Методические рекомендации элективных курсов учителю по технологии. Методические особенности преподавания элективных курсов в условиях профильной школы. Рекомендованный список диссертаций

Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов.

1.Как разработать программу элективного курса.

При разработке программы элективного курса необходимо:

    Проанализировать содержание учебного курса в рамках выбранного профиля.

    Определиться, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или от профильного курса.

    Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

    Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.

    Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, дидактическими материалами, пособиями и т.д. Составить список литературы для учителя и для учащихся.

    Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

    Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса.

    Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.

    Продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление, выполнение теста или контрольного среза.

2.Алгоритм разработки программы элективного курса.

    Пояснительная записка

В ней обосновывается актуальность важность и значимость курса. Формируются цели как предполагаемый конечный результат его освоение, задачи, определяющие пути достижение целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.

2.Учебно-тематический план:

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, компьютерная программа и др.

3.Содержание образования

Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования – это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально – ценностных отношений. Освоение этих типов опта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.

4. Список литературы для учителя и учащихся .

5. Приложения.

Темы творческих работ, проектов, планы проведения практических и лабораторных работ, экскурсий и др.

3.Схема – конспект программы элективного курса.

Пояснительная записка

Программа курса «_____» предназначена для

    углубления знаний по ______(предмету);

Роль данного курса в профессиональном становлении учащегося, в развитии его личности.

Цель данного курса:

  • ознакомить __________________;

    выработать навыки _________________________;

для реализации целей необходимо (задачи):

  • углубить теоретические знания о ___________________;

    совершенствовать у учащихся умения и навыки ________________;

    сформировать навыки _________________________;

    подготовить учащихся __________________________.

Программа направлена на дальнейшее развитие у учащихся __________ компетентностей.

Курс базируется на _______________ (теории, концепции, идеи). Курс связан с разделами _______________ (одной школьной дисциплины или нескольких).

Курс рассчитан на _____ часов, однако его программа может корректироваться (каким образом). Например, учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся. Учитель может самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Кроме того, изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с ________________ (назвать тип заданий).

Учебно-тематический план

Раздел.

Тема занятия.

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Вводное задание

Игра

Проект программы обучения

Раздел 1

Тема занятия

Лекция

Конспект

Тема занятия

Групповой практикум

Выполнение задания (какое)

Раздел 2

Тема занятия

Урок

Таблица «____»

Тема занятия

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта по теме ____

Тема занятия

Дискуссия

Выработка оригинальных идей по _______

Раздел 3

Тема занятия

Семинар «___»

Составление схемы исследования

Тема занятия

Исследование

Научный текс по теме _____

Встреча с представителями профессий…..

Круглый стол или экскурсия

Опыт профессионального общения

Составление и презентация сборника творческих работ. Выставка работ.

Практическая работа. Презентация.

Сборник лучших работ.

Выставка лучших работ.

Приложения

    тема и методика проведения игры (вводное занятие);

    задания по практикуму (занятие № 3);

    план лабораторной работы (занятие № 5);

    вопросы к дискуссии (занятие № 6);

    план семинарского занятия (занятие № 15);

    тематика и методы проведения исследования (занятие № 16);

Таким образом, подготовительный (пропедевтический) этап позволит дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.

Концепция профильного обучения направлена на реализацию личностно ориентированного учебного процесса и предполагает широкоеиспользование элективных учебных предметов, учебных практик, проектов исследовательской деятельности учащихся.

Федеральный базисный учебный план при организации профильного обучения учащихся 10–11-х классов предусматривает наряду с преподаванием базовых и профильных курсов, обязательные элективные курсы по выбору учащихся. В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации сказано: «Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи Единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности».

Минимальное количество часов, отводимое базисным учебным планом на изучение элективных предметов, – 4 ч в неделю в течение двух лет, т.е. всего 280 ч. Соотношение объема база: профиль: электив определяется пропорцией 50: 30: 20. Например, в учебных планах биолого-географического или химико-биологического профиля элективные курсы должны занимать 4–6 ч учебной нагрузки в неделю.

