Откуда пошел обряд крещения. Крестное знамение. Нательный крестик. Суеверия

Дмитрий, Москва

Откуда пошла традиция крестить детей в младенчестве?

Здравствуйте! Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский приняли крещение в зрелом возрасте. Родители их, будучи христианами, по какой-то причине не крестили своих детей в младенчестве. Объясните, почему? Были ли на то какие-либо исторические, политические, личные предпосылки? Также прошу подсказать, в каком веке сформировался институт восприемников, когда появились первые упоминания о нем (в письменных источниках)?

Здравствуйте! Благодарю вас за этот вопрос. Знаете ли, я тоже время от времени задумываюсь над целесообразностью детского крещения. Особенно когда родители, крестив малыша, годами потом не появляются в храме. Хотя мы и говорим, и убеждаем, но это, увы, мало даёт результатов. Потом этот крещёный человек, бывает, приходит к Богу, но уже осквернив свою душу грехами. И невольно думаешь, а может, лучше было бы ему быть некрещеным прийти ко крещению, когда у него произошла настоящая встреча с Богом, подлинное обращение и просвещение?

Наверное, из этого исходили родители святых, о которых Вы пишете. Сложно сказать, какие на то «были исторические, политические, личные предпосылки». Мы знаем, что примерно в те же годы практиковалось детское крещение. Например, святителя Николу крестили в детстве. Давайте обратимся к тому, что писали сами святые отцы.

Блаженный Августин, епископ Иппонийский, прошел горнило сомнений, заблуждений, греха, пока не пришел ко Христу, но на всем протяжении он помнил первые уроки своей благочестивой матери-христианки. Вот как сам он пишет в «Исповеди»: «Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей. Я был ознаменован Его крестным знамением и осолен Его солью по выходе из чрева матери моей, много на Тебя уповавшей. Ты видел, Господи, когда я был еще мальчиком, то однажды я так расхворался от внезапных схваток в животе, что был почти при смерти; Ты видел. Боже мой, ибо уже тогда был Ты хранителем моим, с каким душевным порывом и с какой верой требовал я от благочестивой матери моей и от общей нашей матери Церкви, чтобы меня окрестили во имя Христа Твоего, моего Бога и Господа. И моя мать по плоти, с верой в Тебя бережно вынашивавшая в чистом сердце своем вечное спасение мое, в смятении торопилась омыть меня и приобщить к Святым Твоим Таинствам, Господи Исусе, ради отпущения грехов моих, как вдруг я выздоровел. Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину. Итак, я уже верил, верила моя мать и весь дом, кроме отца, который не одолел, однако, во мне уроков материнского благочестия и не удержал от веры в Христа, в Которого сам еще не верил. Мать постаралась, чтобы отцом моим был скорее Ты, Господи, чем он, и Ты помог ей взять в этом верх над мужем, которому она, превосходя его, подчинялась, ибо и в этом подчинялась, конечно. Тебе и Твоему повелению. Господи, я хочу узнать, если Тебе угодно, с каким намерением отложено было тогда мое Крещение: во благо ли отпущены мне были вожжи моим греховным склонностям? или они не были отпущены? Почему и до сих пор в ушах у меня со всех сторон звенит от слова, то об одном человеке, то о другом: "оставь его, пусть делает: ведь он еще не крещен". Когда дело идет о телесном здоровье, мы ведь не говорим: "оставь, пусть его еще ранят: он еще не излечился". Насколько лучше и скорее излечился бы я, заботясь об этом и сам, и вместе со своими близкими, дабы сенью Твоей осенено было душевное спасение, дарованное Тобой. Было бы, конечно, лучше. Какая, однако, буря искушений нависает над человеком по выходе из детства, мать моя это знала и предпочитала, чтобы она разразилась лучше над прахом земным, который потом преобразится, чем над самим образом Божиим» (Кн. 1 гл.11).

Из этого текста следует, что дети в те времена были только оглашенным и крестили их только в случае смертной опасности. И это притом, что детская смертность была намного выше современной.

Святитель Василий Великий говорит: «И ты откладываешь, раздумываешь, медлишь? С младенчества оглашаемый учением, доселе еще не приступил к истине? Всегда учась, не пришел еще в познание? Всю жизнь испытываешь, до старости высматриваешь; когда же сделаешься христианином? Когда узнаем, что ты наш? За год ждал ты настоящего года. Смотри, чтобы обещания твои не оказались простирающимися за пределы жизни. «Не веси бо, что родит находяй день » (Притч. 27, 1). Не обещай того, что не твое» (Беседа 13 «Побудительная к принятию святого крещения»).

