Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания. Лабораторная работа "нормы питания" Практическая работа 4 определение норм рационального питания

Лабораторная работа

Тема: «Определение норм рационального питания»

Цель работы: Изучить суточный рацион питания, определить количество калорий получаемых в сутки..

Оборудование: Таблицы.

Ход работы:

    Пользуясь справочной таблицей, определите, сколько белков, жиров, и углеводов содержится в продуктах питания.

    Составьте меню суточного рациона питания.

    Сколько питательных веществ вы получили за день?

    Сколько ккал (кДж) вы получили с пищей? Соответствует ли это количество норме?

Вывод: Какие рекомендации по питанию вам можно предложить?

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 15-16 лет

2. Результат расчетов занесите в таблицу.

3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.

Состав суточного пищевого рациона

Общие выводы:

    Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

    При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

    Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин

Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x 120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж.

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Название продукта

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность на 100г. продукта, ккал.

в процентах

Гречневая крупа

12,5

2,5

67,4

351,5

Манная крупа

11,2

0,8

73,3

354,6

Рис

1,0

75,8

352,0

Макароны

11,0

0,9

74,2

358,4

Фасоль

23,2

2,1

53,8

355,7

Хлеб ржаной

6,9

0,9

42,9

222,6

Хлеб пшеничный

8,1

0,9

47,0

234,6

Картофель

2,0

20,0

90,2

Морковь

1,3

8,7

41,0

Свекла

1,5

10,4

48,6

Капуста свежая

1,8

5,3

29,1

Капуста квашеная

1,0

2,1

12,6

Лук зеленый

1,3

4,4

23,3

Арбузы

0,6

9,0

39,37

Дыни

0,7

11,3

49,8

Огурцы свежие

1,0

2,4

13,8

Огурцы соленые

0,5

1,2

6,92

Помидоры

1,0

3,8

19,5

Апельсины

0,9

9,1

41,05

Виноград

0,7

16,2

69,4

Лимоны

0,6

10,3

44,6

Мандарины

0,9

10,0

44,6

Яблоки

0,5

11,2

47,9

Сахар-рафинад

99,9

41,7

Шоколад

6,3

37,2

53,2

59,7

Какао

23,6

20,2

40,2

450,3

Масло подсолнечное

99,8

930,3

Масло сливочное

0,5

83,5

0,5

782,3

Кефир

3,5

3,5

4,3

64,4

Сметана

3,0

30,0

2,5

302,1

Творожная масса

12,5

16,0

15,0

262,05

Творог жирный

15,0

18,0

1,0

233,4

Мороженое сливочное

4,0

10,0

17,0

179,4

Сыр

22,5

25,0

3,5

339,8

Мясо говяжье

20,0

10,7

181,8

Мясо баранье

19,0

5,9

132,9

Мясо, свинина нежирная

23,5

10,0

189,7

Гусь

16,5

29,0

338,1

Курица

20,0

5,0

128,6

Колбаса любительская

13,7

27,9

316,2

Сосиски

12,4

19,4

0,4

233,4

Яйца

12,5

12,0

0,5

165,1

Сало

2,0

91,0

856,3

Лещ

16,8

7,6

1,0

139,8

Судак

19,0

0,8

1,3

85,4

Треска

17,6

0,4

1,2

75,8

Икра красная

31,6

13,8

7,7

258,4

Сельдь

19,7

24,5

12,4

308,8

Икра баклажанная

1,7

13,0

7,5

158,9

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

3-4

50-60

60-70

150-200

5-7

65-70

75-80

250-300

8-11

75-95

80-95

350-400

12-14

90-110

90-110

400-500

15-16

100-120

90-110

450-500

Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )

Возраст, лет

Всего из расчета на среднюю массу тела

3-4

1603 – 1804

5-7

1804 – 2305

8-11

2355 – 2906

12-14

2806 –3307

15-16

3207 - 3508

Окончание. См. No 7, 9, 10/2003

Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»

Лабораторная работа № 11. Механическое и химическое пищеварение

Большинство пищевых продуктов не может использоваться организмом без предварительной обработки. Она заключается в механической переработке пищи и химическом расщеплении на простые растворимые вещества, которые поступают в кровь, а затем в клетки. Такая обработка пищи называется пищеварением. Химическое расщепление осуществляется специальными ферментами.

Цель: установить, как осуществляется механическое и химическое пищеварение и каково значение ферментов.

