Леонардо да винчи лестерский кодекс. «Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи — самая дорогая книга в мире. Секретные архивы Ватикана

Кодекс да Винчи – так называется манускрипт или рукописный дневник гениального да Винчи. Сегодня известны более 5000 страниц творчества Леонардо да Винчи. Это огромное количество рукописей сейчас организованны совсем по другому, нежели первоначально были собраны после смерти Леонардо, даже название "codex" ("старинная рукопись") имеет более позднюю дату. Научные и технические исследования да Винчи были обнаружены в его рукописях, из которых сохранилось свыше 6000 страниц. По всей видимости, Леонардо намеревался опубликовать их в виде большой энциклопедии знаний. Однако, как и большинству других его проектов, этому не суждено было сбыться.








Вполне возможно, что да Винчи использовал накопленный в записных книжках материал с целью совершенствования качества своих картин. Он изучал анатомию, чтобы достоверно изображать человеческое тело, растения и скалы - чтобы пейзажи на его картинах выглядели реалистично. Однако в определённый момент его записи превратились в нечто большее. Они стали живым свидетельством его очарования природой длиною в жизнь и гения его удивительных открытий.





После смерти Леонардо да Винчи все рукописи достались его любимому ученику Франческо Мельци. Мельци бережно хранил их до самой своей смерти в 1579 году. Его потомки, однако, не испытывали столь трепетного отношения к рукописям и продавали отдельные страницы различным коллекционерам или попросту раздавали их своим друзьям.




В 1630 году рукописи попали в руки Помпео Леони, скульптора при дворе короля Испании, который попытался отсортировать их по темам. К сожалению, это привело лишь к тому, что хронология была полностью нарушена. Таким образом, большая часть разработок Леонардо была утеряна. Каждая отсортированная записная книжка получила название кодекс.

В своих записях Леонардо использовал уникальную манеру письма, которую он сам же и изобрёл. Учёные, исследовавшие его рукописи, были этим крайне озадачены. Обычно да Винчи использовал так называемый зеркальный метод, начиная писать с нижнего правого угла страницы справа налево. Традиционным способом он писал только для посторонних людей. До сих пор историки не пришли к единому мнению относительно этого феномена, полагая, что таким образом да Винчи либо пытался зашифровать свои записи, либо считал этот способ письма белее быстрым и удобным для себя, ведь он был левшой.

Очевидно, что рукописи Леонардо предназначались исключительно для личного пользования, так как носили весьма хаотичный характер. Буквы были написаны быстро, неаккуратно, отсутствовали правила пунктуации. Использование уникального метода письма делало записи абсолютно нечитаемыми для посторонних. В почерке часто можно заметить отражение сложного мыслительного процесса да Винчи.

Спустя время большая часть манускриптов разошлась по разным музеям, архивам и библиотекам по всему миру. Лишь одна записная книжка находится в руках частного коллекционера. В 1966 году в Национальной библиотеке Мадрида были случайно обнаружены две рукописи. На сегодняшний день известны десять кодексов Леонардо, представляющих собой собрание его заметок, записей, эскизов, рисунков и размышлений.

Кодекс Леонардо да Винчи Арунделла

Коллекция хранится в Лондоне, в Британской библиотеке. Она представляет собой рукопись в кожаном переплёте, в ней 238 листов разного формата, которые были вырезаны и удалены из других рукописей. Кодекс содержит исследования в области геометрии и архитектуры. Так, среди более поздних записей есть, например, исследования, связанные с проектом королевской резиденции Франциска I в Ромарантине, Франция.

Кодекс Леонардо да Винчи Форстер

Кодекс хранится в Лондоне, в библиотеке музея Виктории и Альберта. Рукописи представляют собой три записные книжки: «кодекс Форстер I», «кодекс Форстер II» и «кодекс Форстер III». В них представлены исследования в области геометрии, физики и механики (сила тяжести и веса), а также чертежи гидравлических устройств, созданные Леонардо в разные периоды с 1490 по 1496 годы для «кодекса Форстер III» , с 1495 по 1497 года для «кодекса Форстер II» и в период между 1487 и 1490 по 1505 годы для «кодекса Форстер I».

