Классификация религии национальные и мировые. Определение и классификация религий. Отношение к Иисусу Христу

Классификация религий

По научным данным, возникновение религии связывается с возникновением ранней родовой общины, примерно 40 тыс. лет назад. За прошедшее время религия существенно изменилась, приобрела самые различные формы. Сегодня мы видим разнообразие религий, которые исповедуют разные люди и народы. Собственно, обозначается как соответствующая сфера жизни и сознания людей, которая имеет общие черты у любых народов, так и отдельные системы религиозных представлений и богослужений, отдельные вероисповедания. Для обозначения последних как синоним слова «религия» используется также термин «конфессия» (от лат. confessionalis — вероисповедательный) или «культ» (впрочем, последнее чаще означает лишь соответствующую сторону религиозной жизни).

С этой точки зрения нет и, возможно, не может быть некой единой религии , единого культа. Разнообразие жизни людей и народов в политической, экономической, культурной, бытовой и других сферах также касается, безусловно, духовности и религиозности. Это не противоречит тезису о единстве — он действительно единственный, но, будучи трансцендентным и необъятным, он может осознаваться и представляться совершенно по-разному (в частности как более или менее правильно, так и совсем неправильно). Слова Христа своим ученикам о том, что «в доме Отца моего обителей много» (Иоанн. 14, 2), объясняются именно как допустимость различных путей, которыми могут идти разные люди и народы к Богу. Этим отмечается необходимость терпимости по отношению к другим конфессиям, хотя и совсем не исключена обязанность верующего человека доказывать свою уверенность в истине именно своей веры.Ученые создали несколько классификаций религий, в которых в той или иной степени учитываются как историческое развитие, так и содержание вероисповеданий.

Собрать исчерпывающую информацию обо всех религиях мира, которых ныне зафиксировано около 5 тыс., еще не удавалось никому, соответственно еще не было создано оптимальной и всеобъемлющей системы классификации религий. Религии разделяют на группы, беря за основу этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус.

Одним из первый религии типологизировал Гегель, разработав всеобъемлющую, но слишком абстрактную схему создал Гегель .

Классификация религий по Гегелю:

  • естественные религии (включая непосредственно религию, религию меры, фантазии, добра и света, страдания, загадки);
  • религия духовной индивидуальности (возвышенного, красоты и ума);
  • абсолютную религию , которую он сам конструировал.

Три стадии истории религий по О. Конту:

  • фетишизм;
  • политеизм;
  • монотеизм.

Классификация религий по Дж. Леббоку:

  • атеизм;
  • фетишизм;
  • тотемизм;
  • шаманизм;
  • поклонение идолам;
  • поклонение богам как сверхъестественным создателям;
  • поклонения богам как благотворительным существам.

Рассмотренные выше принципы классификаций религий и множество других классификаций имеют определенный смысл и отражают подлинные черты исторического развития религий. Но этот процесс настолько сложен, что, вероятно, никогда не удастся создать всеобъемлющую и единственно правильную классификацию.

Поэтому остановимся на некоторых понятиях, которые, может и не претендуют на всеохватность содержания, но отражают некоторые важные внешние признаки различных вероисповеданий. Поскольку религии генетически были так или иначе связаны с этническими сообществами, целесообразно было бы их различать в связи с их этническим содержанием, или контекстом.

Классификация религий по этническому содержанию:

  • племенные культы;
  • национально-государственные религии;
  • мировые религии.

Племенные культы (или первобытные формы религии), по мнению многих ученых, предшествовали всем другим. Они до сих пор сохранились в традиционных верованиях народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, считается, что эти религии еще не имеют Святого Писания, а также какого-то обобщенного (догматического) представления о Боге. Объектом поклонения является природа и ее явления, животные, материальные предметы. Преобладают культы предков и анимистические верования (т. е. вера в существование душ и духов), поэтому их называют еще анимистическими религиями . Впрочем, нужно заметить, что исследование племенных религий осложняется недоверчивым отношением их представителей к чужакам. В значительной степени племенная религиозность остается малоисследованной отраслью религиоведения.