А вот, что пишет святитель Григорий Богослов в слове 40 «На Святое Крещение»:

«У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой тебе нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу — это великое и доброе хранилище ».

«Возразят: «Пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?» — Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей».

Итак, сам святитель Григорий, будучи крещёным взрослым при родителях-христианах, ратовал за крещение всех младенцев. В том числе и потому, что некрещёные младенцы «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания». Это мнение вселенского учителя утвердилось и стало повсеместной практикой.

Когда же появился институт восприемников, сказать трудно. Думаю, это апостольское Предание, чтобы у крещаемых детей были восприемники. Они ведь были и у взрослых людей. Это те, кто свидетельствовал о вере приходящего к Таинству человека. Точно можно сказать, что к VII в. сложились правила о восприемниках и духовном родстве. К примеру, правило 53 Шестого Вселенского Собора, иначе называемого Трулльским (691-692 гг.): «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо».

А на Руси мы восприняли практику крещения младенцев вместе с принятием христианства. Для нас это тысячелетняя практика. Поэтому предложение отложить крещение малюток до времени их взросления вызывает у родителей и родственников, мягко говоря, непонимание. Откажешь им в одном храме — они пойдут в другой, лишь бы крестить. Хотя я слышал и о таких людях, которые и в наше время откладывают крещение своих детей до совершеннолетия. Не берусь их судить. Опыт показывает, что и в благочестивых семьях дети отходят от веры, и у неверующих родителей дети приходят к Богу. И, может быть, из этих людей, воспитываемых в верующих семьях, но ещё не крещёных, вырастут новые светильники веры. Ведь если бы Августина всё же крестили в детстве, а он потом прошел по тому пути грехов и ошибок, по которому он прошел, то мы бы не имели такого замечательного святителя, экзегета и проповедника. Но чаще бывает, что в случае беды человек обращается к Богу и идёт туда, где был крещён, где его родители и прародители.

Считаю, что мы должны придерживаться сложившейся традиции и делать все от нас зависящее, чтобы дети наши любили Христа и Его Церковь. И эта задача не только родителей, но и нас — священнослужителей.

Внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь ; при этом осеняющий выражает внутреннюю во ; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к , надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на .

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ .

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением ( , святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это - великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн - небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного - теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

К вопросу о крестном знамении

Недавно, на записи одной из детских программ разбирали, откуда пошел обычай налагать на себя крестное знамение. Хотел написать затем сюда, но все уже сказано и намного лучше)

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это - великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн - небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного - теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Здесь интересное исследование:

Крестное знамение - есть обряд (видимое выражение нашей веры). Совершением его мы исповедуем веру в Иисуса Христа распятого за нас. Установленно почитание креста было с древности. Тертуллиан: «при всяком действии …принимаясь за какое-нибудь дело, которым мы обычно занимаемся, мы запечатлеваем на нашем лбу маленький знак креста» Однако постановления соборов относились к самому совершению крестного знамени, а не указывало как должно складывать персты(пальцы) при его совершении.

Крестное знамение в древней церкви не было установлено четко и едино образно. Первоначально крестили только лоб, как указывает приведенная цитата из Тертуллиана. Существовало несколько традиций сложения престов:1)Никак ни складывать пальцы при совершении крестного знамени (такая практика до сих пор осталась в католичестве) 2)крестится одним перстом - указательным, выражая этим догмат единобожия. (такая практика осталась в древней коптской (африканской) церкви) 3)двумя - как старообрядцы, выражая веру в две природы Иисуса Христа. 4)тремя, собранными вместе, во исповедание св.Троицы.

Существуют свидетельства в сирийском кодексе Раббулы * шестого века, этот кодекс снабжен миниатюрами, изображающими как двуперстное, так и троеперстное сложение перстов. Троеперстное сложение известно и на миниатюре «Венской Библии» 5 - 6 века. « Три первых простерты в верх, а два криние пальца пригнуты к ладони.»

Появились они не спонтанно и очевидно имеют под собою основания. Так единоперстие и троеперстие появляются с Первого Вселенского Собора, когда был выявлен догмат единой божественной сущности и троичности в лицах. Двуперстие появляется после четвертого вселенского собора, когда был выражен догмат о двух природах во Христе.