Оборудование: белок половины вареного яйца, 6 пробирок, штатив для пробирок, 5%-ная соляная кислота, 1%-ный раствор пепсина в 5%-ной соляной кислоте, весы, скальпель, лоток, градуированный цилиндр на 10 мл, карандаш по стеклу, масло подсолнечное, 1%-ный раствор панкреатина, 5%-ный раствор желчи, лакмусовая универсальная бумага, пипетка.

Техника безопасности. Работать в халате или фартуке и с защитными очками. Осторожно обращаться со стеклянной посудой, химикатами, острыми инструментами.

ХОД РАБОТЫ

I. Расщепление жира

1. Поставить 3 пробирки в штатив и подписать номерами 1, 2 и 3.

2. Влить по 10 мл воды и по 2 капли масла в каждую пробирку. Осторожно встряхнуть пробирки, чтобы смешать содержимое.

3. Опустить лакмусовую бумагу в смеси и измерить рН. Данные внести в табл. 11.

4. Добавить 5 мл раствора панкреатина в пробирку № 2. Добавить 5 мл раствора панкреатина и 3 мл 5%-ного раствора желчи в пробирку № 3. Осторожно встряхнуть пробирки для смешивания содержимого.

5. Через 5 мин измерить рН в каждой пробирке. Данные внести в табл. 11.

6. Еще через 5 мин измерение повторить.

II. Механическое и химическое расщепление белков

1. Поставить 3 пробирки в штатив и подписать под номерами 1, 2 и 3.

2. Скальпелем разрезать белок на 3 равные части.

3. Взвесить каждый кусочек белка. Вес всех кусочков должен быть одинаков.

4. Поместить один кусочек белка в пробирку №1.

5. Разрезать второй кусочек белка на мелкие части и поместить в пробирку № 2.

6. Разрезать третий кусочек белка на мелкие части и поместить в пробирку № 3.

7. В 1- и 2-ю пробирки влить по 10 мл соляной кислоты, а в пробирку № 3 раствор пепсина в соляной кислоте (рис. 9).

Осторожно встряхнуть, так чтобы жидкость хорошо смешалась с кусочками белка.

8. Оставить пробирки на 24 ч. Через 24 ч проверить пробирки. Результаты наблюдений внесите в табл. 12.

Вопросы

1. В какой пробирке в большей степени расщепился жир? Почему?
2. Как вы определили, что жир расщепился?
3. В какой пробирке в меньшей степени расщепился белок? Как вы это объясните?
4. В какой пробирке в большей степени расщепился белок? Как вы это объясните?

Проблемные вопросы

1. Какую роль в процессе пищеварения играют зубы и язык?
2. Желчь образуется в печени, но запасается в желчном пузыре, где она становится концентрированной, прежде чем попадает в пищеварительный тракт. Как влияет на пищеварение удаление желчного пузыря хирургическим путем?

Лабораторная работа № 12. Определение норм питания

В подростковом возрасте вы растете быстрее, чем в другие периоды вашей жизни (исключая младенчество). Это не только рост в длину и прибавка в весе, но и увеличение удельного веса костей, развитие мускулатуры, эндокринной системы. В этот период очень важно правильно питаться. Питание должно быть сбалансированным. Многие подростки завтракают на ходу, выбирают жирную и сладкую пищу, пренебрегают пищей, содержащей белки и протеины.
Правильное питание в подростковом возрасте – залог того, что в последующие годы будет меньше проблем со здоровьем. Неправильное питание может быть причиной таких заболеваний, как диабет, гипертония, гастрит и многих других.

Цель: научиться планировать меню, учитывая состав пищи.

Оборудование: калькулятор.

ХОД РАБОТЫ

1. Используя табл. 13 и 14, составьте меню на один день. Впишите в табл. 15 те продукты, которые вы выбрали на завтрак, обед и ужин из табл. 14.

2. Подсчитайте сумму в каждой колонке таблицы и сравните с табл. 13.

3. Используя табл. 16, подсчитайте расход калорий в течение суток. Для этого заполните колонки А, Б, В, перемножьте эти данные и заполните колонку «Сумма калорий».

4. Сравните сумму калорий, потребляемых с пищей, и сумму расходуемых калорий.

Вопросы

1. Соответствует ли сумма калорий, потребляемых с пищей, расходуемой сумме калорий? Если нет, то меньше или больше потребляется калорий? Дефицит каких веществ вы обнаружили в вашем меню?
2. Не все рекомендуемые продукты включены в табл. 14. Назовите 4 продукта, содержащих минеральные вещества и витамины, которые нужно включить в вашу диету.
3. Сравните сумму потребляемых вами калорий за сутки с суммой израсходованных калорий. Какой вывод можно сделать?
4. Назовите 3 болезни, возникновение которых связано с неправильным питанием.