Кодекс Леонардо да Винчи Атлантикус

Кодекс хранится в Милане в библиотеке Амброзиана. Содержит множество рисунков, большинство из которых датируются периодом с 1480 по 1518 год. Отражает все аспекты интересов Леонардо - от математики до геометрии, астрономии, ботаники, зоологии и военного дела. На сегодняшний день рукопись состоит из двенадцати томов в кожаном переплёте, включающих 1119 страниц разного размера. Название «Кодекс Атлантикус» связано с большим форматом листов, напоминающих атлас. Этот кодекс был создан приблизительно в конце XVI века скульптором Помпео Леони, который нарушил существующую хронологию рукописей, попавших ему в руки. Леони отделил все научные и технические рисунки, содержащиеся в кодексе, от натуралистических и анатомических рисунков, многие из которых сейчас являются частью королевской коллекции Виндзоров.

Кодекс Леонардо да Винчи Лестерский

Кодекс был приобретён Биллом Гейтсом в 1995 году. Рукопись состоит из 64 листов в кожаном переплёте. В кодексе содержатся заметки в области гидравлики и исследования принципов движения воды. Рукопись датируется периодом с 1504 по 1506 год. На страницах кодекса также можно найти некоторые исследования в области геологии и астрономии.

Кодекс Леонардо да Винчи Тривульцио

Кодекс хранится в Милане в библиотеке Тривульцио Кастелло Сфорцеско. Состоит из 55 листов (в оригинале было 62 листа). Помимо исследований в области архитектуры и религии в рукописи содержатся страницы, свидетельствующие о невероятных усилиях Леонардо по литературному самообразованию. Большинство страниц датируются периодом с 1487 по 1490 год.

Кодекс Леонардо да Винчи Виндзорский

Рукопись хранится в королевской библиотеке Виндзорского замка. Включает в себя 600 рисунков различной тематики и размеров. Рисунки посвящены исследованиям в области анатомии человека, географии и анатомии лошадей. Также кодекс содержит карикатуры и несколько карт. Рисунки были созданы в различные периоды жизни Леонардо, приблизительно между 1478 и 1518 годами.

Трактат о полёте птиц

Трактат хранится в Турине, в библиотеке Реале. Рукопись содержит 17 страниц (в оригинале было 18 страниц), посвященных преимущественно анализу принципа полёта птиц, а также вопросам воздушного сопротивления и воздушным потокам. Рукопись датирована приблизительно 1505 годом.

Кодекс Ашбернхема

Хранится в Париже во Французском институте. Кодекс представляет собой рукописи в картонном переплёте. Изначально они были частью кодекса А, откуда были удалены в XIX веке. Затем им были присвоены номера 2037 (ранее кодекс B) и 2030 (ранее кодекс А). Данная коллекция посвящена преимущественно живописи, а также содержит различные рисунки, с большей вероятностью относящиеся к периоду с 1489 по 1492 год.

Французский кодекс

Это собрание хранится в Париже во Французском институте. Данный кодекс содержит двенадцать рукописей разного размера, частично в пергаментном, частично в кожаном переплёте, некоторые записные книжки по-прежнему сохранились в картонном переплёте. Самым маленьким является Кодекс М (10 × 7 см), а самым крупным Кодекс С (31 × 22 см). Эти кодексы были обозначены буквами от А до M и содержали исследования в области военного искусства, оптики, геометрии, гидравлики и полёта птиц. Большинство страниц могут быть датированы предположительно периодом с 1492 по 1516 год.