Впервые троеперстие упоминается в западной неразделенной церкви. Римский папа Лев четвертый (847 - 855гг.) говорит «Чашу знаменуйте правильным крестом, сжавши два пальца и большой внутрь загнувши, которыми Троица изображается» Виноградов толкует его как двуперстие . А затем будущий папа Иннокентий третий (12век): «Знамение креста тремя перстами изображаемо должно быть, чтоб сверху в низ сходило и переходило от правой стороны к левой». В латинской церкви существовало так же и двуперстие - оно вело свое начало не от христологических споров, а от практики заимствованной у язычников: среди римлян существовал ораторский знак внимания, показав который оратор начинал речь . За него потом К. Панагиот будет укорять латинян: «за то что они не сгибают для крестного знамени три персты, яко же творят греки, а творят крест обоими персты.»

На востоке существовало множество практик одновременно, как правило, они появлялись в ответ на догматические споры, и служили обрядовым выражением учения соответственно жесту, как было показано выше.

Свидетельство двуперстия на востоке такое же древнее, как и троеперстия - по сообщению Илии (Дамасского), митрополита несторианского, рукоположенного в 893г.двуперстие упоминается с употребления у несториан.

«Несториане и Мельхиты когда двумя перстами изображают крест с правой стороны к левой, то этим показывают, что на кресте человечество и божество были вместе соединены.». Здесь два перста означают две природы во Христе, так же как и сейчас у старообрядцев. Однако первоначально это говорило о единстве двух природ (ибо два перста и одна рука), а несториане перетолковали её как видимое их разделение. Одновременно существовало и троеперстие как повествует Константин Панагиот.

Позже произошло вытеснение разных практик в разных традициях. Так монофизиты практиковали единоперстие и у них были вытеснены все другие виды. У несториан в основном практиковалось двуперстие. Православные, живущие среди еретиков, не крестились, так как еретики в полемических целях и для видимого отличия от них. Так происходил процесс унификации крестного знамени в церквах.

Русская Православная Церковь получила от византийской (греческой) традиции, как двуперстия, так и троеперстия, так как они существовали одновременно в греческой церкви в это время.

Со временем к16 веку с усилением обрядоверия и падением образованности (Византия в упадке, под турками), важность обряда стала ставиться выше исповедания. В этот период в России произошло вытеснение троеперстия как латинского, в то время как в Греции было вытеснено двуперстие как несторианское.

Стоглавый собор по невежеству канонизовал двуперстие, произнеся анафему «аще кто не крестится двумя перстами яко же и Христос да будет анафема» Позже анафема была отменена собором 1666г.

Патриарх Никон попытался привести в согласие практики Русской и греческой Церквей. Началась полемика. Старообрядцы указывали на существующие изображения - иконы, миниатюры, где были святые крестящиеся двуперстно . Феодоритово слово было исправлено ими в пользу двуперстия .

С другой стороны Синод РПЦ указывал на другие изображения троеперстного осенения крестным знаменем, которых так же было множество. Так как тогда не было ни чего хуже, чем назвать человека католиком, то обе стороны успешно доказывали, что практика их оппонентов - католическая . Решение такого недоразумения просто - обе практики существовали в католичестве одновременно.

Старообрядцы отвергли с обрядами и благодатность церковной иерархии, и пришли к протестантизму

Старообрядцы были отлучены от церкви за свое непослушание иерархии.

В настоящее время анафемы на старые обряды сняты и они признаны равно спасительными.

Список дополнительной литературы по этому вопросу .

1. Барсов Н. «Как учил о крестном знамени свят. Иов» Спб. 1890г.

2. Виноградов Н. «Феодоритово слово» М 1866г.

3. Вишневский В «О сложении перстов для крестного знамени» б.м. 1861г.

4. Зубарев Е. «Апостольское предание о крестном знамени» Кострома 1910г.

5. Кутепов Н «О перстосложении для крестного знамени» Новочеркасск 1910г.

6. Никанор арх Одесский. «О перстосложении для крестного знамени». СПб.1890г.

7. «Собрание различных свидетельств в пользу двуперстия» б.м б.г

8. «Свидетельство о древности перстосложения имясловного и троеперстного». М.1884г.

9. Смирнов П «О перстосложении для крестного знамени» СПб. 1891г.

10. Чельцов М. «Мнения наших ученых по вопросу о новых церковноисторических свидетельствах древности двуперстия.» СПб. 1900г.

