Конспект занятия. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья". план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Лексическая тема "Деревья. Кустарники" информация для родителей Лексическая тема осень деревья в старшей группе



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь

    названия деревьев, кустарников;

    основные приметы деревьев, кустарников, их отличия;

    что происходит с деревьями, кустарниками в сезонные изменения.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, берёза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, серёжки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО_- ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ:

Ветка - веточка Ель-ёлочка
Куст – кустик
Дерево - деревце и т.д.

СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ:

1 зелёное дерево, 2 зелёных дерева, 3 зелёных дерева, 4 зелёных дерева, 5 зелёные деревьев.
1 маленькая веточка, 2 маленьких веточки, 3 маленьких веточки, 4 маленьких веточки,5 маленьких веточек.
и т.д.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

    рассмотреть деревья и кустарники нашего города.

    рассказать ребёнку о строении дерева и кустарника, чем дерево отличается от кустарника.

    Помочь ребёнку составить рассказ о дереве или кустарнике с помощью вопросов и схемы:

Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «Осень. Деревья»

Цель : познакомить детей с деревьями нашего региона , дать представление о жизни деревьев осенью ; обратить внимание детей на окрас листьев осенью ; формировать грамматически правильную речь; познакомить с обобщающим понятием деревья , закреплять умение изображать дерево , учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы (в пределах 5) воспитывать бережное отношение к растениям.

Физкультминутка

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся , (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги ложатся (приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём (загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём . (шагают по столу средним и указательным пальчиками) .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна .

Н. Нищеева

ОСЕНЬ

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далеки

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется .

М. Ходякова

Пальчиковая гимнастика

«Осень »

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал : Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки

Cтихотворения

«Деревья »

Ели на опушке

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару…

Дайте осинке

Пальто и ботинки -

Надо погреться

Бедной осинке.

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросит

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску.

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода

Яблонька.

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая, белая,

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной.

Красненькую ягодку

Мне дала рябина

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Подшутить хотела.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

И. Токмакова

Рассказ об Осени :

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках .

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета» . Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые , багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной» . Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев , серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.

Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы : надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Закончи предложение об Осени

На смену лету пришла. (золотая осень ) .

Солнышко все реже и реже выглядывает. (из-за туч) .

Деревья надели . (разноцветный наряд) .

. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам) .

Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Пословицы Осени

Лето со снопами – осень с пирогами .

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью – гноит .

В ноябре зима с осенью борется .

В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Загадки Осени

Висят на ветке

Золотые монетки. (Осенние листья )

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (листопад)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень )

Несет она нам урожай,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает ,

Но не касается елей и сосен ,

Потому что это. (Осень )

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород. (Дождик)

Подбери действие

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - убирают .

Птицы осенью - улетают .

Деревья осенью - роняют листья .

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью ) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме , меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .

Стихи об Осени

Осень .

Осыпается весь наш : бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне доли

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Осень . (А. С. Пушкин)

Унылая пора!

Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Осень

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Стихотворения Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат,

В тучах редко просинь –

Наступила осень .

Льдинка хрустнет звонко,

Крикнет птица тонко,

Будто есть попросит –

Наступила осень .

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит :

Осень , осень , осень .

Тема : «Осень разная »

Предметы : осень , сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлет, урожай, сад, деревья , кусты, заморозки, листья,

лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.

Действия : падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

Признаки : ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, рудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

Д. И. «Какой, какая, какие?» (подбор признаков)

Осень (какая) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…

Дождь (какой) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…

Деревья (какие,

Погода (какая,

Небо (какое…

Д. И. «Скажи, что делает?» (подбери действия)

Осень – приходит , наступает, наводит грусть…

Дождь – льт, моросит, идт, накрывает…

Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

Д. И. «Подбери» (подбери предметы к признакам)

Осенний – день , вечер, дождь, ветер, лес…

Осенняя – погода , ночь, непогода, одежда, сырость…

Осеннее – небо , пальто, дерево , ненастье…

Осенние – каникулы , листья, перчатки, заморозки…

Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану .

осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Прочтите ребёнку стихи об осени .

А. С. Пушкин, «Унылая пора! Очей очарованье…» . «уж небо осенью дышало… » .

Ф. И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной… » .

А. Н. Плещеев, «Осень наступила , высохли цветы…» .

А. А. Фет, «Осыпал лес свои вершины…» .

А. К. Толстой, «Осень ! Обсыпается весь наш бедный сад…» .

Беседы по теме

После какого времени года наступает осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Что делают люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Какие праздники отмечают осенью ?

6. Игра «Исправь ошибки»

Осенние месяцы- февраль , июнь и март.

Правильно?

Осенние месяцы- сентябрь , октябрь, ноябрь.

Правильно?

Осенью погода ясная , солнечная и теплая.

Правильно?

Когда бывает такая погода : ранней осенью или поздней осенью ?

Скажите, какое из двух предложений правильное : Осенью дети надевают панамки, шорты и

сандалии. Осенью дети надевают плащи , куртки и сапоги.

Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках , шортах, футболках и

сандалиях?

Артикуляционная гимнастика.

Осенние листочки перенесли в осенний лес , где живут друзья Веселого Язычка.

Нам радостно и весело в осеннем лесу . Улыбнемся друг- другу и лесным обитателям.

Показать какие толстые щеки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть щеки.

Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубы.

А вот мишка –косолапый зевает, ему осенью хочется спать . Раскрывать и закрывать рот.

У мишкиной берлоги очень много ягод малины. Полакомимся малинкой. Очень вкусная

Малина, оближем губки.