Мадридский Кодекс Леонардо да Винчи

Эти рукописи хранятся в Мадриде в Национальной библиотеке, где они и были обнаружены лишь в 1966 году. Кодекс представляет собой рукописи в переплёте из красной марокканской кожи. Материалы состоят из двух томов. Для более лёгкой идентификации они были названы «Мадридский кодекс I» и «Мадридский кодекс II». Большая часть страниц в Мадридском кодексе I содержит исследования Леонардо в области механики и датируется периодом с 1490 по 1496 год, в то время как Мадридский кодекс II посвящён исследованиям в области геометрии и датируется периодом с 1503 по 1505 год.

Кодекс Хаммера, более известный как Лестерский кодекс, стал рекордсменом Книги рекордов Гиннеса в категории самые дорогие книги в мире после того, как был куплен в 1994-м году Биллом Гейтсом за 30,8 миллионов долларов. Эта книга является сборником сочинений и рисунков Леонардо да Винчи, которые были созданы им в Милане в период с 1504-го до 1508-го года.

«Лестерским» кодекс был назван в честь графа Лестера, купившего манускрипт в 1717 году. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer). После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен на торги, в ходе которых был приобретен основателем Microsoft Билом Гейтсом за $30,8 млн. По его инициативе «Лестерский кодекс» выставляется в различных музеях мира, с 2003 года он демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Лестерский кодекс является самым известным манускриптом Леонардо да Винчи, а всего гениальным художником, инженером, изобретателем и мыслителем их было создано около 30. Содержание книги представляет собой заметки, наброски и зарисовки научных поисков. Заметки Леонардо написаны его собственным «зеркальным» шрифтом - прочитать их можно только при помощи зеркала. Кодекс написан на 18-ти листах бумаги, которые в сложенном пополам виде представляют собой документ на 72 страницах.

Кроме этого, иллюстрациями к Кодексу стали рисунки да Винчи, в которых ярко проявляется неразрывная связь между наукой, искусством и творчеством в применении к научному процессу. Кодекс состоит из случайных записей, в которых Леонардо излагает суть своих размышлений и наблюдений. Тематика записей разнообразная – астрономия, свойства воздуха, горных пород, воды и многое другое. Леонардо уже в 16 веке пытается понять, почему на горах можно найти окаменелости, а теория тектонических плит, объясняющая это явление, появилась только через несколько столетий.

На основе своих наблюдений Леонардо порекомендовал, что нужно учитывать в процессе строительства мостов и каким образом можно справиться с эрозией грунта. Значительная часть книги посвящена изучению Луны. Ее свечение в той части полумесяца, которая остается темной, итальянец объяснил отраженным от поверхности Земли светом, и только через сотню лет немец Иоганн Кеплер доказал существование планетарного блеска. Также Леонардо высказал еще несколько смелых гипотез, которые в дальнейшем были подтверждены и другими учеными.

В этой статье мы выложили подлинные страницы Лестерского кодекса, которые можно найти в свободном доступе на сайте hammercodex.com. Для того, чтобы ознакомится со всей книгой, нужно оформить подписку стоимостью 10 долларов.

Все, что связано с именем великого итальянского художника Леонардо да Винчи, всегда вызывало в обществе огромный интерес. К примеру, одну из его тетрадей с записями - так называемый Лестерский кодекс - в 1994 году продали на аукционе Christie"s за 30,8 миллиона долларов. Тетрадь Леонардо приобрел основатель компании Microsoft Билл Гейтс.

Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.

Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.

Крамольная анатомия

Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.

Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, - стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой - мертвую).

Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.

Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.

Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, - даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.

Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, - но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.

«Трактат о воде, земле и небесных телах»

На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс - множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.

Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.

Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю - телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, - огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.

Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения - обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.

Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.

Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение
воды и следы эрозии на прибрежных камнях.

Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится - ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.

Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.

Судьба манускрипта

Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.

Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.

Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен
переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.

Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.

Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.

Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.

Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии - так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.

Price Realized: $30 млн. 800 тыс.