Проблемные вопросы

1. Как нужно питаться, чтобы похудеть?
2. Какие из этих способов лучше по-вашему и почему?
3. Многие компании рекламируют завтраки из злаковых с низким содержанием сахара. Почему?

Рисунки А.Проскурина

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания» Цель работы: 1. Изучить основы гигиенического нормирования питания для разных групп населения, в т.ч. для школьников лет. 2. Оценить питание школьников в соответствии с нормами 3. Разработать рекомендации по коррекции рациона питания с учетом физиологических потребностей. Ход работы: 1. Изучение норм рационального питания. 2. Определение суточной потребности человека в энергии и пищевых веществах с помощью таблиц. 3. Решение ситуационной задачи по анализу и оценке адекватности питания с точки зрения соответствия энергетической ценности. 4. Составление рекомендаций по рациону питания в плане сбалансирования его по основным пищевым веществам. Нормы рационального питания Физиологические нормы питания включают в себя количественную характеристику (калорийность рациона) и качественную характеристику (содержание в рационе белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов). Калорийность или энергетическая ценность выражается в килокалориях (ккал) или в килоджоулях (кдж). 1 ккал представляет такое количество тепла, которое необходимо для нагревания 1 л воды на 1 С. 1 ккал = 4,18 кдж. Потребность человека в энергии должна соответствовать его суточным энерготратам, так как избыток потребления энергии неизбежно приводит к отложению жира, т.е. к ожирению. Энергетический баланс у детей характеризуется оптимальными показателями роста и развития, а у взрослых стабильностью массы тела. Суточные энерготраты в обычных условиях состоят из нерегулируемых и регулируемых трат. Нерегулируемые траты складываются из энергии, затрачиваемой на основной обмен трат энергии на усвоение пищи. Величина основного обмена (ВОО) зависит от массы тела, возраста, пола, физиологического состояния и других внешних и внутренних факторов. Регулируемые траты это расход энергии при выполнении различных видов работ. Ориентировочные энерготраты при разных видах деятельности представлены в таблице 1. Таблица 1 Ориентировочный расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен) Вид деятельности Энерготраты, ккал/мин кг Вид деятельности Бег 180 м/мин 0,1780 Мытье посуды 0,0343 Бег 8 км/час 0,1357 Мытье пола 0,0548 Беседа сидя 0,0252 Подметание пола 0,0402 Беседа стоя 0,0267 Стирка белья 0,0530 Отдых стоя 0,0264 Глажение белья 0,0323 Отдых сидя 0,0229 Письмо 0,0240 Прием пищи сидя 0,0236 Одевание, раздевание 0,0281 Речь, доклад 0,0369 Гимнастика 0,0845 Работа на компьютере 0,0247 Ходьба на лыжах 0,0546 Энерготраты, ккал/мин кг Коэффициент физической активности (КФА) это соотношение энерготрат на выполнения определенного вида работ и величины основного обмена за единицу времени. КФА показывает, во сколько раз энерготраты организма на данный вид работы превышают величину основного обмена. Соотношение общих энерготрат на все виды деятельности и величины основного обмена отражает уровень физической активности человека в целом за сутки и используется для расчета суточных энерготрат человека.

2 Таблица 2 Энерготраты взрослого человека при различной физической активности по отношению к величине основного обмена (КФА) Виды деятельности КФА Сон 1,0 Лежащее положение, отдых сидя 1,2 Ходьба: по дому 2,5 прогулка медленная 2,8 в обычном темпе 3,2 с грузом 10 кг 3,5 Прием пищи 1,5 Езда в транспорте 1,7 Приготовление пищи, уход за детьми 2,2 Повседневная уборка по дому 2,7 Чтение, учеба дома 1,6 Для школьников и студентов: занятия на уроке перерывы между занятиями реферирование литературы запись лекций, выполнение лабораторной работы 1,9 2,5 2,0 2,6 Занятия спортом: легкая активность (бильярд, кегли, гольф) умеренная активность (танцы, плавание, теннис) тяжелые упражнения (футбол, атлетика, гребля) 2,1-4,4 4,2-6,6 6,6 и выше Определение суточных энерготрат подростков Расчет суточных энерготрат, необходимый для определения калорийности суточного рациона, можно произвести с разной степенью точности. Так, приблизительно оценить суточные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии. Для подростков значение суточной потребности в энергии указано в таблице 3. Таблица 3 Суточная потребность детей и подростков в энергии, белках, жирах и углеводах Возраст, Пол Энергия, Белки, г Жиры, Углеводы, лет ккал всего в т.ч. животные г г 0-6 мес мес года лет лет лет м ж лет м ж Более точно определить этот показатель можно, если исходить из среднестатистических величин основного обмена для человека определенного пола, возраста и массы тела. Для этого необходимо найти в таблице 4 соответствующую величину основного обмена, рассчитать величину основного обмена в час (ВОО = ОО: 24)

