Паспорт экологической тропы. Паспорт экологической тропы "в гостях у топтыжки" Схема экологической тропы в доу

Государственное учреждение образования «Ясли – сад №6 г.Новогрудка»

Создание паспорта экологической тропы в учреждении дошкольного образования

Воспитатель дошкольного

Е.В.Амелько


Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе яслей-сада

  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • развивать воображение, мышление, внимание, речь;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Название видовых точек

  • Деревенское подворье
  • Наш чудесный огород
  • Зелёная аптека
  • Кустарники и ягодники
  • Метеостанция
  • Тропа здоровья
  • У царевны лягушки
  • Жужжащий и ползающий мир
  • Деревья нашего двора
  • Птичий городок
  • Поляна сказок
  • Удивительные пеньки
  • Привал «Место встреч»

Паспорт – схема экологической тропы

11.Поляна сказок

10.Птичий городок

9.Деревья нашего двора

13.Привал «Место встреч»

7. У царевны лягушки

12.Удиветельные пеньки

8.Жужжащий и ползающий мир

6. Тропа здоровья

1. Деревенское подворье

4. Кустарники и ягодники

2.Наш чудесный огород

5.Метеостанция

3.Зелёная аптека


Маршрут экологической тропы

Поляна сказок

Деревья нашего двора

Птичий городок

Удивительные пеньки

Жужжащий и ползающий мир

Привал «Место встреч»

У царевны лягушки

ГУО «Ясли – сад №6 г.Новогрудка»

Деревенское подворье

Тропа здоровья

Наш чудесный огород

Метеостанция

Зелёная аптека

Кустарники и ягодники


Точка 1. Деревенское подворье

Игровая площадка, организованная в деревенском стиле и может включать:

– русскую избу (макет);

Изгородь;

– колодец;

– ферму с домашними животными.

Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом.

Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.


Точка 2. Наш чудесный огород

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.


Точка 3. Зелёная аптека

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

На этой видовой точке могут быть лекарственные растения: календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.


Точка 4. Кустарники и ягодники

Цель: обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека; закрепить название кустов, их строение, внешние признаки; учить детей различать кусты по внешним признакам.


Точка 5. Метеостанция

Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Оборудование: на высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах: он представляет собой мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Для измерения осадков из пластиковых бутылок можно сделать простые дождемеры. Эти дождемеры можно размещать в разных точках тропинки, сравнивая, где выпадает больше осадков, и, анализируя, почему это происходит (на открытом месте и под деревьями), а так же можно использовать солнечные часы для определения времени.


Точка 6. Тропа здоровья

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

«Тропа здоровья» может иметь сектора наполненные песком, морскими камешками, каштанами, мелкими опилками, еловыми шишками, камешками из меловых пород. Природные материалы экологически чистые и безопасные для здоровья и жизни детей. Здесь используется принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног.


Точка 7. У царевны лягушки

Цель: познакомить с жизнью, питанием и размножением животных. Показать значимость лягушки для других животных.

Оборудование: искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Около водоема может сидеть сказочная царевна лягушка со стрелой в лапе.

Здесь дети могут полюбоваться на уток, посидеть на пеньке, понаблюдать за растущими около водоёма растениями.


Точка 8. Жужжащий и ползающий мир.

Цель: формировать представления о насекомых;

Дать детям знания о разновидности насекомых населяющих нашу местность.

Майский жук;

Божья коровка;

Муравей;


Точка 9. Деревья нашего двора

Цель: рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года, сравнение их между собой, забота человека о деревьях

«Сосна». Обращается внимание ребят на то, что сосна – хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна – пример светолюбивого дерева.

«Береза». Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».


Точка 10. Птичий городок

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Оборудование. Кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.


Точка 11. Поляна сказок

Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание эстетической культуры.

Оборудование. В уголке леса расположились различные сказочные персонажи, выносные скамейки для зрителей.

В летнее время воспитатели рассказывают сказки, обыгрывание различных сценок из знакомых сказок, чтение экологических стихов и многое другое.


Точка 12.Удивительные пеньки

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

Оборудование. Пеньки, превращенные в сказочных персонажей, необычные предметы Во время экскурсии дети рассматривают пеньки, заглядывают под них находя там различных насекомых.

Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.


Точка 13. Привал «Место встреч»

Площадка для отдыха - последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами, покататься на качелях. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала.


МАРИНА СМИРНОВА
Паспорт экологической тропы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа , которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна , и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют , экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ :

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе

Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром

Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников : вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

1. «Полянка Доброго Гнома»

Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку гнома. Зачитывает письмо гнома детям.

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы , для определения последовательности маршрута.

2. Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила :

Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

С тропы нельзя выносить сувениры природы : красивые камни, интересные коряги и т. п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

3. «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал, необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т. п.) ; проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

4. «Птичий городок»

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц, беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке» .

5. «Деревенское подворье»

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком) . Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»

6. «Земляничная поляна»

Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.

Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека, читает стихотворение про землянику.

7. «Муравейники»

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки» , «отгадайте загадку» )

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

9. «Пруд»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые) .

