Моя малая родина внеклассное мероприятие. Святск (Святский, Святское) (Новозыбковский район)

Как сообщает информационный портал г. Новозыбкова , 28 августа 2013 г., на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, жители Святска отметили 300-летний юбилей своего родного села. Только, жаль, совсем не по-юбилейному.

Не было ни торжественных речей, ни приезда именитых гостей. Не было и села, как такового…

Прошло уже более двадцати лет, как ушли люди из села Святск. После трагического апреля 1986 г. целый населённый пункт вынужденно прекратил своё существование.

Еще несколько лет после взрыва на Чернобыльской АЭС сопротивлялся Святск. Даже новый Дом культуры открыли год спустя, всем районом отмечали, гости из Брянска и Москвы приезжали…

Но увы, нет сейчас на карте Святска, села с богатейшей и интересной историей, бывшего старообрядческого посада, давшего российской земле писателей Федора Мельникова и . Здесь многие годы жил и был похоронен известный художник Вонифатий Сангурский, тесно связанный своей биографией с П.И. Чайковским отсюда родом дважды Герой Советского Союза Давид Драгунский и полный Кавалер солдатского ордена Славы Михаил Иванов.

Здесь же стояла и последняя в Новозыбковском районе церковь, которую святские старообрядцы возвели в 1910 году в честь Успения Пресвятой Богородицы, отстояли в жестокие 30-е годы гонений на веру и в волну хрущевского богоборчества.

Но ничто в мире не проходит бесследно. Разбросанные судьбой по разным городам и весям единой когда-то страны, бывшие жители Святска сначала разрозненно и случайно, а потом все более сплоченно и регулярно стали собираться на своем родном пепелище. Дважды в году, на Радуницу и на Престольный праздник бывшего сельского храма, день окончания Успенского поста, съезжаются они сюда, чтобы посетить могилы близких, встретиться друг с другом, узнать новости о нынешнем житье-бытье своих бывших односельчан.

В этот же юбилейный год возвели на месте храма небольшую деревянную часовню, что стало действительно удивительным подарком всем, кто помнит и приезжает поминать здесь свое село и своих предков.

Освятили же часовню и провели праздничное богослужение в честь Успения Пресвятой Богородицы настоятель старообрядческого Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова o.Сергий Бедный и священник Преображенской старообрядческой церкви г. Клинцы иерей Михаил Смирнов.

Уже много лет исполняют они свой пастырский долг на этом святом месте. Посещают в такие дни все и знаменитый на всю округу святой источник, давший название селу, питавший своей благостью многие и многие поколения сельчан. Даже таблички с названием села по такому случаю поставили.

А после службы отправились многие посетить могилы родных и близких людей.

Не забывается давнее прошлое, по-прежнему тревожат душу воспоминания. И не дают им угаснуть именно такие редкие встречи у спаленных очагов.

Есть у Святска и свои летописцы. Краевед из Москвы Олег Каменецкий несколько лет назад выпустил посвященную своему селу книгу «Не предать забвению. Памяти села Святск». Присутствовал он и на нынешнем сходе, установив в нынешний приезд крест на могиле художника В. Сангурского.

Продолжает публиковать в центральных и местных изданиях очерки о прошлом и нынешнем села и его жителей известный московский журналист, также уроженец Святска, Анатолий Воробьев . Горечью и болью наполнены его воспоминания. «Время для Святска остановилось навсегда!» — патетически заключает автор в одной из своих статей.

Придет ли когда-нибудь время возрождения, или оно действительно остановилось навсегда? Хотелось бы верить в лучшее.

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713-м годом датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» . Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX века Святск гордо именовался посадом — торгово ремесленным центром.Это село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны были белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения...
Через почти 200-ти лет гонений, в 1910г., была построена старообрядческая Успенская церковь

Грянул "Чернобыль" (1986) и Святск превратился в российского "родственника" печально известного города-призрака Припяти на Украине. В девяностые годы бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные всех мастей. Оставались старики, не пожелавшие расставаться с малой родиной. В девяностые в этих местах теплилась жизнь назло всем радиоактивным ветрам. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.
14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.
В 2003 году, уехал последний житель...