3 Таблица 4 Величины основного обмена (ккал) для взрослого человека в зависимости от пола, массы тела, возраста Масса тела, кг лет лет лет года Мужчины Женщины Затем надо составить хронометраж различных видов умственной и физической деятельности за сутки; умножить ВОО на КФА из таблицы 2 для данной группы населения. Работа оформляется в виде таблицы. Например, необходимо рассчитать энерготраты у водителя городского автобуса мужчины 40 лет с массой тела 70 кг: ВОО = 65 ккал/час (1550:24). Таблица 5 Пример расчёта энерготрат Вид деятельности Время, час КФА ВОО энерготрат, ккал/сутки Сон и отдых в постели 8 1,0 65,0*8= 520 Профессиональная активность 6 3,23 65,0*6*3,23= 1260 Самостоятельная активность: дорога на работу,0*2*3,0= 390 и домой, работа по хозяйству, активный отдых, пассивный отдых, чтение 8 1,5 65,0*8*1,5= 780 Всего Задание 1. Рассчитать собственные энерготраты. Оформить в виде таблицы. Собственные энерготраты Возраст Пол Суточная потребность (ВОО) по таблице 3 Таблица 6 Расчет энергетической ценности продуктов Для определения индивидуальных потребностей человека в основных веществах применяется формула оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. Например, в рационе школьников и студентов соотношение белки: жиры: углеводы должно быть 1: 1,1: 4,8 (по весу). Следовательно, при таком соотношении 12% калорийности суточного рациона обеспечивается белками, 30% жирами и 58% углеводами.

4 Потребность в пищевых веществах ориентировочно определяют по нормам физиологической потребности для лиц соответствующего пола, возраста и группы труда (см. таблицу 3). По составу продукта можно определить его энергетическую ценность. Для этого содержание веществ умножают на коэффициенты энергетической ценности (для белков и углеводов 4, для жиров 9). Пример в таблице 7. Таблица 7 Примерный расчет энергетической ценности продуктов Основные пищевые вещества Содержание (г) в 100 г продукта Коэффициент энергетической ценности, ккал/г Белки 5,5 4 22,0 Жиры 9,2 9 82,8 Углеводы 21,4 4 85,6 Общая энергетическая ценность продукта 190,4 Энергетическая ценность, ккал/100 г продукта Если известна общая калорийность рациона и его состав, то можно определить вклад основных пищевых веществ в общую калорийность. Например, калорийность рациона 2000 ккал и он содержит 75 г белков, 100 г жиров и 200 г углеводов. Таблица 8 Пример расчета вклада основных пищевых веществ (в %) в общую калорийность рациона. белков жиров углеводов Калорийность 75г 4 ккал/г = 300 ккал 100г 9ккал/г = 900 ккал 200г 4ккал/г = 800 ккал Вклад в общую калорийность 300/ % = 15% 900/ % = 45% 800/ % = 40% Оптимальное соотношение 12% 30% 58% Из расчёта видно, что в указанном рационе недостаточно углеводов, превышено количество белков, а содержание жиров превышено в 1,5 раза. Гигиеническая оценка фактического питания Задание 2. Составить примерный рацион питания (за сутки) и оценить его сбалансирования по основным пищевым веществам. 1. Использовать таблицу 9 для составления рациона суточного питания. Таблица 9 Содержание основных питательных веществ в порционном питании Наименование продукта Порция, г Содержание в 100 г продукта, г Белки Жиры Углеводы (усваиваемые) Картофель Макароны Капуста белокочанная Морковь свежая Говядина (вырезка) Котлеты Колбаса Докторская Сосиски Курица Горбуша Яйцо (куриное) Хлеб пшенич Яблоки Томаты Сыр голландский Майонез столовый