10. «Метеостанция»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения, фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления : в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

11. «Огород»

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

12. «Кедр»

Объект включает дерево кедр, пенек с фигуркой белочки, корзинку с кедровыми шишками, миску с кедровыми орешками.

Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, орешки, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.

Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.

13. «Цветы леса и луга»

Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др., наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.

14. «Уголок леса» с полянкой для отдыха.

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др., фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка, полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)

Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т. д.)

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков , расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево» , «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса» , «Раз, два, три – к дереву беги» , «Кто быстрей займет пенек» и т. д.)

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Доброго Гнома» , где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке , доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы» , картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Жаворонок» города Абакана

Паспорт экологической тропы

«В гостях у Топтыжки»

Средняя группа компенсирующей направленности «Умка»

Основные характеристики экологической тропы……………………………3

Формы работы на экологической тропе………………………………………3

Основные критерии выбора маршрута экологической тропы………………4

Станции маршрута экологической тропы…………………………………….

«Старт»…………………………………………………………………………..

«Советы Топтыжки»……………………………………………………………

«Чудо - огород»…………………………………………………………………

«Цветочный рай»……………………………………………………………….

«Березовая роща»………………………………………………………………

«Паутинка насекомых»………………………………………………………..

«Песочные фантазии»…………………………………………………………

«Финиш»……………………………………………………………………….

Приложения

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

Основные характеристики экологической тропы

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности ребенка, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:

Образовательная – расширять у воспитанников знания об объектах и процессах окружающей нас природы.

Воспитательная – воспитывать экологическую культуру поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе.

Развивающая – использовать экологическую тропу для организации активного отдыха воспитанников на природе.

Назначение экологической тропы : познавательная

Режим пользования : познавательные экскурсии.

Цели познавательных экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование экологической культуры поведения в природе;
  • показ причинно-следственных связей в природе;
  • проведение природоохранительных связей в природе;
  • проведение природоохранительной работы;
  • пропаганда экологических знаний.

Формы работы на экологической тропе:

Познавательная - наблюдения, беседы, дидактические и подвижные игры, игры с природным материалом – песком, водой, снегом, листьями, исследования, конкурсы, викторины, практическая деятельность в природе, выставки детских работ, театрализованные представления. Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов, сухоцветов, семян и др.

Природоохранная работа – рассматривание плакатов, природоохранные акции.

Пропагандистская работа с родителями – беседы по озеленению экологической тропы, о помощи в дальнейшем пополнении тропы кустарниками, малыми формами, памятки, брошюры, консультации, круглые столы, анкеты, совместное проведение экскурсий.

Основные критерии выбора маршрута экологической тропы:

Маршрут экологической тропы включает в себя 8 станций: «Старт», «Советы Топтыжки», «Цветочный рай», «Березовая роща», «Паутинка насекомых», «Песочные фантазии», «Чудо – огород», «Финиш». Здесь дошкольники могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы, через формирование практического опыта природопользования.

Начало маршрута начинается со встречи с медвежонком Топтыжкой - хозяином тропы. Он встречает детей в беседке, на начальной точке

(старт), где знакомит с картой - схемой тропы.

Периодически медвежонок «оживает», посылает детям письма-задания. В карман медвежонка заранее кладутся задания для детей - просьбы Топтыжки, а затем, например, веселые улыбки - в благодарность ребятам за помощь.

После просмотра карты – схемы движение по тропе продолжается от станции «Советы Топтыжки» . Здесь дошкольники рассматривают плакаты и книги по пожарной безопасности, а также рассказывают об охране жизни и здоровья, о необходимости охраны природы, о правилах поведения на тропе, проводят беседу и по безопасности дорожного движения.

Затем прохождение экологической тропы зависит от желания детей.

Не все станции обязательны для прохождения во время экскурсии, часть из них может быть пропущена, а на некоторых можно остановиться более длительное время. Проведение экскурсий на экологической тропе не зависит от времени года.

Станции маршрута экологической тропы.

«Старт»

Цель: создание интереса у детей для прохождения станций экологической тропы.

Объект станции: беседка, медвежонок Топтыжка, карта – схема экологической тропы.

Описание станции «Старт»: Педагог с детьми знакомятся с хозяином тропы, рассматривают тропу на карте – схеме, выбирают маршрут, читают обращение Топтыжки к посетителям Тропы (см. Приложение 1).

«Советы Топтыжки»

Цель: создание условий для обобщения знаний по пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья, необходимости охраны природы, по безопасности дорожного движения.

Объект станции: плакаты – схемы, книги.

Описание станции «Советы Топтыжки»: Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи схем, рассматривают книги, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила.