Национально-государственные религии появляются с формированием народностей и классового общества и играют важнейшую роль при создании государственной организации. Они отличаются национальной ограниченностью, хотя в процессе исторического развития связь национальной религии с одной нацией и одним государством может быть потеряна. По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в Древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Персии и других странах. Среди современных религий это, например, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм.

Мировые религии появляются позже, они возникают на почве национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, то есть не связываются с отдельной нацией, и прозелитизмом (греч. Προοήλυτος, — новообращенный), то есть стремлением завербовать больше сторонников, — потому, как правило, ведут активную миссионерскую деятельность. Они характеризуются также достаточно развитой догматикой, культом. К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство и ислам.

Классификация религий в зависимости от количества богов:

  • политеистические;
  • монотеистические;
  • генотеизм.

Религии также классифицируются в зависимости от того, сколько богов являются объектами поклонения. Политеистические религии исповедуют многобожие, то есть чествуют сразу несколько богов, имеют их пантеон (греч. Πάυθειου — храм всем богам). Монотеистические религии исповедуют единобожие. Существуют различные теории по поводу того, какой была первичная форма религии, но в дальнейшем историческом развитии политеизм предшествовал монотеизму. Переходной формой между ними является генотеизм , который признает существование многих богов, но среди них уважает только одного — защитника своего народа.

Различные формы религиозных представлений имеют общее название теизм (от греч. Θεός, — Бог). Теизму противостоит атеизм , то есть отрицание существования Бога. Атеистические взгляды существовали, вероятно, с давних времен. Но как массовое явление атеизм связан с процессом секуляризации (от лат. saecularis — мирской, светский), то есть высвобождения общественной жизни от влияния религии и церкви, и распространением рационалистического мировоззрения, начиная с эпохи Просвещения. Законченный вид атеизм приобрел в марксизме . Иногда атеизм рассматривают как некую форму религии. Действительно, он приближается к религии в своих попытках направить в определенном направлении веру человека, освоить эту веру — поскольку человек не может жить без веры, — и заменить религию в человеческой душе. Но на самом деле он является не религией, а лишь ее суррогатом, поскольку отвергает Бога, не имеет представления о ней и, наверное, не имеет и религиозного опыта.

Промежуточное место между теизмом и атеизмом занимают религиозно-философские учения деизма и пантеизма . Деизм (от лат. Deus — Бог) признает Бога первопричиной мира, но отрицает его дальнейшее вмешательство в явления природы и общественной жизни, то есть Бог как бы почил, создав мир. Пантеизм (греч. Παυ — все, θεός, — Бог) так или иначе отождествляет Бога с природой. Признавая Богом саму природу, пантеизм фактически растворяет Бога в природе и теряет некоторое представление именно о Боге. Исторически деизм и пантеизм были формами перехода от господства религиозного сознания к атеистическим идеологиям, хотя в духовном развитии отдельного человека этот процесс может происходить и в обратном направлении.

Классификация религий по уровню развития:

  • ранние верования — верования первобытной эпохи (анимизм, магия, тотемизм, культ предков);
  • политеистические религии — национальные религии (за исключением иудаизма и сикхизма);
  • монотеистические религии — христианство, ислам, буддизм (мировые религии), иудаизм и сикхизм (национальные религии);
  • синкретические религии — образовались в результате сращивания или слияния разных этнических и мировых религий: афрохристианские религии (церковь херувимов и серафимов и др.), исламо-христианские секты (абавиты, исмаилиты ответвленные), суддо-китайские секты (дзен-буддизм, хао-хао), иудео-христианские религии (мормоны);
  • новые религиозные течения, движения (нетрадиционные формы религий): церковь Муна (мунизм), церковь Антихриста, церковь Сатаны, церковь Сознания Кришны, йогизм, синтоизм с культом дзюдо и карате.