5 Учесть, что в таблице содержание веществ указано в 100 г продукта, а не в порции. При составлении рациона необходимо сделать пересчёт. Например, в 130 г картофеля: 2*130/100 = 2,6 г белка, 0,4*130/100 = 0,52 г жира, 15*130/100= 19,5 г углеводов. Данные внести в таблицу (число строк можно изменять в соответствии с рационом питания) Таблица 10 Содержание основных питательных веществ в рационе питании Содержание в рационе, г Рацион питания Порция, г (в пересчёте на порцию) Белки Жиры Углеводы Завтрак: Обед: Ужин: Итого: - 2. Рассчитать энергетическую ценность рациона питания (по образцу таблицы 7) Расчет энергетической ценности рациона питания Содержание (г) Коэффициент энергетической в рационе питания ценности, ккал/г Основные пищевые вещества Белки 4 Жиры 9 Углеводы 4 Общая энергетическая ценность рациона питания Таблица 11 Энергетическая ценность, ккал 3. Определить вклад основных пищевых веществ в общую калорийность (по образцу таблицы 8). Таблица 12 Расчёт вклада основных пищевых веществ (в %) в общую калорийность рациона. белков жиров углеводов Калорийность Вклад в общую калорийность Оптимальное соотношение 12% 30% 58% 4. Сделать выводы: а) о соответствии энергетической ценности рациона питания (таблица 11) суточной потребности в энергии (таблица 6). б) об оптимальности соотношения основных питательных веществ в указанном рационе питания (таблицы 8 и 12). 5. Составить рекомендации по изменению рациона питания (в т.ч. используя таблицу 3).


Математика правильного питания = Выполнили: Катышева А. Симахина Е. АКТУАЛЬНОСТЬ Закон «Об образовании в РФ» глава 4 статья 37 Проект приказа Минздрава России «Об утверждении рекомендаций по рациональным

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПИТАНИЮ ЖЕНСКОЙ БАС- КЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ: БИОХИМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Сорокина И.Е. Самарский государственный социально-педагогический университет Самара, Россия Биологические дисциплины

МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа 2» Здоровое питание школьников (для родителей) Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является целью современной реформы образования в России, одним

Оценка рациональности питания. Элективное занятие по физике 8 класс 05.11.2009 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.д.тарасова г.озерска Калининградской области

Методические материалы к лекционным занятиям по дисциплине Основы физиологии и гигиены питания Лекции по разделу 1. Введение. Физиология питания (28 часов) Перечень лекций по разделу 1: 1. Предмет и задачи

ЦИКЛИЧНОЕ МЕНЮ питания школьников 7 11 лет р.п. Старая Майна 2016 год Пояснительная записка. Для детей организовано полноценное питание с учетом физиологических потребностей растущего детского организма.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 РАСЧЕТЫ СУТОЧНОГО РАЦИОНА С ПОМОЩЬЮ MICROSOFT EXCEL 2007 (ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 260800) Задание. Произвести расчет суточной потребности в основных пищевых веществах (белках, жирах,

РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 Рациональные нормы потребления пищевых продуктов подготовлены на основе рекомендаций к сбалансированному

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ Питание один из главных факторов, влияющих на здоровье населения. Для обеспечения роста, нормального развития и жизнедеятельности, способствующих укреплению здоровья и профилактике

Здоровое питание для школьника К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной

В.И. Дорошевич ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ Кафедра военной эпидемиологии и военной гигиены ВМедФ в БГМУ Общеизвестно то обстоятельство,

Основные принципы здорового питания школьников. Питание школьника должно быть сбалансированным Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МОЖЕШЬ ТОЛЬКО ТЫ! ДАТЬ ШАНС ЗДОРОВЬЮ www.takzdorovo.ru Законы здорового питания Информация предоставлена НИИ питания РАМН. Под редакцией проф., доктора мед. наук А.К. Батурина.

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МОЖЕШЬ ТОЛЬКО ТЫ! ДАТЬ ШАНС ЗДОРОВЬЮ www.takzdorovo.ru В фундаменте нашего здорового питания лежат три важных закона, несоблюдение которых неминуемо наказывается: приводит к потере

Принципы здорового питания школьников ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» Рабочая программа Обще профессиональной дисциплины

Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии. Терморегуляция. Метаболизм Совокупность всех химических реакций, протекающих в организме. Фазы метаболизма Ассимиляция процесс усвоения

КРИТЕРИЙ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В современных условиях к здоровью школьников предъявляются повышенные требования, и обеспечить высокий его уровень является важной и ответственной задачей.