Формы работы на станции «Советы Топтыжки»:

Познавательная (см. Приложение 2):

  • Беседы: «Как вести себя в лесу?», «Береги природу», «Пожар!», «Будь осторожен на дороге»;
  • Рассматривание иллюстраций «Средства пожаротушения», «Знаки безопасности»;
  • Экскурсия по детскому саду: «Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения»;
  • Проблемная ситуация «Если случилась беда…»;
  • Тренинг «Действия при пожаре»;
  • Дидактические игры: «Правильно ли это?», «Назови электрический предмет», «Опасные предметы», «Горит – не горит», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «С чем играть нельзя», «Как избежать опасности?», «Назови причины пожара», «Собери картинку», «Чрезвычайные ситуации», «Горит – не горит», работа со схемой «Где опасно?»;
  • Подвижные игры: «Пожар», «Пожарные сборы», «Отважные пожарные», «Затуши костер», «После пожара», «Наверху», «Коридор», «Два сапога – пара», «01», «03»;
  • Конкурсы, викторины.

Природоохранная работа (см. Приложение 2):

  • Составление схем «Безопасность в лесу», «Как уберечь природу», «Убери мусор!»
  • Проведение природоохранных акций: «Мы сбережем природу!», «Чистота – здоровье природы»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 2):

  • Беседы: «Как вести себя с природой», «Проведи выходные активно»;
  • Консультации: «Покажи ребенку красоту природы», «Берегите лес»;
  • Памятки, брошюры: «Правила поведения в лесу», «Правила поведения на водоемах»;
  • Анкеты

«Чудо - огород»

Цель: создание условий для знакомства детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

Объект станции: грядка с посаженными овощными культурами (лук, салат, морковь и др.), надувная игрушка - Зайчик с морковкой.

Описание станции «Чудо - огород»: Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают овощные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений (лук, салат, морковь и др.). Дети наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, об инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Формы работы на станции «Чудо - огород»:

Познавательная (см. Приложение 3):

  • Беседы: «Овощные культуры и растения огорода», «Как ухаживать за растениями?», «Инструменты в помощь», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;
  • Наблюдения: «Рост растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;
  • Рассматривание иллюстраций: «Условия для роста овощных культур»;
  • Сбор семян, коллекций для гербария;
  • дидактические игры: «Овощное кафе», «Собери картинку», «Закончи предложение»;
  • подвижные игры: «Зайцы в огороде»
  • Конкурсы, викторины
  • Практическая деятельность: посадка овощных культур, прополка грядок, рыхление почвы.

Природоохранная работа (см. Приложение 3):

  • Составление схем наблюдений «Рост растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 3):

  • Беседы:
  • Консультации:

«Цветочный рай»

Цель: создание условий для обогащения представлений детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста.

Объект станции: цветы: петуния, ноготки……, бабочки, вертушки.

Описание станции «Цветочный рай»: Дети совместно с педагогом ухаживают за растениями, наблюдают за их за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи.

учит понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Дети знакомятся с растениями (цветами), произрастающими на нашей территории, участвуют при высадке рассады, выращенной в групповом помещении.

Формы работы на станции «Цветочный рай»:

Познавательная (см. Приложение 4):

  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
  • Практическая деятельность: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму;
  • Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • Исследования о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
  • Составление схем наблюдений «Рост цветковых растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста цветов», «Цветы и насекомые», «Уход за цветами», «Строение цветов»;
  • Дидактические игры: «Собери картинку», «Цветы – медоносы», «Колокольчик», «Найди пару», « Цветы» (пальчиковая), «Цветок» (пальчиковая), «Пчелки и жуки» (пальчиковая), «Подуй на одуванчик» (дыхательная), «Собери букет», «Какой цветок лишний?», «Цветочный магазин» (по мнемотаблицам), «Посчитаем цветы», «Назови какое?», «Посади цветок», «Собери цветок», «Распускаются цветы небывалой красоты» (познавательно-исследовательская), «Желтый, белый, синий»;
  • Подвижные игры: «Собери букет», «Незабудка», «Кузнечики. Травы, бабочки, цветы», «Гимнастика для цветов», «Кто быстрее выложит цветок?», «Живая клумба» (малой подвижности), «Догони цветок», «На лужайке», «1-2-3- выросли цветы», «Одуванчик», «1-2-3- к цветочку беги!»
  • Психологический этюд «Цветок»

Природоохранная работа (см. Приложение 4):

  • Беседы: «Не рви цветы», «Красота природы»
  • Составление схем: «Береги природу – не рви цветы»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 4):

  • Беседы;
  • Консультации;
  • Практическая деятельность: создание грядок, благоустройство территории станции.

«Березовая роща»

Цель: создание условий для обогащения представлений детей о березе, ее строении, росте, пользе для природы и человека, о жизни насекомых в березовой роще, росте грибов.

Объект станции: береза

Описание станции «Березовая роща»: Педагог беседует с детьми о березе, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с березой, читает стихи. Рассказывает об истории: Наши далекие предки к лесу относились бережно . Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой . Издавна это дерево считается символом нашей Родины.

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, сережки), наблюдают за изменениями в разное время года. Педагог рассказывает детям об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них, вместе с детьми повторяют правила поведения в лесу, организуют дидактические и подвижные игры.