Основные требования к элективным курсам

1. Характерные особенности элективного курса:

– избыточность – наличие в учебном курсе такой информации, овладение которой не служит достижению целей обучения, но повышает надежность знаний, упрощает понимание и усвоение;

– вариативность – способность образовательной системы предоставить учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественных и привлекательных вариантов образовательных траекторий;

– краткосрочность – форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения: от 4 недель (8-часовой курс) до нескольких месяцев (16–34-часовой курс);

– оригинальность – определяется личным вкладом автора;

– нестандартность – отступление от эталонов.

2. По структуре и содержанию элективные курсы должны:

– иметь социальную и личностную значимость как для педагога, так и для учащегося;

– ориентироваться на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, осознанного профессионального самоопределения;

– служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;

– дополнять содержание профильного курса, в этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

– быть направлены на удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки выбранного учащимся профиля;

– формировать универсальные учебные действия;

– обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира.

3. Организация элективных курсов:

– программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно;

– количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть таким, чтобы было из чего выбрать;

– продолжительность курса может быть произвольная, но не более 70 ч: четверть – 8–10 ч, полугодие – 16–18 ч, один год – около 34 ч;

– сдача экзамена не предусмотрена, но должна быть та или иная форма отчетности.

4. Возможно использование различных структур изложения содержания: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная, модульная.

Основные типы элективных курсов

1. Предметно ориентированные:

– обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;

– дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

– создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации.

2. Профильно ориентированные:

– ориентированы на получение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;

– уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

3. Межпредметные:

– обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

– поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.

4. Надпредметные:

– обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля;

– знакомят школьников с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

5. Углубляющие: решают задачи освоения углубленного учебного материала, значительно превышающего требования государственного стандарта, базового и профильного уровня.

6. Профориентационные: направлены на приобретение школьниками представлений о возможных профессиях и практических умений для успешного продвижения на рынке труда.

7. Прагматические: способствуют социальной адаптации учащихся к объективным требованиям современной жизни, формируют актуальные знания и умения, необходимые в повседневной жизни человека.

8. Гносеологические: «собственно ученической» направленности, способствуют освоению гностических умений, умений познавать, учиться, приобретать, организовывать и применять знания на практике.

Элементы учебной программы

Элементы учебной программы

Пояснительная записка

1. Кому адресована программа: тип (общеобразовательная, специальная, др.), вид (лицей, гимназия, др.) образовательного учреждения и определение класса обучения.
2. Концепция (основная идея) программы.
3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
4. Особенности.
5. Цели, задачи, основные принципы.
6. Планируемые результаты.
7. Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по предмету.
8. Система оценки достижений обучающихся.

Учебно-тематический план

1. Перечень тем или разделов, последовательность их изучения.
2. Время на изучение.
3. Деление на виды деятельности и формы, включая занятие, которое позволит провести презентация полученных образовательных продуктов обучающимися по итогам элективного учебного предмета.

Требования к умениям и навыкам

1. Образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны обучающимися на занятиях в ходе учебной, исследовательской деятельности: проект, тезисы, эксперимент, макет, схема, стихи и др.).
2. Точки контроля, виды контроля.
3. Система оценки образовательных достижений.

Информационное обеспечение

1. Литература, использованная при подготовке программы.
2. Литература, рекомендуемая для учителя и обучающихся.
3. Презентации к занятиям.
4. Образовательные диски.

Учебно-методические материалы

1. Основные понятия курса.
2. Списки литературы для подготовки проектов, рефератов, исследовательских и творческих работ и др.

Вводная часть.

Современные инновационные стратегии образования в основном определяются тремя уже очевидными для всего мирового сообщества процессами цивилизационных изменений:

  • переходом к постиндустриальному, информационному обществу;
  • глобализацией;
  • построением гражданского общества.