Рациональное питание школьника Одной из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное (здоровое) питание является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. СТАТЬИ О ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ. Автор статьи: Мария Евсеева Источник: http://www.za-partoi.ru/zdorovoe-pitanie.html Дата: 06.02.2014 К составлению полноценного рациона школьника

Здоровое питание Здоровое питание это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Всякий есть, что

Рациональное питание «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой и здоровой пищей, то они и не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом».

ГКУЗ "ВОЦМП", Волгоград Урок Особенности питания в пожилом возрасте Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, пожилой возраст начинается после 60 лет, а старческий после 75. Старение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ 3 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания Москва 011 СПО Программа учебной дисциплины разработана

ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики» врач по медицинской профилактике Т.В. Чепасова Это специальная организационная форма профилактического консультирования группы пациентов (цикл

1.Цели и и дисциплины. Подготовка специалистов по дисциплине «Физиология питания» позволит на высоком профессиональном уровне участвовать в организации и совершенствовании технологических процессов продовольственных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСУКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум транспорта г. Орска имени Героя России С. А. Солнечникова» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 4 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Правила здорового питания школьников Здоровое питание школьника - залог успеха в учебном году Правильное питание - это основа здоровья человека. Как правило, пищевая ценность различных блюд во многом зависит

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ 4 Определение энергетической ценности готовых к употреблению блюд с учетом коэффициентов усвояемости и потерь при тепловой кулинарной обработке. Цели работы: - образовательные: приобрести

Здоровое питание школьников Полноценное сбалансированное питаниеважнейшее условие нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который

Для правильной организации питания детей в дошкольных учреждениях ведётся следующая документация: - утвержденный набор продуктов для дошкольных учреждений; - перспективные меню-раскладки и примерное 10-дневное

Рацион детский сад. 12 час. Неделя 1. понедельник Сезон лето -осень вещества (мг) Минеральные Масса Пищевые вещества (г) Прием пищи, наименование блюда рец. порции Б Бжив Ж У ценность C B1 В2 Ca Fe 1 2

Питание детей дошкольного и школьного возраста. Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются продолжающимися высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной

Правила здорового питания школьника Подростковый возраст-это период, когда возрастают физиологические потребности в пищевых веществах. Молодые люди, у которых с раннего возраста выработались здоровые пищевые

Об установлении норм питания участникам спортмероприятий Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту от 11 сентября 2002 года N 06-2-2/208. Зарегистрирован в Министерстве юстиции

«Есть, для того чтобы жить, а не жить, для того, что бы есть». Все о диете. Мнение эксперта «Мы все хотим и мечтаем о каком-то чуде, мы хотим быть стройными, красивыми, здоровыми. Как достигнуть этого?

Подготовил 6Б класс Здоровое питание залог успеха в учебном году Правильное питание - это основа здоровья человека. Пища единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал

Составьте персональную программу HERBALIFE24 Линия HERBALIFE24 сбалансированное питание для спортсменов 24 часа в сутки. 5 продуктов, разработанных с учетом особых потребностей до, во время и после тренировок,

Режим питания Соблюдение режима питания одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но также когда и как часто. Секреты правильного питания. Мы живём не для

Социологические науки СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Курихин Илья Вячеславович студент Сбродова Анастасия Александровна студентка Чирков Сергей Игоревич студент Ляпунова Татьяна Владимировна канд. мед. наук, старший

Конспект урока на тему: «Нормы питания» Предварительное домашнее задание. Учащимся в течение недели до урока предлагается записать в тетради количество продуктов, которые они употребляют ежедневно в пищу.

1 день Наименование блюд, Выход Белки Жиры Углеводы Калории продуктов нетто Каша манная молочная с маслом 154/205 6,24 6,10 19,70 158,64 Крупа манная 33,3/44,4 33,3/44,4 Молоко 70/80 70/80 Сахар 3/5 3/5

2 1. Цель и задачи дисциплины 1.1. Целью изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины - является приобретение студентами теоретических знаний и практических умений, необходимых для осуществления профессиональной

Организация питания Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их: 1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая

Здравствуйте! Организация обучения студентов Тюменского государственного медицинского университета вопросам гигиены питания Докладчик: профессор каф. гигиены, экологии и эпидемиологии Гульнур Ахмеровна

Рациональное питание Под рациональным питанием понимают питание, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего

«5» за питание Дерево держится своими корнями, а человек пищей. Азербайджанская пословица Чем мы будем заниматься? Цель урока: : формировать понятие «здоровое питание» Задачи: 1) познакомиться с правилами