Крещение – один из важнейших христианских обрядов. В чем заключается истинный смысл крещения? Кто может принимать крещение и на каких условиях? Как должно совершаться крещение? Что говорит об этом Библия?

Откуда пошел обряд крещения

Крещение – это установление Самого Господа Иисуса Христа. Основанием для крещения служит последнее поручение, которое Иисус Христос дал апостолам и Церкви перед Своим вознесением на небо: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Однако еще в начале Своего земного служения Христос установил крещение собственным примером. Иисус начал Свое служение с того, что, попрощавшись с родными и оставив плотницкую мастерскую в Назарете, пришел к реке Иордан, где проповедовал двоюродный брат Иоанн. В Евангелии написано, что Иисус вошел в воды Иордана и пожелал креститься. Иоанн Креститель сразу узнал Иисуса и «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14).

В Евангелии говорится, что Иоанн призывал народ к покаянию: «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1,2). Зачем Иисус решил принять крещение, если не нуждался ни в покаянии, ни в исповедании грехов? «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

Слово «правда» или «праведность» Иисус использует в отношении послушания воле Божией. Иисус принял крещение не в знак покаяния в Своих грехах, ведь Он не нуждался в очищении от грехов. С момента Своего воплощения Иисус стал представителем всего человечества и поэтому совершил то, что мы должны совершить, исполнил то, что мы должны исполнить. Фактом Своего крещения Христос дает обет полного посвящения Богу. Христос показывает послушание Божьей воле во всем. По воле Отца Христос прожил вместо нас праведную жизнь и умер вместо нас на Голгофском кресте, вменив нам Свою праведность. Так Иисус «исполнил всякую правду».

Христос Сам установил обряд крещения, указал на его значение и Своим примером показал, каким образом необходимо исполнять повеление Божье. Крещение Христа явилось примером для других. Принимая обряд крещения, подобно Христу, мы даем обет полного посвящения Богу. Если Христос, безгрешный Божий Сын, крестился, чтобы «исполнить всякую правду», то мы, грешники, должны следовать Его примеру.

Иисус в беседе с Никодимом сказал: (Ин. 3:5). Христос также говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Эти слова Спасителя указывают, насколько важным является крещение.

Значение крещения

Крещение берет начало от Иоаннова крещения. В чем же заключается смысл крещения?

Символ смерти для греха и воскресения к жизни с Богом

В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3,4).

Слово «крещение» происходит от греческого «баптисма» и означает погружение в воду. В ранней Церкви крещение принимали только взрослые люди и только путем полного погружения в воду. Апостол Павел пишет о жертве Христа: «Ибо смерть, которой Он умер, явилась последней платой греху, а жизнь, которой Он живет, – это жизнь для Бога» (Рим. 6:10, перевод под ред. М.П. Кулакова). Так же и при крещении полное погружение в воду символизирует смерть для греха, погребение прошлой греховной жизни, а выход из воды – воскресение для жизни с Богом. В Послании к Колоссянам Павел называет «мертвыми во грехах» тех, кто не раскаялся в своих грехах. Однако, удалившие грех из своей жизни и принявшие крещение, названы «воскресшими, ожившими»: «быв погребены с Ним (со Христом) в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах… оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:12,13).

Апостол Павел заявляет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха… Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать…» (Рим. 6:5-7,10-14).

Итак, в крещении человек выражает осознанное и ответственное решение порвать с греховным прошлым и расстаться с тем образом жизни, в котором господствовал грех. Крещение, по сути, является водоразделом между прошлой жизнью, которую он оставил, и новой, которую начал после символической смерти для греха. Верующий человек следует заповеди: «…выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор. 6:17). Он публично заявляют о своем намерении «ходить в обновленной жизни» с Христом (Рим. 6:4). Таким образом, крещение – это символ возрождения или рождения свыше, крещения Духом Святым.

Водное крещение без покаяния, без оставления греховного образа жизни, без возрождения от Святого Духа – это лишь обряд, ничего не меняющий в жизни человека. Иисус сказал Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Дух Святой готовит человека к обращению и возрождению. И после того, как человек принял Христа, покаялся и оставил греховный образа жизни, Дух Святой наполняет сердце человека и очищает его от греха. «Рождение от Духа» – это внутреннее преобразование личности, это изменение сознания, причем настолько кардинальное, что похоже на новое рождение: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Символ завета с Богом

Священное Писание говорит, что крещение – «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21). Согласно Библии, водное крещение – это символ заключения завета с Богом. Священное Писание сравнивает отношения между Христом и Его Церковью с супружеством. Как вступающие в брак обычно дают обещание всегда проявлять верность друг другу, так и желающие заключить союз со Христом посредством крещения дают «обещание Богу доброй совести», выражают готовность быть верными Богу.

