Митрополит климент. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Биография Митрополит калужский и боровский климент фотографии

В минувшее воскресенье Патриарх Алексий II возвел в сан митрополита нескольких иерархов Русской Церкви. Среди них - бывший первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), который в конце прошлого года был назначен управляющим делами Московской Патриархии. Напомним, что он сменил на этом посту митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина).

Должность управделами - одна из ключевых в руководстве РПЦ, которая, равно как и пост председателя ОВЦС , обеспечивает занимающему ее архиерею постоянное членство в Священном Синоде.

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в городе Раменское Московской области. Окончил Московский машиностроительный техникум. После этого учился в Московской духовной семинарии, а затем и в академии, которую окончил в 1978 г. В том же году был пострижен в монашество. Еще через год посвящен в сан иеромонаха тогдашним ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (ныне митрополитом Киевским и всея Украины). Преподавал в семинарии общую церковную историю, затем стал старшим помощником инспектора. В 1981 г. посвящен в сан игумена, еще через год становится архимандритом. В 1977-1982 гг. активно участвовал в работе международной молодежной православной организации СИНДЕСМОС, представляя в ней студентов и преподавателей духовных школ РПЦ.

В 1982 г. назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. Ему поручается управление приходами РПЦ в Канаде и США. В 1990 г. становится архиепископом Калужским и Боровским и назначается заместителем председателя ОВЦС . Руководит всеми зарубежными приходами РПЦ, подчиненными ОВЦС и курирует деятельность всех зарубежных епархий. В том же году входит в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. Надо заметить, что в том же 1990 г. брат архиепископа Климента архимандрит Димитрий (Капалин) был назначен епископом Тобольским и Тюменским, а также ректором местной духовной семинарии.

В 1990-х гг. архиепископ Климент активно участвует в общественной жизни страны. В 1993 г. он становится членом Общественной палаты при президенте РФ. В 1996 г. входит в комиссию правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства. Является членом комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Архиепископ Климент также принимал участие в разработке Социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском Соборе 2000 г.

Наибольший общественный резонанс получила деятельность архиепископа Климента на посту председателя комиссии по вопросам гуманитарной помощи, которую он возглавлял в 1996-1997 гг. Ни для кого не секрет, что нехватка материальных ресурсов в те годы стала для Русской Церкви одной из наиболее острых проблем. Прежний принцип церковной экономики, по которому Московская Патриархия жила за счет отчислений из приходов и епархий, в постперестроечную эпоху уже не давал возможности покрыть все затраты Русской Церкви на поддержание ее синодальных отделов и учебных заведений.

По всей стране открывалось огромное количество новых приходов, которые создавались фактически с нуля. Настоятелям зачастую едва удавалось находить средства для обустройства приходской жизни. О каких-либо серьезных отчислениях в церковную казну не могло быть и речи. Между тем открытие новых приходов требовало подготовки большого количества священнослужителей. В связи с этим расходы Церкви на религиозное образование многократно возрастали по сравнению с советскими временами.

В этих условиях руководству Московской Патриархии пришлось осваивать новый для него вид деятельности - бизнес, участвуя порой в довольно сомнительных коммерческих проектах. Накануне Архиерейского Собора 1997 г. в прессе появились публикации, резко критикующие деятельность комиссии по гуманитарным вопросам, которую возглавлял архиепископ Климент. В этих публикациях утверждалось, что комиссия, находившаяся в ведении ОВЦС , занималась импортом в Россию товаров, включая табачные изделия, которые не облагались налогом, поскольку оформлялись как гуманитарная помощь. В итоге на заседании Священного Синода, состоявшегося перед Архиерейским Собором, пост председателя этой структуры был передан епископу Орехово-Зуевскому Алексию (Фролову).

Несмотря на свою активную церковно-общественную деятельность, архиепископ Климент - фигура достаточно скрытная. Он почти не появляется на публике, а его высказывания в прессе можно перечесть по пальцам. В Московской Патриархии говорят, что после своего назначения управделами несколько месяцев не будет давать интервью. Редкие заявления архиепископа Климента отличаются резкостью и бескомпромиссностью, какую бы сторону общественной жизни они ни затрагивали.