Религию можно рассматривать как систему, которая состоит из конкретных религий, религиозных течений, направлений, сект, которые занимают в ней определенные места.

При классификации религий руководствуются такими критериями:

1. Статистический (по количеству верующих и их проценту к численности населения).

2. Время возникновения:

  • религия, история развития которых исчисляется многими столетиями, — буддизм, христианство, ислам и др.;
  • «новые религиозные течений», которые возникали на протяжении новейшей истории или возникают в данный момент, — нетрадиционные религии (кришнаизм, бахаизм и др.);

3. Уровень организации:

  • жестко централизованные (христианство, буддизм);
  • нежестко централизованные (ислам);
  • самоупорядоченные (индуизм, даосизм, синтоизм);
  • децентрализованные.

4. Государственный статус:

  • государственные религии (ислам в странах Западной Азии, лютеранство — Северной Европы);
  • религии, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, Индуизм в Индии);
  • религии национальных меньшинств (иудаизм за границами Израиля, сикхизм, зороастризм).

5. Правовой статус:

  • религии, поддерживаемые государством (христианство, индуизм, ислам, синтоизм);
  • религии, которые государство не поддерживает и даже преследует (свидетели Иеговы, бахаизм в Иране);
  • религии, отношение к которым со стороны государства нейтральное (джайнизм в Индии).

6. Формы распространения:

  • континуальные (непрерывные, сплошные): ислам, христианство, буддизм;
  • дискретные (раздельные, прерывные): иудаизм, бахаизм, кришнаизм.

7. Этносоциальные критерии:

  • автохтонные (этнические) религии, которые стали частью этнического самосознания, этнической культуры (иудаизм, сикхизм, синтоизм, даосизм);
  • унифицированные, надэтнические религии (христианство, ислам, буддизм, новые религиозные движения).

Довольно распространена схема классификации, охватывающая все существующие религии, выделяя:

1. Ранние формы религии (родоплеменные) : тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, анимализм, шаманство, культ природы, культ предков, политеизм.

2. Национальные религии:

  • ранние национальные религии : религия Древнего Египта, религия народов Междуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др;
  • поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм.

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

4. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения:

  • неохристианство (охватывает религиозные образования, которые пытаются приспособить традиционное христианство к особенностям времени): Богородская церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа;
  • религии ориенталистского направления (ориентированные на культуру, духовность, религии народов Востока): Общество Сознания Кришны, последователи Саи Бабы, центры Шри Чинмоя, Ошоцентр, Всемирная чистая религия;
  • синтетические религии (объединяют в себе несколько религиозных систем): Большое Белое Братство, Церковь Единения, Всемирная вера Бахаи;
  • эзотерические объединения (основываются на вере в существование сверхъестественного мира): теософия, братство Грааля;
  • неоязычество: Родная вера, РУНвера, Собор Родной Веры;
  • сайентологические движения (ориентированные на объединение науки и практики психоанализа): дианетика, наука разума, христианская наука.
  • сатанизм .

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

2. Лубський В. І. Історія релігій: підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / В. І. Лубський, М. В. Лубська — . — К.: Центр учбової літератури, 2009. — 776 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Определение религии 2

Классификация религий 3

Мировые национальные языческие религии 7

Мировые религии 8

Национальные религии 10

Литература 16

Определение религии

Под определением религии вовсе не имеется в виду дефинирование этого понятия. Речь идет о концепциях, объясняющих, что такое религия, в чем ее суть. Речь идет не о термине, не о понятии, а о сущности религии в свете основных религиоведческих концепций (теорий). Выделим главные из них: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические и этнологические. Все они различаются по главному объясняющему принципу.

Супранатурализм означает признание “сверхъестественной откровенности” христианства, а историческая школа ставит вопрос также и о влиянии на религиозное сознание различных общественных явлений.