Верующий, заключив союз с Христом, получает особые преимущества. Господь обещает: «…буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). Христиане получают право «называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1). Апостол Павел пишет христианам в Ефесе: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).

Во все времена Господь заключал завет с людьми на определенных условиях. Бог скреплял союз торжественным обещанием верности Своему обету. Господь обещает помогать, защищать, покровительствовать, ниспосылать духовные, материальные и физические благословения. Но заключение завета с Богом не гарантируют верующему безмятежную жизнь. На тех, кто принял крещение, враг душ человеческих обрушивает порой тяжелые искушения. Но если мы находимся в руках Божьих, то можем быть уверены, что Бог поможет нам перенести любые трудности. Бог призывает Своих детей в час испытаний искать защиты у Него. Спасение только в живом союзе с Христом, обещавшим Своим последователям: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Израиль, в свою очередь, обещал следовать Его заповедям. Заключая завет с Богом посредством водного крещения, человек свидетельствует, что решил быть верным Богу и жить в согласии со всеми принципами Его Царства.

Символ членства в Церкви Христа

Крещение указывает не только на возрождение человека, но и на вступление в Церковь, которая образно представлена как тело Христа. Апостол Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). После крещения верующие становятся членами Божьей семьи, частью «тела Христова»: «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4,5).

После вознесения Христа ученики проповедовали с такой силой, что крестилось множество людей. Так появилась новозаветная Церковь. «Итак, охотно принявшие слово его (ап. Петра) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч… Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:41,47).

Все приведенные тексты свидетельствуют о том, что Библия рассматривает крещение как символ смерти для жизни греховной и возрождения для жизни праведной. Это знак изменения сердца. Крещение – это публичное исповедание веры, заключения завета с Богом и обещание доброй совести. Крестившись, человек становится членом сообщества верующих, Церкви Христа.

Необходимые условия крещения

Наставление в истине

Поскольку «вера – от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим. 10:17), важная роль в подготовке к крещению отводится наставлению в истине. Перед вознесением на небо, Христос дал поручение Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19,20). Христос повелел крестить лишь после того, как человек будет научен истине. Крещение – это заключение завета с Богом, и, чтобы человек сделал осознанный выбор, крещению должно предшествовать знакомство с Христом и условиями спасения. Поэтому крещение должно совершаться после того, как человек осознал смысл крещения, наставлен в Священном Писании и научен тому, что ожидает от новообращенного христианина Господь.

Вера

В рассказе о Филиппе-благовестнике и евнухе говорится: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8:36-38).

Важный шаг на пути к крещению – вера в искупительную жертву Христа как единственное средство спасения от греха. Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16:16). Для оправдания человека необходима вера в спасительные заслуги Христа. Когда темничный страж в Филиппах спросил: «Что мне делать, чтобы спастись?» – апостол Павел ответил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30,31). Страж и все домашние его уверовали, а затем заключили завет с Богом посредством водного крещения. Формулу «вера, затем крещение» мы находим также в следующем библейском стихе: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились» (Деян.18:8). Крещение требует сознательной веры в Христа. Таким образом, обряд крещения – это подтверждение факта обращения человека к Богу, публичное исповедание веры. В первоапостольской Церкви только те, кто верой принимал Христа, допускались к обряду крещения (см. Деян. 8:12,36,37;18:8).

Покаяние

Во время проповеди в День Пятидесятницы в Иерусалиме апостол Петр довел до сознания иудеев, что они виновны в распятии Иисуса Христа. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). «Покайтесь, – сказал апостол, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). В проповеди апостола Петра, записанной в 3-й главе книги Деяний апостолов, мы находим подобный призыв: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19). Как мы видим, обязательное условие крещения и спасения – покаяние и прощение Богом грехов.

Плоды покаяния

Иоанн Креститель, увидев «многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:7,8). Иоанн сурово обличал фарисеев в том, что они пытались совершить ритуал омовения без покаяния. Прежде, чем креститься, надо открыть для Бога путь к своему сердцу, чтобы Господь его изменил.

