ، فَعَسَىٰ أُولَٰئِكَ أَنْ يَكُونُوا مِنَ الْمُهْتَدِينَ.

Оживляет мечети Аллаха [строит, пребывает в них и заботится о них] (только) тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершал молитву, давал обязательную милостыню [закят] и не боялся (никого), кроме Аллаха. И такие обязательно будут из (числа) идущих (истинным) путем! (Сура Ат-Тауба, аят 18).

В этом аяте Всевышний Аллах разъясняет достоинство мечетей и говорит, что это дома Всевышнего, где люди поклоняются Аллаху и восхваляют Его.

Также из этого аята следует, что одним из самых достойных поступков мусульман является строительство мечетей.

В другом аяте также Всевышний Аллах говорит:

فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ

Смысл «В домах [в мечетях], которые Аллах дозволил возвести и в которых поминается Его имя (чтением Корана, словами восхваления,…), – восхваляют Его там утром и вечером».

Мечети являются источниками самых благородных дел, оттуда вышли носители исламских знаний, мудрецы нашей религии.

Что же мы видим сегодня? Что постигло сегодня мусульман? Разногласия, расколы, террор – это результат того, что не все люди посещают мечети, а даже если и посещают, то не все следуют за имамами, как требует того наша религия Ислам.

Наши праведные предки, зная достоинство мечетей, спешили в оказании помощи для их строительства, отдавая всё своё ценное имущество в качестве вакфу (народное имущество, достояние).

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совершил хиджру из Мекки в Медину, то первым делом он построил мечеть. Почему он не построил себе дом? Дело в том, что мечети – это место, где люди совершают пятикратный намаз в коллективе (джамаатом), в котором укрепляются узы братства. Более того, когда все люди, богатые и бедные, сильные и слабые, встают в один ряд для поклонения своему Господу, между ними усиливается чувство братства, сострадания друг к другу. Мечеть в этом плане носит мощный социальный характер, способствующий укреплению уз братства.

В Судный день Всевышний Аллах, обращаясь к людям, скажет: «О, мои соседи, поднимайтесь »! Люди удивятся и спросят: «О, Всевышний Аллах! Разве у тебя тоже бывают соседи? » Тогда Всевышний Аллах скажет: «Да, это те люди, которые строили мечети, они и есть мои соседи ». Тогда эти люди поднимутся, и их введут в Рай без отчёта, ибо мечеть – это дом Аллаха и Всевышний делает Своими соседями тех, кто их построил.

Мечети следует украшать не только внешне, но и внутренне. Что это означает? После строительства мечети необходимо украсить дом Всевышнего Аллаха поклонением, ибо строительство мечети – это средство для того, чтобы люди, посещающие её, могли получать необходимый уровень знаний по Исламу. Для этого имаму необходимо приложить максимум усилий для организации уроков и проповедей. Пусть Аллах поможет в этом.

В большинстве случаев мечеть строит не один человек, многие люди содействуют этому. Да воздаст Аллах каждому из них так, как будто он один построил мечеть.

Раджаб Хаммирзаев

Кристальная мечеть расположена в городе Куала-Теренггану. Открытая в 2008 году мечеть является частью Исламского центра. Здание и минареты храма представляют собой железобетонные конструкции, покрытые зеркальным стеклом. Из-за этого днем мечеть ярко сверкает в лучах солнца, а ночью светится разноцветными огнями внутренней подсветки. Отражение солнечной энергии также позволяет сохранить внутри помещений прохладу для удобства верующих во время молитв.

  1. Стальная мечеть в Малайзии

Мечеть Туанку Мизан Зайнал Абидин, или Стальная мечеть, названа в честь 13-го короля Малайзии и расположена в Путраджайя. Это единственная в мире мечеть, построенная целиком из стали. Строительство храма велось 5 лет, а открытие состоялось в 2009 году. Мечеть может вместить в себя 24 000 посетителей. Стена михраба мечети выполнена из стекла высотой 13 метров.

  1. Деревянная мечеть в Иране

Уникальная мечеть расположена рядом с городом Нишапур в Иране и полностью выполнена из дерева. Для строительство данной мечети потребовалось 40 тонн дерева. Мечеть, минарет которой составляет 12 метров, была построена в технологии сейсмического инжиниринга, что позволяет храму пережить землетрясения.

  1. Великая мечеть Дженне в Мали

Великая мечеть Дженне, расположенная в пойме реки Бани на территории Мали, является самым большим глинисто-наносным зданием в мире. Стены мечети Дженне сделаны из сырцового кирпича, покрытого глиняной штукатуркой, которая придает зданию гладкий, скульптурный вид. Строительство мечети завершилось в 1907 году. Мечеть Дженне была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и ныне является одной из самых популярных достопримечательностей Мали. Каждый понедельник на площади перед мечетью проводится понедельничный рынок. Каждый житель города вносит свою лепту в строительство этой мечети, так как глиняные здания требуют периодического пополнения материала, особенно после сезона дождей, во время которого он попросту вымывается. Реставрация Большой мечети является радостным событием, громким и веселым праздником, который объединяет верующих каждую весну.