Д. И. «С какого дерева листочек

(Лист дуба - дубовый. Лист клена- кленовый. Лист березы- березовый. Лист липы - липовый. Лист тополя - тополиный. Лист осины- осиновый. Лист рябины - рябиновый.)

Беседы по рассказам

«Осень » Н. Калинина

На дворе дождь, ветер, холодно.

Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево . Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал : «Смотрите, какой листочек красивый!»

Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унс.

Вопросы : Какая погода была на дворе? Что увидел Саша из окна? Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

«Полянка в лесу» М. Пришвин

Берзки последнее сво золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и, осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоят тесно несколько лок, под ними сел я отдохнуть. У этих лок, оказывается, вся жизнь вверху. Там в богатстве шишек, хозяйничают белки,

птицы клесты и ещ много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только

видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них

вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда – то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.

Вопросы : С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу? Кто обитает на верхушках елок?

Чем питаются белки и клесты? Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор? О каком времени года говорит Пришвин? Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе ?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


чернова надежда
Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья»

Фронтальное занятие для детей средней группы .

Лексическая тема : «Осень . Деревья

Тема занятия : составление рассказа об осени .

Цели :

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий;

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень » ;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать мелкую моторику;

Продолжать развивать у детей память , внимание, наглядно – образное мышление;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование : таблица по теме «Осень » , предметные картинки с изображением деревьев , листья с разных деревьев .

Подготовка к занятию : рассматривание иллюстраций по теме «Осень » , беседы с детьми, рисование по теме «Осень » .

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Здравствуйте, ребята!

Расскажите мне, пожалуйста, что вы сегодня увидели по дороге в детский сад?

- (Ответы детей )

Я хочу сегодня с вами отправиться в сказочный лес. Но перед тем, как нам туда отправиться, отгадайте загадку. (Загадка написана на кленовом листочке)

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

Деревья наряжаю , затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все (осень ) .

Правильно! И сегодня мы отправимся в не простой лес, а какой? (осенний )

Лес наш не простой, волшебный. И в нём есть разные задания.

Посмотрите, стоит дерево . Это (дуб) . Правильно! Вот с дуба упал листик. Он какой? (дубовый) . И вот на дубовом листике первое задание.

2. Игровое упражнение : «Ласковые слова» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Например, я говорю слово «солнце» , а вы мне говорите, как оно будет звучать ласково – «солнышко» .

Ветка – веточка, лист – листик, дождь – дождичек, трава – травка, туча – тучка, дерево – деревце .

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Можно идти дальше.

Вот ещё одно дерево . Это (берёза) . А вот и листик с него упал. Он какой? (берёзовый) . А на нём ещё одно задание.

3. Развитие координации речи с движением.

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

А как называется это дерево ? Это рябина! Правильно! Вот и с рябины упал листик. Он какой? (рябиновый) . И на нём тоже задание.

4. Игровое упражнение : «Подбери действие» - образование глаголов настоящего времени.

Листья осенью (что делают) – желтеют, опадают.

Дождь осенью (что делает) – идёт, моросит.

Птицы осенью (что делают) – улетают.

Деревья осенью (что делают) – роняют листья.

5. Составление предложений об осени по картине .

Осенью солнце греет слабо .

Часто идут дожди.

Листья желтеют и опадают.

Дует сильный, холодный ветер.

Появляется много луж.

Люди надевают тёплую одежду.

Молодцы ребята! Со всеми заданиями справились. Осенний лес вас благодарит , но не хочет просто так отпускать. Он вам даёт домашнее задание. Вам нужно будет угадать, какие листики находятся на зашифрованной картинке.

6. Подведение итогов занятия .

Публикации по теме:

Календарное планирование в средней группе «Осень. Деревья и кустарники» Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие___ Понедельник.

Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес» Программные задачи: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью; активизация словаря по темам «Осень», «Деревья»;.

Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5–7 лет (лексическая тема недели «Зима») Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5-7 лет (лексическая тема недели «Зима»). Педагог Гарина Татьяна Владимировна.

Коррекционно-развивающее занятие. Лексическая тема «Весна» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание.

Лексическая тема «Насекомые» Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница. Программное содержание. Способствовать.

Лексическая тема «Посуда» Лексическое занятие «Посуда» Цель: Развитие лексико-грамматической категории на материале лексической темы «Посуда» Задачи: 1. Обогащать.


Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза,

почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки,

крона, верхушка, кора, корни, шишки .

Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие,

сочные, полезные, лекарственные.

Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся,

опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит,

Поливать, удобрять, защищать.

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"

Жёлуди растут на … дубе;
Грозди рябины растут на – рябине;
Яблоки растут на – яблоне;
Серёжки растут на – березе, ольхе;
Круглая шишка на – сосне;
Длинная шишка на – ели;

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"

Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА

«УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"


Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза);
Грустная, печальная, плакучая…(ива);
Стройная, зеленая, колючая…(ель);
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб);

Подбери признаки (не менее трех признаков):

  1. Береза (какая?) …
  2. Ель (какая?) …
  3. Осина (какая?) …
  4. Дуб (Какой?) …
  5. Ель (Какая?) …
  6. Рябина (Какая?) …
  7. Яблоня (Какая?) …

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

  1. Весной веселит,
    Летом холодит,
    Осенью питает,
    Зимой согревает.
    (Дерево)
  1. С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают:
    Шкуру тонкую сдирают.
    (Липа)
  1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке.
    (Сосна)
  1. Вроде сосен, вроде елок,
    А зимою без иголок.
    (Лиственница)

5. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

6. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

7. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

8. Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем . (Ель)

9. Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Какая ветка?

  1. У березы ветка – березовая;
  2. У осины – …
  3. У дуба - ...
  4. У ели - …
  5. У сосны - …
  6. У клена - …
Случайные статьи

Вверх