Абсолютный ценовой рекорд принадлежит рукописному "Лестерскому кодексу" Леонардо да Винчи (The Codex Leicester, Leonardo da Vinci), проданному на аукционе Christie"s в 1994 году за 30,8 млн. долл. Великий Леонардо назвал свой труд: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Это тетрадь записей Леонардо да Винчи, сделанных им во время жизни в Милане в 1506-1510 годах. Она состоит из 18 листов бумаги, исписанных с обеих сторон и сложенных таким образом, что вместе они образовали 72-страничную тетрадь. Заметки Леонардо написаны особым образом, его собственным «зеркальным» шрифтом - прочитать их можно только при помощи зеркала. В 1994 году книга была выставлена на торги, в ходе которых была приобретена основателем Microsoft Биллом Гейтсом. По его инициативе «Лестерский кодекс» постоянно выставляется в различных музеях мира.

Итак, самым дорогим манускриптом в мире признана тетрадь в 72 страницы, возраст которой составляет уже половину тысячелетия. Речь идёт о рукописи великого художника, учёного, мыслителя, наконец, одного из самых интригующих персонажей мировой истории - Леонардо да Винчи, известной как “Лестерский кодекс”. Вообще-то, когда Леонардо записывал сепией в эту тетрадку свои наблюдения и размышления об окружающем мире, ни о каком Лестерском кодексе он и понятия не имел. Или имел? Кто его знает, этого Леонардо. Как бы там ни было, сам автор назвал свой труд “Трактат о воде, земле и небесных телах”. На восемнадцати листах бумаги с полотняной отделкой, сложенной таким образом, что получилось семьдесят две страницы, Леонардо да Винчи записывал в 1506 -1510 годах свои комментарии по поводу природных явлений, наблюдения, математические формулы. Леонардо жил и творил в это время в Милане. Труд великого учёного получил название “Лестерский кодекс” два века спустя в 1717 году, когда тетрадь приобрело английское семейство Лестер. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer). После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен наследниками на аукционе Christie’s, в ходе которого был приобретён за $30,8 млн. долларов… кем бы вы думали? Ну, конечно же, Биллом Гейтсом. Самый богатый человек планеты купил самую дорогую в мире книгу. Однако Гейтс, человек не чуждый благотворительности, не спрятал это сокровище на дальней полке свой библиотеки, а ежегодно предоставляет её для выставок в крупнейших музеях мира. В “Кодексе” можно почитать о таких вещах, как происхождение окаменелостей, свечение Луны, движение воды. Если удастся почитать, конечно. И дело тут не столько в том, что не каждому будет позволено вот так запросто, полистать ценнейшую рукопись, сколько потому, что Леонардо, большой любитель заинтриговать потомков, делал свои записи зеркальным методом. То есть: прочитать написанное в “Лестерском кодексе” можно лишь с помощью зеркала, глядя на отражение текста. Сколько ещё загадок оставил нам Леонардо? Неизвестно… «Трактат о воде, земле и небесных делах» великого итальянского художника и просветителя Леонардо да Винчи представляет собой записи научного характера и всевозможные математические выкладки. Художник и ученый комментировал в нем природные явления. Не обошёл он вниманием и техническую составляющую развития цивилизации. Билл Гейтс ежегодно предоставляет Кодекс Лестера для выставок в крупнейших музеях мира.

Что есть гений? В чем он проявляется и как диагностировать гениальность? Сегодня вы наверняка понимаете, что подразумевается под этой исключительно оценочной характеристикой, но объяснить ее какой-либо универсальной формулой вряд ли сможете. Вам наверняка будет интересно узнать, что латинский корень «genius» в переводе значит «дух». Вот и гениальность, если отбросить всё наносное, окажется характеристикой внутреннего «Я» человека, лучезарно возвышающегося над окружающей серостью.

Помыслы такого «Я», соответственно, также витают в иных, не типичных для подавляющего большинства, плоскостях и пространствах. Его волнуют процессы глобального масштаба, будь то устройство мироздания или отражение внутренней сущности на холсте, в то время как окружающие мыслят в плоскости удовлетворения животных инстинктов и чувственных удовольствий.