Вот так выглядело опустевшее село до конца 90-х.

Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать ешо раньше, а лесной массив на его месте, в советское время, так и звали- "монастырь".
Перед революцией 1917 года численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 году открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.

В этом году у Святска должен был бы состояться юбилей. Но увы, собрались лишь потомки жителей етого села и некоторые старики.
Бывшая Центральная улица.

Сохранилась лишь часть церковных ворот.

В етом году, на месте сгоревшей церкви, поставили памятную часовню, поклонный Крест на месте алтаря, установили раньше.

Освятить часовню, прибыли старообрядческие священники- о. Михаил из Клинцов и о.Сергий из Новозыбкова.

Был и наш прихожанин (с "Белорусской") -Олег Каменецкий (справа). Для него Святск- малая Родина и он выпустил о нем книгу. Кстати друзья, сейчас он работает -зав. библиотеки в Солнцево... приходите за книгами.)))

1) Главной целью нашего воскресного вояжа выходного дня было бывшее село Святск в 30 км к западу от Новозыбкова. Только вернувшись домой в Клинцы, я понял, что только миновала 29-я годовщина аварии на ЧАЭС. От последнего обитаемого села Старый Вышков до Святска пришлось добираться 13 км по полузаросшей и разбитой дороге. Друг говорил, тут надо на "Ладе" ехать, ей никакие ямы не страшны.

2) После чернобыльской катастрофы 1986 года Святск попал в зону, подлежащую немедленной эвакуации (уровень загрязнения цезием-137 выше 40 Ки/км²). Однако из-за непонимания радиационной опасности со стороны местного населения, а также из-за недостаточно активного финансирования работ по переселению, организованная эвакуация началась только в 1990-е годы.В 2000 году местная Успенская церковь сгорела, а в 2003г. село окончательно обезлюдело и в 2006г. было официально упразднено.
В настоящее время территория бывшего села запрещена к хозяйственному использованию и постепенно зарастает лесом.Никаких предупреждающих о радиационной опасности знаков нет, так что случайные туристы могут оказаться "сталкерами" и получить дозу радиации на территории "зоны" вовсе не по своей воле.

3) Святск был основан в 1714 году как старообрядческая слобода на территории Топальской сотни Стародубского полка, на землях Киево-Печерской лавры, по разрешению тогдашнего архимандрита лавры Афанасия Миславского. Как и большинство старообрядческих поселений, Святск динамично развивался. По описанию 1781 года, в слободе Святской имелось в наличии:"Купцов и мещан "ведения конторы описных в Малой России слобод", 61 дворов, 80 хат, и крестьян Киевопечерской лавры, 13 дворов, 20 хат... Упражнение обывателей в хлебопашестве только для своего пропитания; упражняются же в торгах, перепродывая в Стародубе и слоб. Зыбкой, покупаемую в околичных селах пеньку и соль; нанимаются при том у клинцовских и зыбковских обывателей, под своз в Варшаву мыла и сами покупая оное, продают в городах полской области, Варшаве и Вильне; сверх того, делают многие из сих обывателей, конопляное масло и продают его в гг. Киеве, Ромне и других малороссийских местечках. Сии обыватели в рассуждении, что слобода оная осажена на землях, принадлежащих Киево-Печерской лавре, платят оной в год по 47 рублей".

4) В XIX веке Святск был одним из крупнейших населённых пунктов своего уезда, уступая только уездному городу Суражу и посаду Клинцы, который был крупнее самого Суража. Здесь было два храма - старообрядческий и единоверческий. В конце XIX в. была открыта земская школа.
С прекращением преследований старообрядцев (1905), здесь в 1910 году была построена новая деревянная Успенская церковь, простоявшая до конца ХХ века.
По описанию рубежа XIX-XX вв.: «Жителей в посаде более 3500 душ; здесь бывает 5 ярмарок в году, но обороты их незначительны. В Свяцком существует скотобойня, а также кожевенный завод Тюрюхова с годовым производством кожевенного товара на 16 тыс. рублей".