Формы работы на станции «Березовая роща»:

Познавательная (см. Приложение 5):

  • Беседы: «Русская березка» (строение, рост, польза для природы и человека), «Береза в произведениях русского народа, поэтов», «Забота человека о деревьях», «Посуда из бересты. Польза и значение», «Связь насекомых и деревьев», «Могут ли деревья лечить?», «Знакомство с профессиями – дворник/лесник», «О пользе деревьев и кустарников», «Берёзовый чай и напиток из берёзовых почек. Чага. Березовый сок»;
  • Создание тематического альбома «Береза»;
  • Подборка медицинской литературы с информацией о лекарственных качествах березы;
  • Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.;
  • Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету» и др.;
  • Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе (с занесением их в альбом). «Снятся ли березе сны? Если снятся, то, о чем?» (фантазирование);
  • Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе;
  • Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку». «Опиши дерево» по мнемокарте, «Береза» (развитие речевого дыхания), «Дождик» (координацию речи с движением), сюжетно-ролевые игры: Магазин «Семена», «Озеленитель» «Осенние листья»;
  • Подвижные игры: «Поймай листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Карлики – великаны», «Листопад». Спортивные игры и соревнования;
  • Конкурсы: «Знаток березы», «История березы»;
  • Практическая деятельность: сбор коллекций для гербария., уборка листьев, укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев, вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло), изготовление скворечников, изготовление осенних букетов, поделок, составление совместного с воспитателем коллажа;
  • Подбор художественной литературы о берёзе;
  • Чтение и заучивание стихотворений о березе: Е. Трутневой, И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева, и др., «Русская душа березы» (легенды и мифы о березе); оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книга о березе»;
  • Слушание музыки: П. И. Чайковский «Осень», «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» и др.;
  • Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);
  • Хороводы: Хоровод «Аи, да берёзка», «В золоте берёзонька».

Природоохранная работа (см. Приложение 5):

  • Беседы: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»,

«Почему опасно бегать с палками?»;

  • Составление схем: «Береги лесные богатства!»;
  • Придумывание природоохранных знаков «Сохраним русскую красавицу».

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 5):

  • Беседы;
  • Консультации: «История русской березки»;
  • Брошюры: «Сохраним русскую красавицу»;
  • Практическая деятельность: создание грядок, благоустройство территории станции.

«Паутинка насекомых»

Цель: создание условий для знакомства детей с представителем класса насекомых, отметить места их обитания, способ передвижения, особенности строения.

Объект станции: паутина с насекомыми, пени, пихта.

Описание станции « Паутинка насекомых »:

Педагог рассматривает с детьми насекомых, проводит беседы о среде обитания, способах их передвижения, особенностях строения. Дети рассматривают пеньки, затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащими пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок.

Формы работы на станции «Паутинка насекомых»:

Познавательная (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Осторожно, насекомые!», «Правила поведения при встрече с насекомыми», «О насекомых»;
  • Наблюдения за насекомыми;
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Хорошо - плохо», «Собери картинку», «Составь насекомое из палочек», «Чье брюшко, чьи лапки?», «Найди насекомых» (зрительное внимание);
  • Подвижные игры: имитация передвижения насекомых.
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;

Природоохранная работа (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Правила поведения при встрече с насекомыми»;
  • Составление схем: «Наши маленькие друзья!»;
  • Придумывание природоохранных знаков «Дай жизнь насекомым!»;
  • Природоохранные акции: «Дай жизнь насекомым!».

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Осторожно, насекомые!», «Правила поведения при встрече с насекомыми»;
  • Консультации: «Наши друзья насекомые!»;
  • Брошюры: «Сохраним лесные богатства!»;
  • Практическая деятельность: создание лесного уголка, пополнение атрибутами, малыми формами.

«Песочные фантазии»

Цель: создание условий для знакомства со свойствами песка, развития творческого мышления.

Объект станции: песочница, формы для создания песочных фигур, вода.

Педагог, совместно с детьми, рассматривает песок, определяют свойства песка при помощи воды, рассматривают иллюстрации о том, что можно сделать из песка, придумывают сказки по сделанным сюжетам, играют в игры.

Познавательная (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Песок и вода»;
  • «Охотник и пастух»;
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;
  • Подбор произведений о насекомых;
  • Отгадывание и придумывание загадок о насекомых;
  • Исследовательская деятельность: рассматривание насекомых под лупой.

Природоохранная работа (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Каким песком можно играть?»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Полезные игры с песком»;
  • Брошюры: «Поиграем в песочнице с детьми»;
  • Практическая деятельность: пополнение песочницы, помощь в создании песочных формочек для творчества.

«Финиш»

Цель: создание условий для закрепления и обобщения полученных знаний после прохождения станций экологической тропы.

Объект станции: стол с лавочками для творчества, карандаши, восковые мелки, разнообразный природный материал, листы бумаги, стол для организации питьевого режима, ковер для отдыха.