Накануне парламентских выборов 1999 г. иерарх призвал православных избирателей серьезно отнестись к выполнению своего гражданского долга, поскольку, по его мнению, именно безответственность избирателей позволила проникнуть во все ветви власти "разрушителям", "лживым людям" и "расхитителям". Понятно, что это был недвусмысленный выпад в адрес политических групп и олигархов, стоявших тогда у кормила власти. Некоторые наблюдатели даже сочли, что архиепископ Климент таким образом косвенно агитировал население голосовать за КПРФ.

Достаточно жесткое заявление в адрес властей архиепископ Климент сделал осенью прошлого года, когда Дума приняла законопроект о налоге на имущество организаций, урезавший налоговые льготы РПЦ. "Вызывает искреннее недоумение, почему правительство России - инициатор законопроекта, а также Государственная Дума, принявшая закон в данной редакции, не учли тот факт, что подобное изменение существующего порядка налогообложения ударит в первую очередь по социальной составляющей деятельности Церкви, приведет к существенному ограничению возможностей религиозных организаций заниматься благотворительной и просветительской деятельностью. Подобное положение противоречит здравому смыслу. Если наше государство стремится к построению справедливого и стабильного общества, оно должно если не помогать, то хотя бы и не мешать процессу религиозного возрождения в нашем Отечестве", - сказал архиепископ Климент в интервью ИТАР-ТАСС .

А в декабре прошлого года иерарх неожиданно упрекнул российские телеканалы в том, что они прививают подрастающему поколению симпатии к католичеству и протестантизму. В интервью самарской "Православной народной газете" архиепископ Климент заявил, что "симпатия к западной антиправославной культуре" внедряется в сознание молодежи незаметно вместе с американскими фильмами и телепередачами. По его мнению, это "по капельке подтачивает Православную Церковь, а в результате молодой человек, указывая на Запад, заявляет: там моя культура, моя Церковь, моя вера".

Избрание нового управделами Московской Патриархии было связано с довольно громкой интригой внутри РПЦ. О том, что митрополит Сергий будет смещен с этого поста, было известно уже давно. Однако вопрос о его преемнике до последнего момента оставался открытым, поскольку за эту должность боролось сразу несколько влиятельных церковных и околоцерковных группировок. По некоторым данным, одним из претендентов на должность управделами был наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност (Гузиков). В то время как архиепископ Климент является прямой креатурой митрополита Кирилла, епископа Феогноста продвигали двое бизнесменов: глава художественно-производственного предприятия РПЦ "Софрино" Евгений Пархаев и президент Российского благотворительного фонда примирения и согласия Гюльназ Сотникова, коммерческие интересы которой до недавнего времени были тесно связаны с Московской Патриархией.

Назначение архиепископа Климента на одну из ключевых должностей Московской Патриархии стало блестящей политической победой митрополита Кирилла, который тем самым получил очень мощное влияние на жизнь РПЦ. Говорить о новом управделами как о самостоятельном церковном деятеле пока не приходится. Тем не менее его незаурядный опыт работы в самых различных сферах церковно-общественной и церковно-политической жизни позволяет видеть в нем одного из наиболее перспективных иерархов Русской Православной Церкви.

Герман (такое имя до пострига носил будущий архиерей) родился в послевоенное лето в маленьком поселке Московской области. 7 августа 1949 года в рабочую семью Капалиных, проживающих в поселке Удельная Раменского р-на, несмотря на тяжелое время, посетила настоящая радость. На свет появился помощник родителям, ведь война изрядно выкосила мужское население страны.

Мальчик рос, крепчал, пошел в школу. По ее окончании поступил в Московский машиностроительный техникум. Будучи юношей он сумел возгреть в себе православную веру предков, поэтому неудивительно, что в 1970 году он становится семинаристом. Но продолжить обучение в Московской духовной семинарии он смог только через два года - после службы в Советской Армии. В 1974 году, после получения семинарского образования Герман Капалин становится абитуриентом Московской духовной академии.

Видного молодого человека заметило руководство духовного учебного заведения. В 1977 году он представляет Русскую Православную Церковь на слете Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и Совете молодежи Европы. Еще через год для верующего парня подошел к концу последний учебный курс в Московской духовной академии. Будущий митрополит Климент получает диплом со степенью кандидата богословия, и остается при своей духовной альма-матер помощником инспектора, а также преподает на секторе заочного обучения.