Согласно Библии имеет силу только «крещение покаяния» (Лк. 3:3). Всех, кто желал получить крещение, Иоанн Креститель призывал «сотворить достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Для того чтобы креститься, недостаточно быть верующим, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Истинное покаяние подразумевает оставление грехов и греховного образа жизни. Жизнь христианина должна стать ярким свидетельством его любви к Богу, выраженной в послушании Божьим заповедям.

Упомянутые библейские тексты ясно указывают, что если нет веры в Христа, если нет покаяния и измененной жизни, крещение лишено всякого смысла. Вода крещения сама по себе не может ничем помочь тому, кто еще не поверил и не покаялся. Водное крещение необходимо, но оно является лишь символическим выражением покаяния, смерти для греха, свидетельством того, что Дух Святой уже произвел перемены в жизни.

Почему не следует крестить младенцев?

Многие христианские организации придерживаются традиции крещения младенцев. Что говорит об этом Библия? Есть ли библейское обоснование этой практике?

В Библии не содержится никаких указаний о крещение детей, нет и никаких свидетельств о существовании подобной практики в первоапостольские времена. Следовательно, эта практика не имеет библейских оснований. Некоторые исследователи приводят как основание для крещения детей библейский рассказ о том, как апостол Петр совершил крещение в доме Корнилия. Перед этим Корнилий «видел в доме своем Ангела святого, который стал и сказал ему: “пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой”» (Деян.11:13,14). В другом месте рассказывается о женщине Лидии из города Фиатир. О ней сказано, что «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16:15). Подобный случай описан и в 18-й главе: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим…» (Деян. 18:8). На основании выражений: «спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 13:14), «крестились она и домашние ее» (Деян. 16:15), «уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18:8) полагают, что в число «домашних» входили и дети. Однако во времена Христа и апостолов крещение получали лишь те, кто выполнили необходимые условия крещения: уверовали в Иисуса Христа, совершили покаяние и оставили прошлый греховный образ жизни. Учение о крещении в Новом Завете относится только к взрослым людям. Следовательно, все члены упомянутых семей достигли сознательного возраста и отвечали условиям, необходимым для крещения.

Приводят еще один аргумент в защиту концепции о крещении детей – дети, которых приводили к Иисусу для благословения: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:13,14). Но в этом повествовании совсем не идет речь о крещении детей, а только о молитве благословения. Нигде в Новом Завете не говорится, что эти дети были крещены. Ни Христос, ни апостолы не устанавливали практику крещения младенцев.

Как и когда возникла практика крещения младенцев? Как уже было сказано, Христос и апостолы понимали крещение как осознанное деяние совершеннолетних людей. Христос Сам принял крещение, когда Ему было около тридцати лет.

Первые сведения о крещении младенцев мы находим у епископа Иринея Лионского (около 200 года н.э.). Крестить детей начали после церковного собора в Карфагене, который состоялся в 252 году н.э. Но практика эта прижилась не сразу. Некоторые епископы выступали против крещения детей и утверждали, что дети не понимают еще, что есть зло и что добро, и не могут сделать сознательного выбора в пользу Христа. Только в IV веке крещение детей стало догматом Церкви.

Необходимые условия крещения не могут быть выполнены младенцем. Библия говорит о том, что крещению должно предшествовать наставление в истине. Заключение завета с Богом - это «обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21) и требует сознательной веры в Христа, покаяния. Но чему можно научить младенца и какое решение он может принять? Младенец не имеет необходимых знаний, у него еще не сформированы понятия о добре и зле, он ничего не знает о Боге. Поэтому крещение младенцев лишено смысла. Младенцы не могут считаться крещеными в истинном смысле этого слова. В ребенке надо пробудить совесть, привить ему нравственные принципы, научить любить Иисуса и следовать за Ним, и можно надеяться, что тогда в сознательном возрасте человек примет решение принять крещение.

Русский философ Н. Бердяев писал: «Никакое крещение водою непозволительно до или без настоящего обращения (т.е. духовного возрождения). Такое крещение есть иллюзия и ловушка. Это противоречит завету Христа, духу религии Нового Завета и здравому человеческому уму. Первое должно быть первым... Нет сознания и активности при вступлении в Церковь – нет и впоследствии сознательных и активных христиан, а есть христианство слепое, суеверное, безвольное, которое особенно опасно для русской натуры, по преимуществу созерцательной» (Н. Бердяев, «Судьба России»).