Становление информационного общества как одной из основных глобальных инноваций XXI века требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. Введение предпрофильной подготовки в 8-9-х классах общеобразовательной школы и профильного обучения в 10-11-х классах позволяет создать условия для осознания самообразования и самообучение в качестве ведущий формы образования и осознать ценность и значимость образования и выбора своего пути, соответственно поддерживает и введение портфеля индивидуальных достижений учащихся. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика – собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и другие.

Основная часть.

Прилагательное «элективный» в переводе латинского означает «избранный, отобранный». Любой курс, названный в учебном плане элективным, должен выбираться.

Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал может дать материал, который позволит педколлективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом.

Мы сегодня живем в такое время, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это, кстати, является общемировой тенденцией) утерял позицию «неисчерпаемого источника знаний», «проводника в храм науки». Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь он этого сделать не может. Сегодня учитель призван создавать условия, ситуация, способствующие освоению учеником способов приобретения информации и научить ученика эффективно работать с ней. В учебном плане любой школы должно быть место для свободной творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современно отечественной школе должны занять элективные курсы. Элективные курсы представляют собой своеобразное место учительского поиска, рефлексии, то есть – самообразования.

Профильная школа – «организм», который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен.

Каждый педагогический коллектив, создавая проект старшей школы, должен понимать, что реализуемая им образовательная программа должна учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит вуза и самого старшеклассника.

Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее.

Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской школы инновационное. Элективные курсы позволяют получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта. Школа получает возможность вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения. Учителя получают возможность поработать не так, как обычно. Элективные курсы могут быть пробные, ориентационные и углубляющие. Любой элективный курс – авторский. Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе. Какие бы задачи ни сформировал перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:

  • курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы;
  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;
  • курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видом деятельности;
  • курсы должны по возможности опираться на какое-либо, что позволит исключить монополию учителя на информацию.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • на каком содержательном материал, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки;
  • чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса;
  • какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс;
  • какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности;
  • какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса;
  • чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Ответив на все эти вопросы, учитель фактически подготовиться к составлению пояснительной записки к программе. После этого можно приступить к календарному планированию.

Учителя, работающие в современной российской школе должны получить практику работы с принципиально новыми учебными программами, пособиями. Нужно обучать учеников приемам самостоятельного поиска, формирование обобщенных интеллектуальных и практических умений. Начать решать указанные ученические и учительские задачи можно только на уроках, «свободных от стандарта», то есть – на элективных курсах.

Учитель истории, он же учитель обществознания, может предложить школьникам курс по выбору, который не только сориентирует выпускников в выборе профессии, но и будет способствовать становлению ценностных ориентаций и качеств личности, актуальных для жизни в современном мире.

Предпосылки построения гражданского общества вносят серьезные изменения во многие сферы деятельности человека, особенно существенные в образование, которые как социальные институт служит основой норм и ценностей общественной нравственности, правовой культуры и правовой компетентности и, в целом, воспитания, гражданина.

Преследуя названные цели, в 2005-2006 учебном году я открыла элективные курсы «Граждановедение». При составлении плана я ориентировалась приблизительно на такую схему:

  1. Система диагностических заданий на «входе» и «выходе» элективных курсов.
  2. Рабочие листы, раздаточные и дидактические материалы.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Список литературы.
  5. Список тем для итоговых творческих работ учащихся.
  6. Критерии оценки творческих работ, учебных достижений учащихся на элективных курсах.

После представления тематического плана, надлежащего списка литературы по граждановедению администрация школы разрешила открыть элективный курс по граждановедению. Более двадцати учащихся стали посещать данный курс. Класс свой мы назвали 9 «Эль». Кроме основной работы согласно планированию предусматривалась практическая часть: посещение судебных процессов, встречи с судьями, прокурором района, начальником РОВД, адвокатами и т. д. Курс как бы был юридической направленности.

Прослушав основной материал, ребята стали готовить и накапливать свои портфолию. Для сбора портфолио были названы темы итоговых творческих работ, например: «Нация человека. Кто и как защищает наши права», «Личность. Что это такое?», «Терроризм - угроза XXI века» и т.д.