Рассмотрение философских и социологических интерпретаций религии начните с И. Канта, который в своей этической концепции обосновывает необходимость практического применения идей души и Бога, как “достойного всеобщего почитания законодателя всех наших обязанностей”

Говоря о гегелевской философии религии, отметим для себя его реабилитацию (в отличие от И. Канта) таких форм доказательств бытия Бога, как онтологическое, космологическое, теологическое. Важно также уяснить эволюционную концепцию религии Гегеля от естественной религии к религии духовной индивидуальности и, наконец, к совершенной религии – христианству

Философия религии Л. Фейербаха определяется его антропологическим принципом, а потому, и это важно понять, религия – не бессмыслица или чистая иллюзия. Подлинным предметом и содержанием религии является человек. Религиозные определения Бога выражают и объективную истинную человеческую сущность

Социологический аспект философии религии К. Маркса базируется на идее саморазорванности и самопротиворечивости земной основы религии. Превратный мир (мир человека, государство, общество) порождает религию, превратное мировоззрение. Отсюда важно понять, что позицию Маркса невозможно свести к вульгарному атеизму. Общественно-исторический прогресс, преодолевая земную саморазорванность человеческого существования, ведет к параллельному “затуханию” религии как общей теории самопротиворечивого мира

По М. Веберу, религия, как способ предания смысла, вносит “рациональность” и в повседневную этику и объясняет мир. наиболее “рационален” капитализм, а “дух капитализма” он видит в особенностях протестантизма, в кальвинистской разновидности “труда по призванию” и “самоотречения во имя труда по призванию”

Обратим внимание на биологические и психологические аспекты религии. В их центре находятся: религиозный инстинкт, сопоставимый с инстинктом самосохранения, как оружие в борьбе за жизнь и основанная на прагматическом критерии истинности (У. Джеймс) “полезность”, “выгодность” религии и веры

Психоанализ З. Фрейда трактует религию как средство от опасности индивидуального невроза

К.-Г. Юнг интерпретирует первобытное состояние человеческой психики как открытое выражение “коллективного бессознательного”

Классификация религий

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Систематизация явлений религиозной жизни человечества - одна из сложнейших задач религиоведения и культурологии. Проблемы начинаются уже с этимологии слова «религия» в различных языковых традициях. Так немецкий ученый Ф. Хайлер возводит как и М. Т. Цицерон происхождение существительного religio к глаголу religere - заботливо (тщательно) соблюдать (принимать во внимание). Священное в религиях отличается от профанного тем, что вызывает особые чувства (благоговения, страха, восхищения) и отделяется от остального системой запретов. Иная традиция, восходящая к христианскому писателю Ц. Ф. Лактанцию интерпретирует религию как связь человека с Богом.

В китайской лингворелигиозной традиции священное определяется как Дао (chiao), то есть учение. В Индии - это Дхарма (мировой порядок), у арабов - Дин, иными словами божественное предопределение (суд), у древних германцев - e (обычай, божественный закон, порядок), от него произошли немецкие понятия «вечность» (Die Ewigkeit) и «брак» (die Ehe) .

Однако, невзирая на сложности, каждое новое десятилетие, начиная с XIX века, приносит свою классификацию религий. Общепризнанно, что самой влиятельной типологией религии XIX века стала универсальная классификация Гегеля. Она покоится на двух постулатах. Генезис религии и процесс самопознания человека в мышлении идут рука об руку. Вектор истории религий: «… познание в конечном бесконечного, в единичном - всеобщего.» Лозунг Гегеля: «Только мыслящий человек имеет религию, у животного нет религии, потому, что оно не мыслит.» Рационально-диалектические проникновения немецкого мыслителя в сокровенные пласты религии во многом определяют понимание типов религиозности вплоть до конца XIX столетия. Тем более впечатляет глубина анализа Гегеля при отсутствии в его время дешифровки языка ряда верований (например, древнеегипетской религии), как и в целом младенческом состоянии религиоведческих дисциплин.