Итак, практика крещения детей не находит подтверждения в Библии. Это человеческое предание, противоречащее ясному библейскому учению.

Библейский способ крещения

В христианском мире существуют различные способы крещения: погружение, окропление и обливание. Имеет ли значение, каким способом совершать крещение?

Способ крещения неразрывно связан со смыслом крещения. Поскольку крещение – это символ погребения греховной жизни и воскресения для жизни с Богом, исполнить его следует только полным погружением крещаемого в воду. Окропление или обливание не имеют образного подобия «погребения» и не выражают символического смысла крещения. Истинное крещение должно быть правильным как по смыслу, так и по ритуалу. Смысл – это вера в Иисуса Христа, покаяние и обещание оставить греховный образ жизни. Ритуал – погружение в водную «могилу».

Греческое слово «баптидзо» означает «крестить, погружать, окунать». Следовательно, библейским способом крещения является полное погружение крещаемого в воду. Изначально крещение совершалось именно так.

Случаи водного крещения, описанные в Новом Завете, совершались только посредством погружения в воду. В частности, в Евангелии сказано, что Иоанн крестил в реке Иордан (см. Мф. 3:6; ср. Мк. 1:5), а «также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23). Именно так, полным погружением, Иоанн крестил Иисуса – «Иисус... крестился от Иоанна в Иордане», а после крещения «вышел из воды» (Мк. 1:9,10). Верующий человек по примеру Христа должен быть крещен таким же образом. Первые апостолы тоже крестили погружением в воду. Услышав Благую Весть, евнух ефиоплянин сказал Филиппу-благовестнику: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36). Затем путники «сошли оба в воду» , Филипп крестил евнуха, а затем они «вышли из воды» (Деян. 8:38,39).

Изображения крещения, найденные в римских катакомбах, сюжеты напольной мозаики и настенных и потолочных росписей, барельефы и древние рисунки новозаветного периода неопровержимо доказывают, что погружение было общепринятым способом крещения в христианской Церкви вплоть до X-XIV веков. При храмах для крещения строились специальные бассейны – баптистерии. Баптистерии в древних храмах и церквах на севере Африки, в Турции, Италии, Франции и других местах говорят о древних корнях этого обряда. В раннехристианскую эпоху крестили также в озерах, реках и море.

На Руси вопрос о «поливательном крещении» был впервые поднят лишь на Стоглавом Соборе в 1551 году, где решено было для удобства ограничиваться при крещении обливанием. Обливание свелось, в конечном счете, к окроплению небольшим количеством воды. Однако библейским способом крещения является по-прежнему полное погружение верующего в воду.

Крещение – начало христианского опыта

Заключивших завет с Богом Священное Писание сравнивает с «новорожденными младенцами»: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2). Стать членом Церкви – значит постоянно духовно расти, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Для этого необходимо ежедневно быть в общении с Христом, молиться и изучать Библию. Христос сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4).

В своем ежедневном самоотречении у верующего изменяется система ценностей, он становится все более чуткими к голосу Иисуса Христа. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1,2).

Если человек не будет делать никаких усилий к духовному возрастанию, крещение не будет иметь никакого смысла. Апостол Павел обращается с призывом: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1).

Одно крещение

Зачастую можно услышать вопрос: если я был крещен в младенчестве, то имею ли я право креститься вновь, ведь Библия учит, что есть только одно крещение? «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

Священное Писание говорит, что крещение детей и взрослых, при котором не соблюдены необходимые условия, считается недействительным. В книге Деяний апостолов повествуется о том, как апостол Павел посетил Ефес. Там он встретил нескольких учеников, крещенных Иоанном Крестителем. Они покаялись и веровали в грядущего Мессию, однако не имели ясного понимания Евангелия. Апостол Павел спросил их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Деян. 19:2). Получив больший свет, эти люди пережили изменения в своей жизни и характере. В знак этих благословенных перемен и по исповеданию веры они были крещены во имя Иисуса Христа. И хотя эти ученики крестились повторно, Господь принимает их крещение как первое, ибо только крещение с осознанием его истинного смысла и преподанное библейским способом принимается и одобряется Богом.