Собственно, к чему столь долгая прелюдия. Леонардо да Винчи — признанный гений мирового масштаба, который оставил человечеству богатое наследство в виде картин, скульптур и записей. Именно его имя ассоциируется с эпохой Возрождения, а его работы и по сей день продолжают изучать на предмет сокрытых в них знаний, расшифровка которых сулит мечтателям несказанные открытия.

Леонардо да Винчи во многом опередил свое время, и отражено это в первую очередь не в картинках, которые и принесли ему наибольшую известность, а в научных исследованиях, оставшихся в виде дневников, писем и разрозненных записей. Одна из них — «Трактат о воде, земле и небесных телах» или «Лестерский кодекс» — на сегодняшний день официально считается самой дорогой книгой в мире. В 1995-м году ее приобрел во время открытых торгов не кто иной, как Билл Гейтс. Сумма сделки тогда составила $30,8 млн.

Ранее кодексом владел известный американский бизнесмен и ценитель искусства Арманд Хаммер, приобретший документ в 1980-м у наследников графа Лестера. Последний же приобрел целый сборнике рукописей да Винчи в 1717-м году, в том числе и Codex Leicester, названный так впоследствии именно в честь графа и ставший самым известным из числа приобретенных им тогда рукописей. По крайней мере официально. Впрочем, о судьбе, равно как и содержании остальных документов, особой информации нет. Завеса тайны скрывает и период между написанием документов и их попаданием к графу Лестеру.

«Трактат о воде, земле и небесных телах» был окончен в 1510-м году, работа над ним велась в течение четырех лет. Все свои дневники, в том числе и этот, Леонардо писал левой рукой справа налево в зеркальном отражении, что лишний раз демонстрирует незаурядность да Винчи — очевидно, что ему писать подобным образом было банально легче, ведь что это за шифр, который можно прочесть, лишь поднеся к зеркалу? К тому же, по свидетельствам современников, Леонардо одинаково хорошо владел обеими руками и основная масса его записей, которые, судя по манере и характеру изложения он наделся опубликовать, была написана обычным способом. «Письмо Леонардо» используется только в личных записях — во всех, без исключения.

Исследователи литературного наследия да Винчи отмечают красоту и выразительность его языка, живость, емкость и яркость слога, поэтичность и, вместе с тем, простоту. Леонардо не мнил себя литератором, а потому писал, как и говорил, благодаря чему его труды лишены искусственной велеречивости, присущей его современникам — писателям-гуманистам.

Гения интересовали и захватывали совершенно разные явления: астрономия и механика, кулинарное дело и сервировка, политическое и социальное устройство общества, все виды искусства, философия, архитектура, точные и естественные науки. И всё это отражалось в его записях, которые дошли до наших дней, в большинстве своем, в хаотическом и неструктурированном состоянии. Практически все его литературное наследие да Винчи, более 7000 листов, после его смерти в 1519-м году перешло к одному из его ближайших учеников — Франческо Мельци. Но, со смертью Франческо судьба этих трудов оказывается неизвестна, вплоть до XVIII—XIX вв. И к графу Лестеру «Трактат о воде, земле и небесных телах» попал именно в тот период.

Codex Leicester представляет собой рассуждения да Винчи о природе отдельных космический явлений и жизни Земли, которую он рассматривал именно как живой организм. Кроме того, рукопись содержит иллюстрации Леонардо, расчеты и заметки. По официальной версии — ничего серьезного, просто размышления крайне продвинутого ума на интересующие его темы. Кроме того, Билл Гейтс не скрывает «Лестерский кодекс» в закромах своей частной коллекции, а охотно одалживает различным выставкам и музеям для публичной демонстрации. Вот только почитать вам его удастся вряд ли, а официальные сведения о содержании крайне скудны. Так что об истинной информации, содержащейся на страницах Codex Leicester и ее ценности для человечества — остается лишь гадать.

Случайные статьи

Вверх