Согласовано: Утверждаю: Директор МАУ "ДОЛ "Дуденево" С.С. Ускова " " 2017 год Примерное 14-ти дневное меню Приложение 9 к СанПиН 2.4.4.3155-13 Приём пищи Наименование блюда Выход блюда День 1 Пищевые вещества

Разработала к.б.н. доцент Борисова Ольга Олеговна План лекции 1. Гигиена. Гигиена физической культуры и спорта. Предмет, цели, история развития 2. Гигиеническая характеристика питания 2.1 Что мы едим (белки,

Умение определять энерготраты и составлять пищевой рацион Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1430 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Управление здравоохранения администрации г. Оренбурга «Центр медицинской профилактики» ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ памятка для родителей детей школьного возраста г. Оренбург Пирамида питания Жиры

Основы здорового питания Основы здорового питания В чем суть здорового питания? Здоровое питание это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка детский сад «Калинка» Утверждено приказом 32 от «07» марта 2014г. Примерное двухнедельное меню г.абакан,

Аннотация 1. Цель и задачи дисциплины (модуля) Цели дисциплины - сформировать научные представления о питании как средстве поддержания физической работоспособности спортсменов. Подготовить учащихся к самостоятельной

Соблюдение здорового образа жизни во время беременности - одно из главных условий ее успешного завершения для будущей матери, ребенка и детей вообще. Если женщина вела здоровый образ жизни и до беременности,

А.А. Королев ГИГИЕНА ПИТАНИЯ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ 2016 Глава 5 ПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ 5.1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Интегральным показателем при анализе качества

ПРОГРАММА «Здоровое питание здоровое поколение» МБОУ «СОШ 13» Проблема здоровья проблема питания? Здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому,

Муниципальное образовательное учреждение Уржумская средняя общеобразовательная школа Программа «Здоровое питание школьников» 1. Цель программы Обеспечить улучшение состояния здоровья детей путем формирования

Питание населения России А.К.Батурин ФГБУ «НИИ питания» Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин «Основы государственной политики в области здорового питания на период до 2020 года» Целевые

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВА, 2009 1 Особенности построения здорового рациона питания детей школьного возраста: 1. Разнообразие продуктов особенно важно для детей - именно в детском возрасте осуществляется формирование

Продукты разные нужны, блюда разные важны Образовательная программа «Правильное питание» 6 класс Грибенюк Г.В. Правильное питание Когда речь идет о правильном питании, часто говорят, что в одних продуктах

Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л.Н. ТОЛСТОЙ Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей.

Современные подходы к организации гигиенического воспитания специалистов летних оздоровительных организаций Сидукова О.Л. старший преподаватель кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО Актуальность

У ВАС ПРОБЛЕМЫ С ВЕСОМ? Ни для кого не секрет, что в последнее десятилетие заболеваемость ожирением приняла характер эпидемии. Еще совсем недавно граждане России рассказывали друг другу анекдоты о чудовищно

1. Определить суточную потребность человека в энергии и пищевых веществах с помощью таблиц.

2. Решить ситуационную задачу по анализу и оценке адекватности питания с точки зрения соответствия энергетической ценности и качественного состава рациона нормам физиологических потребностей организма в пище, для чего рассчитать энергетическую ценность рациона питания, определить качественный состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества – кальций, фосфор, витамины – А, В 1 , С), определить соотношение между белками, жирами и углеводами, процент содержания белков и жиров животного и растительного происхождения, определить соотношение кальция и фосфора, оценить рациональность режима питания по кратности приема пищи и распределению энергетической ценности рациона по отдельным приемам пищи.

Методика работы Метод определения суточных энерготрат

Расчет суточных энерготрат, необходимый для определения калорийности суточного рациона, можно произвести с разной степенью точности. Так, приблизительно оценить суточные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии (см. табл. 3-6). Более точно определить этот показатель можно, если исходить из среднестатистических величин основного обмена для человека определенного пола, возраста и массы тела. Для этого необходимо найти в таблице 14 соответствующую величину основного обмена, рассчитать величину основного обмена в час (ВОО=ОО: 24); составить хронометраж различных видов умственной и физической деятельности за сутки; умножить ВОО на КФА из таблицы 15 для данной группы населения. Работа оформляется в виде таблицы.

Например, необходимо рассчитать энерготраты у водителя городского автобуса – мужчины 40 лет с массой тела 70 кг: ВОО = 65 ккал/час (1550:24).