Описание станции «Песочные фантазии»:

Педагог беседует с детьми о том, что нового они узнали сегодня, что было особенно интересным, предлагает отразить свое настроение в творческой работе («Сделайте, то, что хотите, используя предложенные материалы в работе»)

Формы работы на станции «Песочные фантазии»:

(см. Приложение 8):

  • Беседы: «Песок и вода»;
  • Пальчиковые игры: «Отпечатки пальцев рук», «Секретик», «Поиграй на пианино», рисование на песке, «Спрячь ручку», «Муравей»;
  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кого не стало», «Откопай разгадку», «Угадай что спрятано»; «Кукольный домик», «Что изменилось?»;
  • Подвижные игры: «Шагаем по дорожке», «Охотники», «Повтори за мной», «Охотник и пастух»;
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;
  • Подбор произведений о насекомых;
  • Отгадывание и придумывание загадок о насекомых;
  • Исследовательская деятельность: рассматривание насекомых под лупой.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Татьяна Сергеева

Мы участвовали в экологическом конкурсе среди детских садов области и заняли первое место.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Г. УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

«Тропинка в природу

ВОСПИТАТЕЛЬ : СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Актуальность.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания , культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей, становится неотъемлемым требованием воспитания.

Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

История создания экологической тропы : В нашем детском саду создана экологическая тропа «Тропинка в природу » - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория.

5 лет назад за детским садом рабочие прокладывали новую теплотрассу. В траншею попал ежик. Рабочие вытащили его и подарили детям.

Дети поступили гуманно : налюбовавшись ежиком, посекретничав с ним, они решили отпустить его домой. После окончания работ по ремонту теплотрассы у участка за садиком оказался неухоженный заброшенный вид. Все это, а главное – дети с ёжиком, натолкнули нас, педагогов, на разработку экологической тропы , хозяином которой и стал наш ёжик, который прижился на территории детского сада. Педагоги организовали среди родителей и детей конкурс : «Назвать ёжика!» . Большое число голосов набрало имя

«Пых» (семья Левченко) .Для оборудования тропы мы нарисовали схему .

потом принялись за разработку видовых точек - объектов. «Альпийская горка» . Альпийская горка - это «дружба» (Приложение№9) .

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными, доступными, эмоционально насыщенными.

Назначение экологической тропы :

Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;

Проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.

Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют , экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное, чтобы каждый понял : «Ты пришел в гости в природу - не делай ничего, чтобы счел неприличным сделать в гостях». (Д. Арманд) .

Основными задачами при работе с детьми на экологической тропе являются :

Формирование системы экологических знаний и представлений;

Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы;

Приобщение к эстетическому восприятию природы, её красоты и неповторимости;

Формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде : воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности ;

Развитие познавательных способностей детей, участие в опытно – исследовательской деятельности, трудовой деятельности по уходу за растениями, природоохранной деятельности по охране и защите природы.

Повышение экологического просвещения родителей;

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Вместе с детьми мы разработали правила поведения на тропе :

С маршрута можно «вынести» новые знания, впечатления;

Двигаться по маршруту спокойно, слушать и наблюдать внимательно;

Помнить, что природе необходима страна под названием «Тишина» ;

Не загрязнять маршрут мусором, не оставлять следов «путешествия» :

не рвать листья, плоды, цветы, не ломать ветки деревьев,

не топтать цветы, травы, не ловить насекомых.

Помогать всем, кто оказался в беде.

Видовые точки экологической тропы :

Объект №1

«Домик для ёжика «Пыха» .

Здесь живет хозяин тропы – ежик «Пых» . (Приложение№1) .

Ёжик «Пых» является участником всех мероприятий на тропе . Он присылает детям письма - задания, за выполнение которых оставляет на своей тропе сюрпризы : яблоки, печенье, конфеты.

Иногда, он появляется, «наблюдает» , как дети трудятся на огороде, проводят эксперименты,учачаствуют в праздниках. Появление ёжика является большим стимулом для детей, а для тех, кто получает приз от ёжика, становится настоящим праздником.

Объект №2

«Деревья»


Деревья.

На экологической тропе растут : тополь, дубок. На территории детского сада растут березы, клен, каштан, вяз, рябина, ива.

Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года, изменение в жизни деревьев с сезонными изменениями в природе;

Сравнение их между собой : различие и сходство;

Исследование внешних особенностей : лист, ствол, цветы; чем отличаются от деревьев, общее отличие кустов между собой;

Использование луп для наблюдений за корой, появлением почек, листьев;

- проведение исследований : дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева;

Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

Связь с птицами;

Связь с животным миром;

Объект №3

«Первоцветы» .

Первоцветы.

Первоцветы : мать-и-мачеха, подснежник; гусиный лук, ветреница нежная.

Наблюдение за первоцветами (биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способами размножения);

(уход, помощь, любование) ;

Проведение акций в защиту первоцветов. (Приложение №3) .

Объект №4

«Кустарники» .


Кустарники.

Кустарники : сирень, калина.

Экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;

Исследование внешних особенностей : лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;

Связь с животным миром;

Польза для человека и забота человека. (Приложение №4) .

Объект №5

«Водоем»


«Водоём» .

Наблюдение за растениями вокруг водоёма и за водными растениями. (Приложение №5) . Объект №6

«Огород»


«Огород» .

Огород. Здесь выращиваем овощи : лук, морковь, свеклу, салат, горох, укроп, петрушку.

Наблюдение за трудом взрослых;

Посадка и уход за посаженными растениями;

Опытно-исследовательская деятельность;

Наблюдение за ростом растений;

Уборка урожая.

Проведение опытно- экспериментальной, трудовой деятельности детей.