5) В 1923 году Святск, лежащий на границе уезда и губернии (а до 1772 года - на государственной границе), был передан из Суражского (к тому времени уже Клинцовского) уезда в Новозыбковский. Октябрьская революция и последующий разгром зажиточного населения стали причиной постепенного его угасания. Большой урон Святску нанесла Великая Отечественная война, когда было истреблено всё еврейское население, составлявшее здесь значительную долю (до войны в Святске, кроме двух церквей, действовала синагога).

6) После радиационного загрязнения, в селе оставались старики, не желавшие переселяться в более безопасную зону в районе Новозыбкова. В 90-е гг. там скрывались беглые зеки, были даже переселенцы из Казахстана. В 2000г. храм сгорел, в котором с 1983 года не проводились службы и за зданием, кроме местных селян, никто не смотрел.

7) Максимальная численность населения села составляла 4000 человек в 1901 году. На youtube нашёл видео из Святска 1994 года съёмки, на записи были ещё все дома целые. Все каменные постройки разобрали на б-у кирпич жители окрестных сёл.

8) При прогулке спасли ёжика, провалившегося в глубокую яму, из которой он самостоятельно не мог выбраться. Зверёк измождённый был, мы его положили в траве и оставили. В селе мы потом не одни оказались, приехали парни с металлодетектором и ушли на кладбище искать возможные оставшиеся ценности.

9) Бывшая аллея.

10) Это сельская улица. Здесь были дома, от который остались фундаменты после разорения.

11) Такая участь постигла все без исключения кирпичные строения.

12) Ушедший мир.

Святск (Святский, Святское) – бывшее село Новозыбковского района Брянской области, в 16 км к северо-западу от села Старые Бобовичи, в 12 км к юго-западу от села Верещаки, в 1 км от границы с Белоруссией. Основано в 1714 как старообрядческая слобода Свяцкая, на территории Новоместской сотни Стародубского полка; с 1741 эти земли переданы во владение Киево-Печерской лавры. С XIX века - посад, местечко (в составе Суражского уезда), один из центров старообрядчества (в 3 км к востоку находился Новопокровский старообрядческий монастырь). С конца XIX века до 1917 упоминается единоверческая Покровская церковь (не сохранилась); в 1910 была построена деревянная Успенская церковь (старообрядческая; сгорела в 2000). В XIX веке действовал кожевенный завод Тюрюхова и почтовое отделение; в конце XIX века была открыта земская школа, ежегодно проводилось до 5 ярмарок (обороты их незначительны). С 1923 в Новозыбковском уезде (Верещакская волость), Новозыбковском районе (с 1929). До 1994 – центр Святского сельсовета; позднее в Старобобовичском сельсовете, сельском поселении. В 1990-х годах, после аварии на Чернобыльской АЭС, отселено (с 2003 - без населения; исключено из учетных данных в 2006). Родина дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского (1910-1992); его бронзовый бюст в 1995 переустановлен в Новозыбкове. Максимальное число жителей 4050 человек (1901).

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713-м годом датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» . Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX века Святск гордо именовался посадом — торгово ремесленным центром.Это село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны были белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения...
Через почти 200-ти лет гонений, в 1910г., была построена старообрядческая Успенская церковь

Грянул "Чернобыль" (1986) и Святск превратился в российского "родственника" печально известного города-призрака Припяти на Украине. В девяностые годы бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные всех мастей. Оставались старики, не пожелавшие расставаться с малой родиной. В девяностые в этих местах теплилась жизнь назло всем радиоактивным ветрам. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.
14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.
В 2003 году, уехал последний житель...

Вот так выглядело опустевшее село до конца 90-х.

Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать ешо раньше, а лесной массив на его месте, в советское время, так и звали- "монастырь".
Перед революцией 1917 года численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 году открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.

В этом году у Святска должен был бы состояться юбилей. Но увы, собрались лишь потомки жителей етого села и некоторые старики.
Бывшая Центральная улица.

Сохранилась лишь часть церковных ворот.

В етом году, на месте сгоревшей церкви, поставили памятную часовню, поклонный Крест на месте алтаря, установили раньше.

Освятить часовню, прибыли старообрядческие священники- о. Михаил из Клинцов и о.Сергий из Новозыбкова.

Случайные статьи

Вверх