От пострига до управделами

7 декабря 1978 г. Герман Михайлович Капалин принимает монашеский постриг с наречением имени в честь священномученика Климента Римского. Не прошло и месяца, как тем же Рождественским постом его рукополагают во иеродиакона. На Благовещение следующего года иеродиакон Климент становится священником. Вскоре он уже читает лекции по «Общей церковной истории» в Московской духовной семинарии. Через два года священник-преподаватель возводится в сан игумена. А еще через 9 месяцев за особые заслуги становится архимандритом.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе г. Минска архимандрит Климент был рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Через пять лет освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года владыка Климент становится епархиальных архиереем в Калужской области. Архиепископ Калужский и Боровский одновременно получает должность первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии, а значит становится постоянным членом Священного Синода. В конце февраля 2004 года возведен в сан митрополита.

Митрополит Климент и Калужская епархия

После назначения владыки Климента в 1990 году на калужскую кафедру, начался новый этап развития церковной жизни . При нем состоялась передача и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора Калуги. Знаменательным событием стало и возвращение епархиальному управлению зданий комплекса бывшей Духовной семинарии. Началось настоящее возрождение монастырской жизни: передача монастырей и открытие новых. Стоит отметить открытие Калужского духовного училища, из которого выросла целая семинария. Также активизировалась духовно-просветительская и издательскя деятельность. Ярким примером может служить организация на базе бывшего оздоровительного лагеря «Костер» православного молодежного центра «Златоуст», в котором действует храм в честь святителя Иоанна Златоустого.

При митрополите Клименте количество храмов епархии увеличилось почти в 10 раз, открылось около 10 монастырей, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера Надежда Любовь» в г. Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в г. Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт.

Особое внимание калужский архиерей уделяет работе с молодежью. При многих церквях и монастырях сегодня работают воскресные школы, первые из которых появились благодаря личному попечению владыки. Калужская область стала одним из первых регионов, где были возрождены рождественские традиции: изготовление из снега вертепов с изображением святого Семейства рядом с храмами, а также шествия христославов. По благословению калужского архипастыря создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом, при Свято-Никольском женском монастыре в г. Малоярославце.

Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Пасхи и Рождества Христова, юбилеев храмов и монастырей, проведения ежегодных Киреевских и Образовательных чтений, фестивалей детского творчества. Возрождено всенародное празднование великих общецерковных праздников, памяти Калужских святых.

Благословение православного поселения

В 2007 году в епархиальное управление на прием к митрополиту Клименту пришли руководители группы компаний «Статус», которые активно участвуют в возрождении Спаса Нерукотворного пустыни. В этот раз разговор пошел не о восстановлении мужской обители, а о возле него.

Меценаты переживали, что эта идея может расстроить монашескую жизнь, привнесет мирскую суету к стенам мужского монастыря. Но к удивлению всех, владыка Климент одобрил это предложение, объяснив, что это очень правильно строить поселение для тех, кому интересно монашество. И он официально благословил начало этого благого дела.

С архипастырским визитом владыка посетил Спаса Нерукотворную пустынь на престольный праздник обители 29 августа 2007. После Божественной литургии архиерей сказал проповедь, в которой в частности отметил: «Монастырь является той духовной лечебницей, куда приходят люди. Монахи уходят из мира и удаляются от греха мира, но не от людей. И когда было самое сильное развитие монастырей, тогда было самое крепкое Российское государство. Говорят здесь место красивое, а я вам скажу вся Россия красивая, но там где есть храм, а особенно монастырь, то место становится духоносным, благодатным местом для поселения».

Ранее, с 26 декабря 2003 до 31 марта 2009 года, - Управляющий делами Московской Патриархии и постоянный член Священного Синода.

С октября 2005 член Общественной палаты Российской Федерации.

По назначении на должность Управделами рассматривался церковными аналитиками как один из наиболее вероятных преемников Патриарха Алексия II.

Биография

Родился 7 августа 1949 года в пос. Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего; младший брат (р.1952) - архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин).

По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской Духовной Семинарии.

С октября 1970 года по ноябрь 1972 года - срочная служба в Советской Армии; после чего продолжил обучение в семинарии.