Некоторые искренние последователи Христа могут оказаться в подобной ситуации. Многие были крещены в детстве или же в зрелом возрасте, но без ясного понимания библейского учения, без спасительной веры, без покаяния и неполным погружением. Однако когда человек приходит к более ясному пониманию воли Божьей, у него формируются новые отношения с Христом. Многое из того, что прежде казалось невинным, новообращенный понимает теперь как грех. В таком случае следует заключить завет с Богом, выполнив все необходимые условия крещения.

Поскольку важен также способ крещения, следует принимать крещение полным погружением в воду. Так крещаемый заявляет, что он умирает для греха и хочет возродиться для новой жизни.

Крещение – торжественный и серьезный обряд, который проводится однажды. Чтобы христиане могли заново посвятить себя Богу, Христос установил обряд Вечери Господней. Однако в Писании мы не находим каких-либо возражений против повторного крещения тех, кто нарушил завет с Богом, совершив тяжкий грех или отступив от веры, а затем пережил новое обращение и желает обновить свой завет.

«Итак, что ты медлишь?»

В книге Деяний описано обращение Савла, который впоследствии стал Павлом, апостолом Иисуса Христа. После того, как Иисус Христос впервые явился Савлу в видении, Господь послал новообращенному христианина по имени Анания. «Господь в видении сказал ему: Анания!.. встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:10,11,15). По повелению Бога, Анания пошел в дом, где находился Савл, поговорил с ним и возложил на него руки. «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9:18). Много лет спустя, рассказывая об этом событии толпе, собравшейся в Иерусалиме, апостол Павел привел слова, которые сказал ему Анания: (Деян. 22:16).

Многие медлят и не решаются принять крещение, потому что не хотят оставить «временные греховные наслаждения» (см. Евр.11:24), пагубные привычки или боятся неодобрения со стороны близких или друзей, перемен в своей жизни или каких-либо других неудобств. Подобная нерешительность описана в рассказе Н. Лескова «Новозаветные евреи».

«В начале пятидесятых годов… в Киеве увлекались любовью к Христу… университетский студент медик, и пожилой, очень многоболезненный резчик печатей… Резчик печатей был хвор и слаб душою, а притом боялся, что еврейское общество могло сдать его детей в рекруты… Притом полицмейстер пригрозил ему:

– Если хочешь креститься, то крестись… а если не крестишься, то нечего тебе о Христе говорить. А то выпорю.

Хилый гравер после такой пристрашки стал робко отдаляться «от друзей Христа», которых, сколько помню, тогда в Киеве было уже семеро… Потом гравер и вовсе отошел от «братий»…»

К сожалению, боясь лишиться чего-либо, многие и сегодня «робко отдаляются «от друзей Христа» и откладывают решение принять крещение. В конечном итоге неверные до конца Господу люди вновь погружаются в суетную жизнь, в которой нет места Богу. Так и получается, что «за Христову сторону заступится некому, а для той много подпор», как писал Лесков в рассказе «На краю света».

Однако в Священном Писании сказано: «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). Тот, кто боится довериться Христу и откладывает решение заключить с Ним завет, продолжает пребывать в духовной тьме и оставаться на стороне врага душ человеческих, лишается покровительства, защиты и духовных благословений, которые Господь обещает тем, кто вступил с Богом в отношения завета.

Смертью ради нас на Голгофском кресте Иисус доказал любовь к нам, грешным. Так стоит ли стыдиться ответить на эту любовь? Чтобы вверить свою жизнь в руки Христа, прежде всего, взгляните на Голгофский крест. Не смотрите на грех, который искушает вас, убеждая, что вы не сможете его победить! Не терзайтесь от мысли, что Господь не сможет простить ваши проступки! Не бойтесь потерять работу, расположение родных, близких и друзей! Смотрите на Христа! Если, отдавая Христу все, вы полагаете, что идете на слишком большую жертву, тогда задайте себе вопрос: «Что отдал Христос ради меня?» Ради нашего спасения Сын Божий пожертвовал всем. Для Христа нет ничего невозможного: Он даст вам прощение и силу для победы над грехом, Свою защиту и покровительство.

Апостолы Иисуса Христа провозглашали необходимость крещения для верующих. Апостол Павел призывал новообращенных не откладывать заключение завета с Богом, не упустить благоприятное время: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: “во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе”. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:1,2).

Сегодня наш день, когда у нас еще есть возможность принимать решение. Не откладывайте на потом решение заключить завет с Богом. Завтра может оказаться слишком поздно. Бог желает, чтобы мы обрели полноту жизни, которую Он дарует нам по Своей благодати. «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).


Случайные статьи

Вверх