  1. Мечеть Ларабанга, Гана

Мечеть Ларабанга названа в честь местности, в которой она расположена, – деревни в Северной области Ганы, наибольшем регионе страны. Ларабанга, строительство которой началось в первой половине XV века, называют «Меккой Западной Африки». Согласно легенде, мечеть Ларабанга была построена исламским торговцем Аюбой. Оставшись здесь на ночлег, он увидел сон, что он должен построить мечеть. Проснувшись утром, он обнаружил фундамент, на котором начал строить мечеть, пока она не была возведена.

  1. Мечеть Марри в Австралии

Мечеть в городке Марри, в южной Австралии построена 1882 афганскими мигрантами из тогда Британской Индии. Считается первой мечетью, построенной на австралийском континенте. На самом деле, в городке есть еще одна древняя мечеть, но она была разрушена. В 2003 афганская община Марри реконструировала древний храм.

  1. Сианьская соборная мечеть в Китае

Мечеть является одной из старейших в провинции Сиан. Кроме того, храм – один из четырех крупнейших мечетей в Китае. Считается, что религиозное сооружение построено в XIV в. на средства знаменитого мореплавателя Чжэн Хэ. Архитектура сооружения удивительна, так как представляет собой нетипичное для мечети решение. Она сочетает в себе комбинацию традиционного китайского и исламского стилей.

  1. Большая мечеть в Самарре, Ирак

В иракском городе Самарра расположена одна из самых высоких спиральных мечетей в мире. Минарет, выстроенный в 848–852 годах халифом Аббасидов аль-Мутавакилем, на сегодняшний день является одним из самых высоких. Башня была построена в IX веке из обожженного кирпича, являя собой уникальный образец восточного зодчества: восходящая спираль, издалека напоминающая конус. Спираль высотой в 52 метра служит лестницей, ведущей к вершине.

  1. Мечеть Бурса в Турции

Мечеть, которую также называют Улу-Джами, является крупнейшей мечетью в Бурсе. Сооружение построено в сельджукском стиле по приказу султана Баязида I между 1396 и 1400 годом. Мечеть украшают 20 куполов, поддерживаемые 12 столбами, и 2 минарета. Мечеть имеет 20 куполов, расположенных по пять в четыре ряда. Кроме того, внутри мечети расположен фонтан.

  1. Мечеть Шакирин в Турции

Мечеть уникальна с архитектурной точки зрения современных мечетей Турции. Храм был построен в 2009 году. Внутри мечети расположен золотой с бирюзой михраб и необыкновенные стеклянные люстры, имитирующие падающие капли воды. В строительстве религиозного принимали участие, как сами турки, так и британцы и китайцы. Мечеть «Шакирин» является первой мечетью Турции, дизайн которой разработан женщиной. Храм, расположенный в Стамбуле, сочетает современный и актуальный дизайн, в то же время отдает дань традиционной османской архитектуре.


(4 месяца назад) | Добавить в закладки | |

МУСУЛЬМАНСКАЯ) АРХИТЕКТУРА – зодчество стран Ближнего, Среднего Востока, Индии, а также Пиренейского полуострова, принципы которого сформировались после 7 в. под влиянием ислама как господствующей религии в регионе.

Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику религиозных построек, был подчинен потребностями нового культа. Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибинскую и османскую (более мелкие, например, иракская, среднеазиатская, считаются производными).

Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Но это сооружение еще не было святилищем, ибо в этот же двор выходили двери жилища Мухаммада и его жен. В первое время здесь собирались военные советы, а после битв сюда сносили раненых, то есть, это скорее был штаб будущей мусульманской общины. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. Действительно, уже первые мечети, которые были построены в крупных городах завоеванных территорий, имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны из разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того, как Мекка также покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша – михраб , которая указывала киблу – направление на Мекку .

Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах – из тесаного камня.

Первые мечети были построены с оглядкой на традиции, сложившиеся к тому времени в церковной архитектуре Византии. После превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие план этого сооружения. Некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире. Однако впоследствии подобные мечети обрастали вспомогательными службами: библиотеками, школами, бесплатными столовыми и т.д., искажая таким образом первоначальный план.

Наряду с колонными мечетями сооружались четырехайванные здания (айван – колонный зал) с центральным куполом. Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) нашел широкое применение в Египте в 14–15 вв. Чаще всего его сооружали над мавзолеем. В период правления династии Фатимидов купол принимает заостренную форму.

Важным элементом мечети является минарет . Минарет соборной пятничной мечети доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда , в Марокко – минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии – бухарский минарет Калян.

Как правило, каждая из вышеперечисленных архитектурных школ имеет свою, присущую ей, форму минарета. Например, магрибинские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. Испания, 1195).

Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда это увеличивающиеся кубы, стоящий один на другом. Иранский минарет 11–13 вв. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Минарет одной из самых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» – араб.) в города Самарра (Ирак), тулово которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус. Минареты, построенные в османское время на территории Турции и Балканского полуострова – более стройные, снабженные каннелюрами. Как правило, в своей верхней части они имеют ажурные балкончики шюрфэ , с которых муэдзин призывал верующих на намаз .