В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия; оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

7 декабря 1978 года пострижен в монашество инспектором МДА архимандритом Александром (Тимофеевым) с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

8 августа 1982 года в Св.-Духовском соборе г. Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

23 марта 1987 года освобождён от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и первый заместитель Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

С 1996 года является ректором Калужской духовной семинарии и преподает в ней Православную аскетику.

С 2003 года - Управляющий делами Московской патриархии.

25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

27 января 2009 года на Поместном Соборе РПЦ в Москве набрал 169 голосов из 677, уступив, таким образом, в борьбе за Московский патриарший престол митрополиту Кириллу.

31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата.

21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741-1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

Основные публикации

  • Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. - № 5(56). 2006.
  • В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
  • Возростание в вере. (Автобиографические заметки и богословские статьи)(2009)
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. № 2. 2004.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. № 1. 2003.
  • Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 608 С., (Монография)
  • Миссия Церкви сегодня. 2003
  • Истоки Православия на Аляске. «200 лет российско-американских отношений» (2007).
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. № 5. 2009.
  • Православная семья в становлении Российского государства. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. - № 23(324). - 2005.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. Сборник докладов. Обнинск. 2004.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати - как церковной, так и светской.

Награды

Государственные награды:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (19 ноября 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепления дружбы между народами
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2002)
  • Орден Почёта (2000)
  • Орден Дружбы народов (1988)

Награды Русской православной церкви:

  • Орден мученика Трифона II степени (2001)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1986)
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира II степени (2004).
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (2007)
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского II степени (2009) - во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием иерейской хиротонии и грядущим 60-летием со дня рождения
  • Премия памяти митрополита Макария (Булгакова) II ст. (2009)
  • Орден святителя Иннокентия Московского II степени (1999)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1996)

Ордена прочих Поместных Православных Церквей:

  • Орден Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви (1997)
  • Орден преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке (1989)
  • Орден апостола Марка Александрийской Церкви I степени (2000)
  • Орден Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви (1998)

Награды субъектов Российской Федерации:

  • Медаль «За особые заслуги перед Калужской областью», II ст. (2007)
  • Медаль «60 лет Калужской области» (2004)
  • Грамота Президента Республики Саха (Якутия) (2007)
  • Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст. (2007)
  • Почётный гражданин Калужской области (2009 год) - за особые заслуги перед Калужской областью в сфере государственной и культурной деятельности
  • Медаль «65 лет Калужской области» (2009)

Прочие награды:

  • В 2001 и 2003 удостаивался национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года».
  • Медаль «За вклад в наследие народов России» (2002)
  • Серебряная Звезда «Общественное признание» (2006)
  • Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН (2009)
  • Орден «За пользу отечеству», I ст. (2008)

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви (в миру Герман Михайлович Капалин)

Биография

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской Духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 года служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии.

В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую Духовную академию .

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года инспектором МДА архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем общей церковной истории в МДС.

14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В 1981-1982 годах исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС. В 1981 году избран членом исполкома ЭСМЕ. 18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет , архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим , епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 года освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 года возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

За время управления митрополитом Климентом Калужской епархией количество храмов увеличилось в 6 раз, открылось 7 монастырей, духовная семинария и духовное училище, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера, Надежда Любовь» в Обнинске и вечерняя Богословская школа для мирян в Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт. Под редакцией архиепископа Климента в 2003 году вышел в свет альбом «Земля Калужская - земля святая», удостоенный в том же году национальной премии Русского биографического института в номинации «Лучшие книги и издательства года».

Митрополит Климент уделяет особое внимание работе с молодежью. При многих храмах и монастырях действуют воскресные школы, первые из которых появились его личным попечением. Раньше, чем по всей России, в Калуге были возрождены традиции открытия Рождественских композиций рядом с храмами и шествия христославов. По благословению Владыки Климента при Свято-Никольском женском монастыре в Малоярославце создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом. Его усилиями образованы и успешно действуют две православные гимназии и православный молодежный центр «Златоуст».

Стараниями Владыки Климента привнесены добрые православные традиции в общественную жизнь, возрождено всенародное почитание и празднование памяти Калужских святых и великих общецерковных праздников. Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Рождества Христова и Пасхи, юбилеев монастырей и храмов, проведения фестивалей детского творчества, ежегодных Киреевских и Образовательных чтений и др.