Дремлющее, «скрытое в себе сознание» находит, по Гегелю, свое воплощение в естественной религии. В начале - это колдовство. Древний человек скорее созерцает, чем мыслит. Он «… видит душу единичных вещей, но в источник жизни вещей вообще, в божественную душу взор естественного человека не проникает.» Единичное природное познается им в качестве Бога. Причина обожествления сил природы в ее мощи (die Macht). То, чем владеет колдун - это мощь природы. Он заклинает силу (die Macht) мира и подчиняет себе природу. Но главное - не колдун, а именно мощь в вещах. Первобытный человек не испытывал религиозного страха, - считал Гегель. Боязнь перед силами природы исключает осознание свободы, а без него невозможно подлинное богопознание. Так от случайного единичного в природе религиозное сознание начинает путь к необходимому и всеобщему. Анализ природы этой магической силы привел ко многим плодотворным версиям происхождения религии в XX веке. А оба понятия: мощь (сила) и естественная религия (в качестве религии, не осознающей свободу, нравственного начало, страха подлинного богопознания) прочно вошли в религиоведческий оборот конца XIX начала XX века.

На следующем этапе происходит раскол сознания в себе. Появляются религии субстанции. Субстанция как простая основа (древнекитайская религия), в качестве абстрактного единства - индуизм.

Небо (Тянь) в древнекитайской мифологии наивысшее а духовном и моральном смысле, воплощение физической и моральной связи вообще (по Гегелю неопределенная, абстрактная всеобщность). Тянь реализует себя в единичном (китайском императоре), монополизирующем функции управления природой и обществом. Немецкий философ подчеркивает: « Однако правитель на земле - император, а не небо, не небо дало или дает законы, которым следуют люди, божественные законы, законы религии, нравственности. Не Тянь управляет природой, император управляет всем, и только он состоит в связи с Тянь.» В индуизме всеобщая субстанция - это Брахма (сущая мощь). В отличие от религии Китая, в брахманизме единое (Брахма) «разрешает» многообразие единичного, тогда как Тянь (всеобщее) совпадает в императоре с единичным. Гегель показывает:»Напротив, это единство остается единством, обособленным по своему существованию, лишь в себе сущей, субстанциальной мощью - Брахмой, который отпустил действительность как случайность и теперь предоставляет полную свободу ее дикости и произволу.» Человек в индуизме отождествляет себя с этим абстрактным единством (следуя предписаниям кармы) и возвышается до Брахмы. Возможно, благодаря этому брахманизм более духовен и стоит выше традиционной религии Китая. Гегель показывает здесь, как естественные религии (индуизм и религия Древнего Китая), оставаясь по природе религиями мощи (силы), начинают ее постепенно одухотворять и рационализировать.

Буддизм выступает в качестве снятия определений религий субстанции. Единое теперь пребывает в самом единичном. Ничто есть единое или небытие в буддизме. Человек стремится достичь его в состоянии нирваны. Со сдержанным отношением немецкого философа к буддизму не согласятся многие религиоведы и культурологи XIX-XX века. Вероятно, более высокое место буддизма в их типологиях религий связано со статусом буддизма в качестве мировой религии. Вместе с тем, гегелевская трактовка места буддизма в истории религий встретит серьезные возражения в классификациях религии, исходящих из понятия «осевого времени» К. Ясперса.