На территории Средней Азии минареты обычно стоят отдельно от здания мечети, они представляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которого покрыто цветной глазурью или полихромной плиткой.

Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). Но были мечети с плоской и покатой кровлей. Все эти культовые сооружения должны были быть ориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнен в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284–1285) в Каире.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностей многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в 13 в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус – элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (14 в.), Йешиль-Джами («зеленая мечеть» – 1423), а также мечети в Изнике и других городах. Вначале архитекторы стремились следовать простым, геометрически правильным формам, подражая сельджукским образцам. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Справа и слева расположены небольшие помещения. Купола опираются на барабан в форме граненого фриза.

Уже в тот период ощущался интерес турецких мастеров к архитектуре Византии, в завоеванных городах под мечети приспосабливали христианские часовни и церкви. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия. И если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые, по мнению искусствоведов, отличаются от тех, которые применялись в арабских странах и Иране. Так, в мечети султана Баязида II (1500–1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым навершием. В отличие от мечетей эпохи Сельджукидов, бассейн (шадриван – турецк.) вынесен за пределы помещения – во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок до последнего момента. Так, во дворе мечети Баязида оставлено несколько кипарисов, которые придают живописный вид всему ансамблю.

Интересен план этого здания. При входе в помещение мечети справа и слева открываются два крыла, образующие своеобразный притвор с остросводчатыми аркадами. Если встать на крайнюю точку одного из притворов, то открывается грандиозное зрелище длинной сводчатой галереи, напоминающей средневековые монастырские трапезные. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» – турецк.) находится позади мечети.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи.

Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Мечеть находится в окружении платанов и кипарисов, что не мешает увидеть чистоту ее архитектурного стиля и гармоничность контуров здания. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ » в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира.

В 17 в. была воздвигнута мечеть Ахмедие в честь султана Ахмеда I (1601–1617), автором которой стал зодчий Мехмед Ага (1540–1620). Эту мечеть иногда называют «зеленой», так как попадающий через окна свет отражается в голубых, зеленых и белых изразцах, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок. На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из мекканской аль-Ка’бы.

Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк.) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем . Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

СЛОВАРЬ

Айван (перс.) – 1. Открытое сводчатое пространство фасада, обращенное во двор или на площадь. 2. Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора. Характерный элемент иранской архитектуры со времен династии Сельджукидов.

Гипостиль (hipostylos , греч. – «поддерживаемый колоннами») – обширное крытое помещение, потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны.

Капитель (от позднелат. capitellum – «головка») – венчающая часть колонны столба или пилястры.

Консоль – (франц. – console ) поддерживающий элемент выступающих частей здания (карниза,балкона и т.д.).

Контрфорс (от франц. contre-force –«против силы») – вертикальная стенка, сооружаемая чаще всего под прямым углом к несущей конструкции.

Конха (konche – греч., «раковина») – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей, например, ниш. В данном случае верхняя – часть михраба.

Неф (nef , франц.) – продольная часть здания, расчлененная колоннадой или аркадой на проходы или нефы.

Парус – элемент купольной конструкции, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабану. Имеет форму сферического треугольника, вершина которого обращена вниз. Одна из коренных конструкций византийской архитектуры.

Пилон (pylon , греч.) – большие столбы, поддерживающие своды или расположенные по бокам портала здания.

Пиштак (перс.) – большой портал в виде айвана, где находится вход в мечеть, медресе или мавзолей.

Тимпан (tympanon , греч.) – в архитектуре – треугольное или полуциркульное поле фронтона (ограниченного по бокам скатами крыши) или поверхность стены над аркой входа или окна.

Тарнсепт (позднелат. – transeptum ) – поперечный неф, пересекающий продольный объем здания.

Тромп (trompe – франц.) – сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола.

Сталактиты (от греч. stalactos – «натекшие по капле») – декоративные призматические формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, карнизах и т.д. Сталактиты облегчают переход от квадратного плана к сферическому. В основном применяется в архитектуре стран Бл. и Ср. Востока.

Ольга Бибикова




Литература:
Эссадъ Джелалъ. Константинополь . М., «Издание М.и С. Сабашниковых», 1919
Martin H. L’Art musulman . Paris, «Flammarion», 1926
Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов . М., «Искусство», 1960
Всеобщая история искусств . т. 2, кн. 2, М., «Искусство», 1961
Otto-Dorn K. L’Art de l’Islam . Paris , «Albin Michel», 1964
Всеобщая история архитектуры . т. 3–4, М., «Искусство», 1966
Архитектурные памятники Средней Азии. Бухара, Самарканд . Ленинград, «Аврора», 1969
Воронина В.Л. Каир. Ленинград, «Стройиздат», 1974
Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба . Средние века, новое время . М., «Искусство», 1988
Стирлен А. Искусство ислама. Распространение персидского стиля от Исфахана до Тадж-Махала . М., «Астрель», 2003

Случайные статьи

Вверх