С 1993 по 1996 год - член Общественной Палаты при Президенте Российской Федерации.

С 1997 по 2000 год представлял Русскую Православную Церковь в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С октября 2005 года - член Общественной Палаты Российской Федерации.

C января 2006 года - Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Митрополит Климент - Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004), первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005).

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года освобожден от обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Образование:

1974 год - Московская Духовная семинария.

· 2007 год - орден преподобного Серафима Саровского II степени;

· 2004 год - орден святого равноапостольного князя Владимира II степени;

· 2000 год - орден мученика Трифона II степени;

· 2000 год - орден святого апостола Марка I степени Александрийской Православной Церкви;

· 1999 год - орден святителя Московского Иннокентия II степени;

· 1998 год - орден святого Климента Охридского I степени Болгарской Православной Церкви;

· 1997 год - орден Святогробского братства I степени Иерусалимской Православной Церкви;

· 1996 год - орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени;

· 1989 год - орден преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;

· 1986 год - орден Преподобного Сергия Радонежского II степени.

Светские:

· 2009 год - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

· 2001, 2003 годы - национальная премия Русского биографического института по номинации «Человек года»;

· 2000 год - орден Почета;

· 1988 год - орден Дружбы народов.

· 1997 год - медаль 850-летия Москвы.

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно — заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

С 1993 по 1996 г. — член Общественной Палаты при Президенте РФ.

В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С 2005 г. — Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.

С октября 2005 г. по январь 2010 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).

Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).

25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата

21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

Награжден:

государственными наградами:

1988 г. — орденом Дружбы народов;
2000 г. — орденом Почета;
2009 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
1997 г. — медалью 850-летия Москвы;
2010 г. — медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
наградами субъектов Российской Федерации:
2004 г. — медаль «60 лет Калужской области»;
2005 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» III ст.;
2007 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» II ст.;
2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст.;
2008 г. — Почетный гражданин Калужской области;
2009 г. — юбилейной медалью «65 лет Калужской области»;
2007 г. — Грамота Президента Республики Саха (Якутия);

церковными наградами Русской Православной Церкви:

1986 г. — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
1996 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
1999 г. — орденом святителя Иннокентия Московского II степени;
2000 г. — орденом мученика Трифона II степени;
2004 г. — орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени;
2007 г. — орденом преподобного Серафима Саровского II степени;
2009 г. — орденом Святителя Алексия Московского II степени;
2009 г. — премия памяти митрополита Макария (Булгакова);

орденами Поместных Православных Церквей:

1989 г. — орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;
1997 г. — орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви;
1998 г. — орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви;
2000 г. — орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени.

общественными наградами:

2001 и 2003 гг. — национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года»;
2002 г. — медаль «За вклад в наследие народов России»;
2005 г. — Орденской медалью Европейского комитета по наградам и премиям ООН С. Витте "За выдающиеся заслуги перед народами";
2006 г. — золотым почетным знаком «Общественное признание»;
2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской» 1 ст.;
2008 г. — орден «За пользу отечеству», I ст.;
2008 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2008» за книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года»;
2009 г. — Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН;
2010 г. — юбилейной медалью «50-летие освоения человеком космоса»;

Научные труды и публикации:

Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 С., (Монография);
Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. № 1. 2003.
Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. № 2. 2004.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72 — 79;
Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
Истоки Православия на Аляске. «200 лет российско-американских отношений» (2007).
О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17 — 21;
К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). — С. 219 — 224;
Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). — С. 307 — 316;
Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В.Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734 — 1735 гг. // Исторический архив. М. 2010. № 3. — С. 199 — 206;
Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник Тюменского Государственного университета. Серия История, Филология. Тюмень, 2010. № 1. — С. 119 — 126;
Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Ученые записки Российского государственного социального университета. — № 2. — 2010. — С. 6 — 10;

Публикации:

В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
Возростание в вере. (Автобиографические заметки и богословские статьи) (2009)
Миссия Церкви сегодня. 2003
Православная семья в становлении Российского государства. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. — № 5(56). 2006.
Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Случайные статьи

Вверх