Цель : вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать пр представления о разнообразии овощных растений, их особенностях. (Приложение №6) .

Объект №7

«Аптека Айболита»


«Аптека Айболита» . Здесь у нас растут лекарственные растения : шалфей, мята, календула, ромашка, зверобой, подорожник.

Наблюдение за появлением растений в весеннее время, за их ростом, цветением;

Рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;

Рассматривание и сбор семян растений;

- труд на грядке : посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме;

Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;

Сенсорное развитие детей.

В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, расстройства желудка, от кровотечения и т. д. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу.

Дети знакомятся со свойствами растений и их применением в медицине.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства) ; учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.) ; проводить сенсорное обследование их частей и семян; познакомить с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений. (Приложение№7) .

Объект №8

«Золотой луг» .

«Золотой луг» . Наблюдение за одуванчиками, ростом травы. (Приложение№8) .

Травы играют важную роль. Издавна люди знали их целебную силу. Поэтому, увидев красивый неизвестный цветок, удержитесь, не рвите его. Огромный букет не принесет столько радости, как цветок, растущий на лугу.

Сравнение луга и огорода;

Связь с животными и насекомыми;

Использование луп для наблюдения;

Наблюдение за ростом и созреванием семян в разное время;

Исследовательская деятельность;

Характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды.

Объект №9

«Альпийская горка» .


«Альпийская горка» . Альпийская горка - это «дружба» камней и цветов. Она оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок - все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей. (Приложение№9) .

Объект №10

«Цветник» .


Цветник – украшение на территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нём высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени. Нежные нарциссы, яркие тюльпаны, строгие ирисы, пионы – цветут весной; астра, бархатцы, георгины, петунья, сальвия – лето - осень.

Цель : изучение и наблюдение растений в весенне-осенний период. Развивать бережное

отношение к природному окружению; интерес к природе, в выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения,

рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать

активную помощь взрослым в экологической деятельности ; закрепить правила ухода за

растениями во время посадки и полива

- труд с детьми : подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;

- наблюдение за цветами : биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

Сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование) ;

Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

Видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

(Приложение №10) .

«Метеостанция»


Метеостанция.

Метеостанция со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Флюгер помогает детям определить направление ветра, развивает наблюдательность. Для измерения осадков из пластиковых бутылок сделаны простые дождемеры.

Цель : учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Объект 12 «Можжевеловая роща» .


«Можжевеловая роща» . Здесь посажены маленькие саженцы – можжевельники. Дети ухаживают за ними, и наблюдают за ростом растений. (Приложение №12) .

Можжевельник – удивительное растение, не менее удивительное, чем, скажем, парковые розы. Благодаря своему смолянистому запаху, напоминающему хвою, он очищает воздух вокруг себя от болезнетворных микробов. Растение уникально ещё тем, что способно лечить своим присутствием всех, кто находится рядом. Ощущения, которые вызывает можжевельник у окружающих, несравнимы ни с чем : человек обретает душевное спокойствие, умиротворяется, избавляется от головной боли и отлично высыпается.

- труд с детьми : посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, наблюдение за ростом;

Видеть красоту и неповторимость растения;

Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Объект №13

«Голубое чудо - озеро» .


«Голубое озеро» .

Это – наше «чудо – озеро голубое» ! Где живет аист и сама «Лягушка – царевна» ! Это небольшое озеро, сооруженное воспитателями с мастерством и фантазией, привлекает сво-ей сказочностью и неповторимостью.


Объект №14

«Место отдыха» .


А это – «Место отдыха!» .

Здесь дети отдыхают, получают подарки от ёжика «Пыха» , слушают задание от ёжика, л любуются красотой природы! Оснащенная таким образом эколого -развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Анализируя проделанную работу на экологической тропе , можно сделать вывод о том, что построенная система по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической культуры , а также представлений об уникальности и самоценности природы, привела к тому, что экологический знания детей приобрели новое качество – они стали результатом :

Заметно изменилось отношение детей к природным объектам (бережное) ;

Овладели навыками безопасного поведения в природе;

Сформировалось стремление к экспериментально – исследовательской деятельности;

Закрепились представления о растениях и живом мире региона, навыки ухода за ними. В дальнейшем работа по оборудованию экологической тропы будет продолжаться . Также планируем разработать интересные конспекты экскурсий и прогулок.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Буратино» п. Пруды

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры . Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и компоненты.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.

Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно - образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.


В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Вид тропы: экологическая.

Местонахождение: МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Год закладки: 2014 г.

Состояние тропы: хорошее.

Режим пользования: круглогодичный.

Назначение экологической тропы:

Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;

Наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;

Проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других .


Главная цель – формировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Основные задачи:

    развитие восприятия красоты; заложение этических и нравственных основ; расширение кругозора; развитие творческого потенциала; сохранение и укрепление здоровья детей; формирование двигательной активности; развитие внимания, воображения, фантазии.
    ; развитие художественно-эстетической культуры; организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей.

Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.

Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Белочки, который предлагает решить какую - то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.

Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

Важно: материал должен быть доступен пониманию детей,

дети должны быть участниками процесса.

