О поступлении в школу Щетинина
Если ваш ребенок, уже задает вопросы вам, его родителям, о том, есть ли какие-нибудь другие школы, где дети совершенно...
названия деревьев, кустарников;
основные приметы деревьев, кустарников, их отличия;
что происходит с деревьями, кустарниками в сезонные изменения.
Расширение словарного запаса детей:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
шиповник, смородина, малина, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, берёза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, серёжки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
белоствольная, стройная, высокая, низкое, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные. ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО_- ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ:
Ветка - веточка
Ель-ёлочкаСОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ:
1 зелёное дерево, 2 зелёных дерева, 3 зелёных дерева, 4 зелёных дерева, 5 зелёные деревьев.ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
рассмотреть деревья и кустарники нашего города.
рассказать ребёнку о строении дерева и кустарника, чем дерево отличается от кустарника.
Помочь ребёнку составить рассказ о дереве или кустарнике с помощью вопросов и схемы:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «Осень. Деревья»
Цель : познакомить детей с деревьями нашего региона , дать представление о жизни деревьев осенью ; обратить внимание детей на окрас листьев осенью ; формировать грамматически правильную речь; познакомить с обобщающим понятием деревья , закреплять умение изображать дерево , учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы (в пределах 5) воспитывать бережное отношение к растениям.
Физкультминутка
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся , (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги ложатся (приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья »
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберём (загибают пальчики, начиная с большого)
маме осенний букет принесём . (шагают по столу средним и указательным пальчиками) .
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна .
Н. Нищеева
ОСЕНЬ
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далеки
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется .
М. Ходякова
Пальчиковая гимнастика
«Осень »
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал : Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки
Cтихотворения
«Деревья »
Ели на опушке
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
Бедной осинке.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросит
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску.
В речку, как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести.
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода
Яблонька.
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая, белая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
И. Токмакова
Рассказ об Осени :
Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках .
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета» . Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые , багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной» . Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев , серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы : надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.
Закончи предложение об Осени
На смену лету пришла. (золотая осень ) .
Солнышко все реже и реже выглядывает. (из-за туч) .
Деревья надели . (разноцветный наряд) .
. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам) .
Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края) .
Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму) .
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Пословицы Осени
Лето со снопами – осень с пирогами .
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит .
В ноябре зима с осенью борется .
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.
Загадки Осени
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья )
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (листопад)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень )
Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает ,
Но не касается елей и сосен ,
Потому что это. (Осень )
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (Дождик)
Подбери действие
Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью - моросит , идет и т. д.
Урожай осенью - убирают .
Птицы осенью - улетают .
Деревья осенью - роняют листья .
Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью ) .
Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.
Звери осенью - готовятся к зиме , меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .
Стихи об Осени
Осень .
Осыпается весь наш : бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне доли
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Осень . (А. С. Пушкин)
Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Осень
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
Стихотворения Е. Трутневой «Осень » .
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь –
Наступила осень .
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень .
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит :
Осень , осень , осень .
Тема : «Осень разная »
Предметы : осень , сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлет, урожай, сад, деревья , кусты, заморозки, листья,
лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.
Действия : падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.
Признаки : ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, рудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.
Д. И. «Какой, какая, какие?» (подбор признаков)
Осень (какая) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…
Дождь (какой) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Деревья (какие,
Погода (какая,
Небо (какое…
Д. И. «Скажи, что делает?» (подбери действия)
Осень – приходит , наступает, наводит грусть…
Дождь – льт, моросит, идт, накрывает…
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…
Д. И. «Подбери» (подбери предметы к признакам)
Осенний – день , вечер, дождь, ветер, лес…
Осенняя – погода , ночь, непогода, одежда, сырость…
Осеннее – небо , пальто, дерево , ненастье…
Осенние – каникулы , листья, перчатки, заморозки…
Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану .
осень ?
Назовите осенние месяцы .
Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?
Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?
Прочтите ребёнку стихи об осени .
А. С. Пушкин, «Унылая пора! Очей очарованье…» . «уж небо осенью дышало… » .
Ф. И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной… » .
А. Н. Плещеев, «Осень наступила , высохли цветы…» .
А. А. Фет, «Осыпал лес свои вершины…» .
А. К. Толстой, «Осень ! Обсыпается весь наш бедный сад…» .
Беседы по теме
После какого времени года наступает осень ?
Назовите осенние месяцы .
Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?
Что делают люди в полях, садах и огородах?
Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?
Какие праздники отмечают осенью ?
6. Игра «Исправь ошибки»
Осенние месяцы- февраль , июнь и март.
Правильно?
Осенние месяцы- сентябрь , октябрь, ноябрь.
Правильно?
Осенью погода ясная , солнечная и теплая.
Правильно?
Когда бывает такая погода : ранней осенью или поздней осенью ?
Скажите, какое из двух предложений правильное : Осенью дети надевают панамки, шорты и
сандалии. Осенью дети надевают плащи , куртки и сапоги.
Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках , шортах, футболках и
сандалиях?
Артикуляционная гимнастика.
Осенние листочки перенесли в осенний лес , где живут друзья Веселого Язычка.
Нам радостно и весело в осеннем лесу . Улыбнемся друг- другу и лесным обитателям.
Показать какие толстые щеки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть щеки.
Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубы.
А вот мишка –косолапый зевает, ему осенью хочется спать . Раскрывать и закрывать рот.