Вид деятельности

Время, час

ВОО энерготрат, ккал/сутки

Сон и отдых в постели

Профессиональная активность

Самостоятельная активность: дорога на работу и домой, работа по хозяйству, активный отдых,

пассивный отдых, чтение

Всего

Таблица 14

Величины основного обмена (ккал) для взрослого

человека в зависимости от пола, массы тела, возраста

Масса тела, кг

года

Мужчины

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

Дата проведения 05. 03. 2013 г.

Цель урока: на основе повторений знаний о функциях и строении пищеварительной системы сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания.

Задачи: 1) через фронтальный опрос систематизировать знания о строении и функциях пищеварительной системы;

2) во время дискуссии создать памятку по рациональной организации труда;

3) воспитывать культуру питания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица «Пищеварительная система», плакат с кроссвордом.

I. Актуализация знаний.

Отвечая на вопросы, заполняем клетки кроссворда.

По горизонтали: 1. Орган, в котором перекрещиваются пищеварительные и дыхательные пути. 3. Орган, расположенный позади трахеи. 8. Белок – катализатор. 9. Фермент желудка, расщепляющий белки. 10. Жидкость, выделяемая печенью. 11. Отросток слепой кишки. 12. Продукт расщепления крахмала. 13. Иммунная реакция на некоторые пищевые и другие продукты.

По вертикали: 2. Продукт расщепления белков. 3. Движение желудка и кишечника, перемешивающие и продвигающие пищу.4. Микроскопический вырост внутренней стенки тонкой кишки. 5. Мышечный ком, регулирующий поступление пищевой кашицы. 6 Орган, фиксирующий положение кишечника. 10. Самая широкая часть пищеварительного тракта.

Ответы: По горизонтали: 1- глотка, 3- пищевод, 8- фермент, 9- пепсин, 10- желчь, 11- аппендикс, 12- глюкоза, 13 – аллергия.

По вертикали: 2- аминокислота, 3- перистальтика, 4- ворсинка, 5- сфинктер, 6- брыжейка, 7- печень, 10- желудок.

II. Изучение нового материала.

1. Запись темы в тетрадь

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др.

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест». Характер питания оказывает влияние нарост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.

Но каковы же секреты правильного питания нам поможет разгадать специалист. Какая отрасль медицины занимается данным вопросом? (диетология)

Что такое диета? Этим словом обозначают состав пищи и режим питания. (Сообщение учащегося о диетологии и диете)

Давайте сформулируем и запишем в тетрадь правила питания. Пожалуйста предлагайте ваши суждения.

Подвожу итог вашим предложения:

1. Питаться надо регулярно 4 – 5 раз в день;

2. Умеренное потребление пищи;

3. Принимать пищу в спокойной обстановке, не спешить;

4. Рацион должен быть разнообразным и полноценным.

2. В последние годы много систем питания и каждая из них

И каждая из них претендует на звание рациональной и здоровой. Сыроедение, вегетарианство, раздельное питание и др. Послушаем мнения различных теорий рационального питания (Сообщения учащихся о вегетарианстве, сыроедение, раздельном питании).

3. В последнее время на Российском рынке появилось очень много продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания: гамбургеры, каши-минутки, чипсы и т.д. Что же представляют собой эти продукты?

Какая область в медицине занимается составом продуктов питания? ( Нутрициология - это одно из направлений науки о питании человека и животных (от позднелат. nutrio - питание, пища и logos - слово).

Нутрициология является интегративной наукой изучающей питательные вещества и другие компоненты, содержащиеся в продовольственном сырье и продуктах питания, их действие и взаимодействие, роль в возникновении заболеваний или поддержании здоровья, процессы потребления продуктов питания.

Эта наука исследует мотивы выбора пищи человеком и влияние этого выбора на его здоровье. По отношению к человеку основная задача нутрициологии - обеспечение рационального питания, способного влиять на регуляцию обменных процессов и нормализовать функции отдельных органов и систем.

(Сообщения учащихся о продуктах питания, вредящих здоровью организма: газ. вода, чипсы, сухие супы и т.д.)

III. Рефлексия.

- Что вы узнали нового? Какая информация запомнилась?

Посмотрим какие вы сделали выводы о ценности продуктов питания. На подносе будут лежать разнообразные продукты. Выберите себе один и прокомментируйте, почему выбрали.

IV. Домашнее задание.

Составьте собственный рацион питания на день. Подберите подборку пословиц или поговорок о питании.


Случайные статьи

Вверх