Только тогда экологические знания будут усвоены детьми.

Работа на экологической тропинке может быть разнообразной. Можно организовать серию кратковременных наблюдений за разными объектами, удачным будет включение детского экспериментирования. Целесообразно проведение предметных и словесных дидактических игр (например: «Раз-два-три, к дереву (кустарнику) беги!», «С чьей ветки детки»). На многих видовых точках можно запланировать организацию трудовой деятельности, проведение элементарных природоохранных акций («Живая ёлочка – зелёная иголочка», «Птичья столовая» и т. д.). Наконец, можно провести целевую прогулку и экскурсию. Они будут особенно интересны, если путешествуя от одной видовой точки к другой, дети выполняют задание педагога или сказочного персонажа.

Т. о., экологическая тропинка является компонентом развивающей предметной среды ДОУ и может быть использована в познавательных целях, для развития у детей навыков общения с природой, а также эмоционально-положительного отношения к ближайшему природному окружению.

3. КАРТА - СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Щит карты-схемы экологической тропы;

Черемуха

Береза - клен

Зеленая - эвкалипт

Калина - клумба «Многолетние цветы»


- «Хвойный лесок»

Клумба «Первоцветы»

- «Птичья столовая»

Альпийская горка

Клумба «Однолетние цветы»

4. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Объект № 1 ЧЕРЕМУХА

Описание объекта: По дорожке ближе к центральному входу растет дерево: у него два ствола, темная гладкая кора. Это черемуха – красивое дерево с пышной кроной. Весной цветет красивыми приятно пахнущими кисточками, а в середине лета созревают приятные на вкус темно красные вяжущие ягоды.

Объект наблюдения: Черемуха (ствол, ветки, листья, цветки, плоды).

Объект № 2 БЕРЕЗА

Описание объекта: На площадке подготовительной группы стоит огромное дерево с толстым стволом – береза. Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта берёза стала символом родины, горячо любимой им России.

Берёза - самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, под белой корой находится береста - это та же пробка.

Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички.

Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения потому, что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.

Объекты для наблюдения: Большая береза. Рядом черемуха (удобно сравнивать деревья по коре, листьям и т. д.). Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, грибы.

Объект № 3 ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Объекты для наблюдения: Лекарственные растения: календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Объект № 4 КАЛИНА

Описание объекта: На участке подготовительной группы растет очень маленький кустарник - это калина. Маленький потому, что только посажен. Стволы у калины – это очень тонкие веточки. У калины белые корзиночки-цветы, которые потом превращаются в ярко - красные ягоды, очень полезные для человека, и зимой служат кормом для птиц.

Объекты для наблюдения: Калина (ствол, листья, цветочки, плоды).

Объект № 5 ЖАСМИН

Описание объекта: У здания детского сада растет маленький кустарник – жасмин, это декоративный кустарник, ценится красивыми, пахучими цветами весной.


Объекты для наблюдения: жасмин (чубушник). Наблюдение за кустом в разные времена года.

Исследование внешних особенностей – ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о них.

Объект № 6 СИРЕНЬ

Описание объекта: Сирень – один из древнейших культурных кустарников, известный ещё в древности. Сирень – декоративный кустарник. У него серебристо – серые ветви, покрытые нежно – зелёными, продолговатыми листьями. Высотой кустарник может достигать 3 – 4 метров.

Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков. Дети очень чувствительны к художественному слову, поэтому при наблюдении рекомендуется использовать загадки, стихи о сирени.

Объект № 7 КЛУМБА «ПЕРВОЦВЕТЫ»

Описание объекта: На участке детского сада оформлена клумба «Первоцветы». На данной клумбе растут цветы – первоцветы: крокусы, нарциссы, тюльпаны. Первоцветы – вестники весны, которые не только выглядят очень мило, но и являются лечебными. Первоцветами называют все раннецветущие растения. Они зацветают сразу после того, как сошел снег.

Объекты наблюдения: Крокусы, нарциссы, тюльпаны.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Объект № 8 РЯБИНА

Описание объекта:

Почки войлочно-пушистые.

Листья крупные, непарноперистые, с 11—23 листочками — почти сидячими, продолговатыми, остропильчатыми, в молодости волосистыми, позже почти голыми.

Белые многочисленные цветки собраны в густые щитковидные соцветия, появляющиеся на концах ветвей. Цветки обладают сильным специфичным запахом. В цветке развит околопестичный околоцветник из чашечки и венчика, много тычинок и пестик о трёх столбиках.

Плод — шарообразное или овальное ярко-красное сочное яблоко с мелкими семенами. Семена по краю округлые.

Рябина обыкновенная, вследствие большой её распространённости и невысокого качества её плодов, принадлежит к числу малоценных плодовых деревьев. Рябина часто разводится как декоративное дерево; плоды её идут в пищу, а тяжёлая, упругая, прочная древесина — для столярных изделий. Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также мочёная и маринованная. Порошок, приготовленный из сушёных плодов, идёт на начинку для пирогов. Плоды рябины использовались в как противоцинготное, кровоостанавливающее, мочегонное, желчегонное, потогонное, слабительное и как средство от головной боли; в научной медицине рябина не используется. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению горького гликозида сорбиновой кислоты, и горечь исчезает. Плоды самой знаменитой разновидности рябины (невежинской), содержащие до 9 % сахара, имеют сладкий вкус и до морозов.