У мишкиной берлоги очень много ягод малины. Полакомимся малинкой. Очень вкусная
Малина, оближем губки.
Д. И. «С какого дерева листочек ?»
(Лист дуба - дубовый. Лист клена- кленовый. Лист березы- березовый. Лист липы - липовый. Лист тополя - тополиный. Лист осины- осиновый. Лист рябины - рябиновый.)
Беседы по рассказам
«Осень » Н. Калинина
На дворе дождь, ветер, холодно.
Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево . Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал : «Смотрите, какой листочек красивый!»
Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унс.
Вопросы : Какая погода была на дворе? Что увидел Саша из окна? Почему ребята не смогли увидеть последний листок?
«Полянка в лесу» М. Пришвин
Берзки последнее сво золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и, осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоят тесно несколько лок, под ними сел я отдохнуть. У этих лок, оказывается, вся жизнь вверху. Там в богатстве шишек, хозяйничают белки,
птицы клесты и ещ много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только
видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них
вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда – то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.
Вопросы : С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу? Кто обитает на верхушках елок?
Чем питаются белки и клесты? Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор? О каком времени года говорит Пришвин? Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе ?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.
ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.
РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.
У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.
Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?
ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?
ПЕРЕСКАЗ
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
чернова надежда
Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья»
Фронтальное занятие для детей средней группы .
Лексическая тема : «Осень . Деревья .»
Тема занятия : составление рассказа об осени .
Цели :
Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий;
Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень » ;
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
Развивать координацию речи с движением;
Развивать мелкую моторику;
Продолжать развивать у детей память , внимание, наглядно – образное мышление;
Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Оборудование : таблица по теме «Осень » , предметные картинки с изображением деревьев , листья с разных деревьев .
Подготовка к занятию : рассматривание иллюстраций по теме «Осень » , беседы с детьми, рисование по теме «Осень » .
1. Организационный момент :
Здравствуйте, ребята!
Расскажите мне, пожалуйста, что вы сегодня увидели по дороге в детский сад?
- (Ответы детей )
Я хочу сегодня с вами отправиться в сказочный лес. Но перед тем, как нам туда отправиться, отгадайте загадку. (Загадка написана на кленовом листочке)
Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,
Деревья наряжаю , затем их раздеваю,
Бываю золотая, поздняя,
А зовут меня все (осень ) .
Правильно! И сегодня мы отправимся в не простой лес, а какой? (осенний )
Лес наш не простой, волшебный. И в нём есть разные задания.
Посмотрите, стоит дерево . Это (дуб) . Правильно! Вот с дуба упал листик. Он какой? (дубовый) . И вот на дубовом листике первое задание.
2. Игровое упражнение : «Ласковые слова» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Например, я говорю слово «солнце» , а вы мне говорите, как оно будет звучать ласково – «солнышко» .
Ветка – веточка, лист – листик, дождь – дождичек, трава – травка, туча – тучка, дерево – деревце .
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Можно идти дальше.
Вот ещё одно дерево . Это (берёза) . А вот и листик с него упал. Он какой? (берёзовый) . А на нём ещё одно задание.
3. Развитие координации речи с движением.
Капля раз, капля два
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
А как называется это дерево ? Это рябина! Правильно! Вот и с рябины упал листик. Он какой? (рябиновый) . И на нём тоже задание.
4. Игровое упражнение : «Подбери действие» - образование глаголов настоящего времени.
Листья осенью (что делают) – желтеют, опадают.
Дождь осенью (что делает) – идёт, моросит.
Птицы осенью (что делают) – улетают.
Деревья осенью (что делают) – роняют листья.
5. Составление предложений об осени по картине .
Осенью солнце греет слабо .
Часто идут дожди.
Листья желтеют и опадают.
Дует сильный, холодный ветер.
Появляется много луж.
Люди надевают тёплую одежду.
Молодцы ребята! Со всеми заданиями справились. Осенний лес вас благодарит , но не хочет просто так отпускать. Он вам даёт домашнее задание. Вам нужно будет угадать, какие листики находятся на зашифрованной картинке.
6. Подведение итогов занятия .
Публикации по теме:
Календарное планирование в средней группе «Осень. Деревья и кустарники» Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие___ Понедельник.
Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес» Программные задачи: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью; активизация словаря по темам «Осень», «Деревья»;.
Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5–7 лет (лексическая тема недели «Зима») Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5-7 лет (лексическая тема недели «Зима»). Педагог Гарина Татьяна Владимировна.
Коррекционно-развивающее занятие. Лексическая тема «Весна» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание.
Лексическая тема «Насекомые» Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница. Программное содержание. Способствовать.
Лексическая тема «Посуда» Лексическое занятие «Посуда» Цель: Развитие лексико-грамматической категории на материале лексической темы «Посуда» Задачи: 1. Обогащать.
Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза,
почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки,
крона, верхушка, кора, корни, шишки .
Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие,
сочные, полезные, лекарственные.
Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся,
опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит,
Поливать, удобрять, защищать.
ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
Грозди рябины растут на – рябине;
Яблоки растут на – яблоне;
Серёжки растут на – березе, ольхе;
Круглая шишка на – сосне;
Длинная шишка на – ели;
ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА
«УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза);
Грустная, печальная, плакучая…(ива);
Стройная, зеленая, колючая…(ель);
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб);
Подбери признаки (не менее трех признаков):
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:
5. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы.
(Рябина)
6. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
7. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
8. Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем
. (Ель)
9. Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
(Пух с тополя)
Какая ветка?