Ребята успешно справились с заданиями и на общешкольной научно-практической конференции по элективным курсам многие из них блестяще защитились. Действительно, я убедилась в том, что обучение должно быть успешным. В школе после этого появилось много детей, желающих завести свое собственное портфолио.

Формы контроля за знаниями в период проведения курсов были самые разнообразные: викторины, сообщения, составление кластеров, игра в ассоциации, проблемные задачи, вопросно-ответные упражнения, зачеты, круглые столы.

Основные формы контроля уровня достижений учащихся:

  • безотметочная система;
  • зачет – незачет;
  • определение рейтинга;
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • тесты;
  • проектные работы, их презентация.

Элективные курсы учат учиться, требуют творчески мыслить и работать, приучают к самостоятельности и ответственности.

Примерное планирование курса «Граждановедение» с элементами авторской программы.

Раздел 1. «О человеке и гражданине».

  • Что такое личность?
  • Человек культура.
  • Российское гражданство (Понятие гражданин. Гражданство. Двойное гражданство).
    Круглый стол «Я – гражданин России».
  • Правоспособность и дееспособность гражданина.

Раздел 2. «О правах и свободах гражданина».

  • ООН и международно-правовые акты.
  • Политические права и свободы.
  • Экономические права и свободы.
  • Культурные права.
  • Международные и национальные механизмы защиты прав человека.

Раздел 3. «Гражданин и государство» (Конституция РФ)

  • Конституция – договор между гражданами.
  • Суверенитет РФ.
  • Россия – федеративное государство.
  • Проблемы федерации.
  • Демократическая государственная власть
  • Разделение властей.
  • Президент РФ и его полномочия
  • Федеральное Собрание.
  • Правительство РФ, РД.
  • Высшие судебные органы и прокуратура.

Раздел 4. «Современная семья».

  • Заключение брака (из книги «Семья и нравственность», общие и Этнопсихологические аспекты, авторы А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Балуева, Грозный, 2003).
  • Имущественные права и брачный договор.
  • Женщина в обществе и семье (стр.33-34)
  • Мужчина в обществе и семье (стр.33-48)
  • Расторжение брака. (По курсу обществознания)

Раздел 5. «Что такое гражданское право?»

  • Что такое гражданское право?
  • Право собственности.
  • Купля-продажа.
  • Права потребителей.
  • Защита прав потребителя.
  • Банковский вклад.

Раздел 6. «Преступления и наказания»

  • Уголовная ответственность.
  • Корыстные преступления.
  • Преступления против здоровья и жизни.
  • Судебное разбирательство.

Темы для портфолио:

  • «Нации и национальные отношения».
  • «Коррупция и взяточничество».
  • «Толерантность в современном обществе».
  • «Личность. Статус личности».
  • «Права человека. Кто и как защищает наши права».

Литература:

  1. Граждановедение, учебник для средней школы, Ассоциация авторов и издателей «Тандем», г. Москва,1998.
  2. Основные права, элективный курс по изучению правовых дисциплин, издательство «Панорама»,
  3. Градановедение. Наш выбор: без наркотиков., 9-11-е классы, авторы: А.Н. Мусаев, М.А. Дальсаев, Э.А. Исаев, г. Москва, Молодая гвардия, 2005.
  4. «Семья и нравственность; Общие и этнопсихологические аспекты», авторы: А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Булуева, г. Грозный, Г.У. «КнижноеИздательство», 2003.
  5. Право и политика, « Просвещение», г. Москва, 2000, г. Волгоград, 2006.
  6. Обществознание, 9-й класс, поурочное планирование, по учебнику Л.Н. Боголюбова, г. Волгоград, 2006.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Напомним кратко основные сведения об элективных курсах.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

    являются «надстройкой» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

    развивают содержание одного из базисных курсов , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

    способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

    способствовать самоопределению ученика и или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

    создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

    познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

    активизировать познавательную деятельность школьников;

    повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

    подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

    приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

    возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

    любопытство;

    поддержка изучения базовых курсов;

    профессиональная ориентация;

    интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20.