Объекты для наблюдения: рябина. Рассмотреть кору, листья. Обсудить, кто питается ягодами рябины. Вначале ягоды горько-вяжущие, после заморозков теряют горечь, становятся сладкими. Рябина переносит морозы до 50 градусов. Живет до 200 лет.


Объект № 9 АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА

Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Объект № 10 КЛУМБА «ОДНОЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ»

(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Цель: знакомство с садовыми однолетними цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.

Оборудование: Клумба на который посажены садовые цветы такие как Петуния, Бархатцы, Астра и др. Воспитатели ежегодно продумывают содержание клумбы, могут дополнять или менять растения.

Труд с детьми:

    Подготовка клумб; Посадка рассады; Уход за растениями: полив, рыхление, прополка; Сбор семян; Посадка луковичных цветов под зиму; Подготовка цветников к зиме.

Наблюдение за цветами:

    Биологические особенности; Сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, размножения; Связь с насекомыми; Сенсорное развитие во время прогулок в цветники.
    «Роль человека в жизни цветов (уход, помощь, любование)»; «Взаимосвязь цветов с окружающей средой»; «Целебные свойства растений» и т. д.

Объект № 11 БОЯРЫШНИК

Описание объекта: Боярышник — это кустарник или небольшое деревца высотой до 5 м. Побеги усажены твердыми прямыми колючками. Листья очередные, черешковые, обратнояйцевидные или широкоромбовидные, заостренные. Цветки мелкие, белые, собранные в густые многоцветковые щитки, со слабым специфическим запахом.

Обильно цветет в мае - июне. Плоды созревают с конца августа — в сентябре, кроваво-красные, реже буроватые, с мучнистой мякотью, кисло-сладкие, с 3—4 семенами.

Боярышник — растение неприхотливое, морозостойкое. Чаще всего встречается в редких сухих лесах, на опушках, полянах и по поймам рек, на склонах гор. Боярышник — растение долгожитель, попадаются экземпляры 300—400-летнего возраста.

Целебные свойства плодов и цветков боярышника известны человеку издавна.

Объекты наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, плоды.

Объект № 12 КЛЕН

Описание объекта: Клен – листопадное дерево от 5 до 40 м высотой с простыми, реже сложными, супротивными черешковыми, как правило, пальчатыми листьями красивой формы, очень декоративными осенью своей разнообразной окраской. Клен – дерево влаголюбивое, поэтому его нужно поливать. В жаркое сухое лето норма полива – 15 л на каждое растение раз в неделю (при норме осадков растения поливают один раз в месяц). Рыхлят растения не часто, во время прополки или после полива во избежание уплотнения почв, которое не выносят большинство кленов. Клены не обрезают (исключение составляет клен полевой); у растений удаляют только больные или сухие ветви.


Объект для наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, семена. Весной зацветает зеленовато – желтыми цветами. Наблюдение за цветом листьев в разные времена года. К концу лета созревают семена клена. Рассматривание и сбор семян для поделок.

Объект № 13 ЭВКАЛИПТ

Описание объекта: Эвкалипт дерево не характерное для нашей местности. Дерево эвкалипт имеет гладкую кору с голубоватым оттенком и пышную шаровидную крону. Листья эвкалипта в зависимости от возраста выглядят по-разному: молодые имеют сердцевидную форму, расположены очередно и почти лишены черешка, более старые – черешковые, спирально расположенные, темно-зеленые. Они издают характерный очень сильный запах. Цветки образуются осенью на 3-м и 5-м годах жизни дерева, они крупного размера на коротких цветоножках. Плоды – четырехгранные коробочки.

Объект для наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, цветы, плоды.

Объект № 14 КЛУМБА «МНОГОЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ»

Цель: знакомство с садовыми многолетними цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.

Оборудование: Клумба на который посажены садовые цветы такие как флоксы, хризантемы, георгины, лилии. Воспитатели ежегодно продумывают содержание клумбы, могут дополнять или менять растения.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Объект № 15 ОГОРОД

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Труд на огороде:

    Подготовка земли к посадке растений; Высадка рассады; Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая; Подготовка земли к зиме.

Наблюдения:

    Биологические особенности овощных культур; Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения; Связь с насекомыми; Сенсорное .
    «Роль овощей в жизни людей»; «Роль людей в жизни овощей»; «О полезных свойствах овощей» и тд.

Объект № 16 «ХВОЙНЫЙ ЛЕСОК»

Описание объекта: На территории детского сада оформлен хвойный лесок, посажены молодые елочка и сосенка. Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками. Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года. А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными. Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках. Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.

Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не служат источником питания для животного мира.

Объект для наблюдения: Елочка и сосенка (посажены в 2015 г.). Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение между собой и с лиственными деревьями, рассматривание шишек. Наблюдение за елью и сосенкой в разные времена года.

Объект № 17 ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Оборудование. Кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.

Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)


Случайные статьи

Вверх