Типы элективных курсов. В педагогической практике условно выделены следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета , имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы , цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы .

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета , как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Проектирование элективных курсов. Прежде чем приступить к процессу проектирования элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников учителю необходимо поставить перед собой ряд вопросов, решение которых во многом облегчит их работу. К ним можно отнести следующие:

    Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс (в библиотеке, у учителя …)?

    Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

    Какие виды работы могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

    Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

    Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса (оценка за курс ставится, но в портфолио можно поместить отзыв, результат).

    Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

Ответы на эти вопросы дадут возможность оптимально выстроить программу элективных курсов. При этом, при разработке программы элективного курса необходимо:

    Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.

    Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.

    Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

    Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить необходимое число часов на каждый из них.

    Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и учащихся.

    Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности учащихся при изучении курса. Если программа предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

    Определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе (результате) освоения программы курса (Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися в ходе познавательной, исследовательской деятельности – конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство, стихи, очерки, песня, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.).

    Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы.

    Продумать форму отчетности по итогам освоения программы курса.

В педагогической практике определились этапы проектирования элективных курсов. Цели, содержание и ожидаемый результат совокупности этих этапов представляют общую технологию проектирования курсов.

Элективные курсы подразделяются на следующие типы:

Пробные

Ориентационные

Углубляющие

Корректирующие

Общекультурные

Формальная структура программы элективных курсов

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

6. Литература (для учителей, для учащихся)

1. Титульный лист

а) Наименование образовательного учреждения

б) Справа наверху: где, когда, кем утверждена программа (школьная, улусная, республиканская экспертизы)

в) В центре название элективного курса

г) Класс, на который рассчитана программа (под названием)

е) Место, год разработки программы (внизу)

2. Пояснительная записка

В пояснительной записке обосновать необходимость введения данного курса. Указать место и роль данного курса в профильном обучении. Межпредметные связи, учебные умения и т.д.

Цель: для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители, общество) удовлетворяет. Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи: что необходимо для достижения цели, над чем предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

Функции: изучение ключевых проблем современности, ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, на совершенствование навыков познавательной деятельности, дополнение и углубление базового предмета образования, компенсация недостаточного обучения по профильным предметам.

Сроки реализации программы: продолжительность обучения, если на 2 года (72 часа), то этапы обучения; если чередуются (первое полугодие, затем что-то другое), то 15-17 часов.

Основные принципы отбора и структурирования материала. Методы обучения (активные: проектов, исследовательские), формы обучения (КСО, индивидуальное обучение, групповое), режим занятий.

Предполагаемые результаты, какие ЗУН получат ученики. Инструментарий для оценивания результатов обучения.

3. Учебно-тематический план

Перечень тем и их реферативное описание. Перечислить подтемы (помощь для учителей).

Дидактические материалы. Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме. Описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Описание форм проведения занятий.

Главное внимание на содержание курсов.

Опорные вопросы для создания программ

1. На каком содержании материала, и через какие формы я наиболее полно смогу реализовать задачи предпрофильной подготовки.

3. Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен данный курс.

4. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием.

5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения успешности.

6. Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса. В чем он может проявить инициативу.

7. Какие критерии ясные педагогу и ученику позволяют оценить успехи в изучении данного курса.

8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю.

9. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Требования

1. Степень новизны для учащихся.

2. Мотивирующий потенциал программы (программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся).

3. Развивающий потенциал программы (способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника).

4. Здоровьесберегающие характеристики.

5. Полнота содержания программы (содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей).

6. Связность и системность изложения материала.

7. Методы обучения.

8. Степень контролируемости (в программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижения).

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов, кадровые возможности школы.

10. Формальная структура программы.

11. Создание положительной мотивации, вызов познавательного интереса учащихся,

12. Не дублирование содержания предметов, обязательных для изучения по Государственному стандарту,

13. Ознакомление со спецификой видов деятельности, включение пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (практическая направленность),

Случайные статьи

Вверх