Постепенно естественная религия трансформируется по Гегелю в религию свободы. Естественность разрушается трояко. В религии мощи нет противоположностей, борьбы, так как качества не имеют значение для субстанции. Поэтому раздвоенность - тот принцип, который изменяет естественную религию. Впервые ему придается всеобщее значение в персидской религии (онтологический дуализм добра и зла и их персонификация). После этого раздвоенность как борьба возводится в сущность в сирийской мифологии. Борьба имеет место в качестве страдания, то есть умирания и воскрешения (речь идет о финикийской религии и культе умирающих и воскресающих богов). Наконец, преодоление раздвоенности как борьбы и рождение свободной духовности и субъективности Гегель наблюдает в древнеегипетской религии. Предмет обожествления египтян - жизнь. И это, несомненно, гениальное прозрение Гегеля. Их зооморфизм есть следствие сакрализации живого. Главный персонаж египетской мифолгии - Осирис. Личность, с точки зрения великого философа, вполне духовная (законодатель, установил брачный союз, научил людей земледелию и ремеслам).

Следующий тип религий конституирует себя в «царстве» духовной индивидуальности. Оно раскрывается вначале в иудаизме. Это субъективность мыслящая. Монотеизм провозглашенный библейскими патриархами лишен природных образов и всего чувственного. Для мышления очевидно, что Бог может быть лишь один. И тем не менее, Гегель ставит древнегреческую религию проникнутую чувственными и природными моментами выше иудаизма. Почему? Дело в том, что через образы богов - олимпийцев созерцается красота вообще. Иными словами, древнии греки создали истинную идеальность. И эту идеальность Гегель поставил выше рассудочности (которая пока нашла свое воплощение только в идее монотеизма) иудейской религии.

Римская религия, последняя среди религий духовной индивидуальности, всего лишь ставившая целью партикулярность человека. Это бесконечное количество целей в древнеримской религии делает ее более привлекательной для рассудка по мнению немецкого философа. Хотя, возможно, в ней не остается ничего возвышенного.

Тождество конечного и бесконечного, субъективного и объективного, единичного и всеобщего наступает в единственной абсолютной религии - христианстве. Во-первых, здесь звучат апологетические мотивы Гегеля-протестанта. Во-вторых, ему импонирует троичная природа христианского Бога, повторяющая по Гегелю силлогистическую сущность рационального мышления. В-третьих, и это самое главное, гегелевская онтология выросла из философско-диалектической интерпретации тринитарного догмата. (Для немецкого философа Бог-Отец - бытие Бога до творения мира, Бог-Сын - творение (инобытие Отца), Бог-Св. Дух - церковь (возвращение Бога-Понятия к себе и снятие отчуждения). Последний аргумент, на наш взгляд, менее всего доказывает абсолютность христианства. (Здесь и отказ от апофатизма как основного метода христианского богословия, и нотки модализма, и учение о развитии Бога в виде самопознания, и, конечно, отрицание парадоксальности догмата о Св. Троице). Возможно, поэтому немецкий философ не стал, как считает К. Барт, тем же для протестантизма, что Фома Аквинский для католиков.

Вторая наиболее значительная классификация религий в XIX веке пропагандирует преимущество генеалогической типологии религии и встречается у основателя религиоведения М. Мюллера. Он отвергает научный характер деления религий на естественные и религии откровения (многие, не только библейские религии говорят об откровении Бога), на национальные и личностные (так как точно неизвестно, какую роль сыграл в личностном типе религии основатель, и какую - сам народ), на мировые и национальные (вследствие того, что классические этнические религии: иудаизм и индуизм занимались прозелитизмом среди других народов и находили там своих последователей). М. Мюллер считал, что:»… Единственно научная и подлинно генетическая классификация религий аналогична классификации языков…»

Трем языковым семействам (туранскому, семитскому и арийскому) соответствует три одноименных группы религий (туранская (Китай), семитская (древневавилонская, финикийская, иудейская, христианская и ислам), арийская (германская, индийская, древнегреческая и древнеримская). Языковая общность религий одного типа не вызывает сомнений. М. Мюллер приводит в этой связи убедительные примеры. Отец богов в религии древних ариев звучит на санскрите как Дьяус - Питар. Очевидно, что этимология верховных богов индоевропейских религий должна восходить к имени отца богов арийцев. И действительно, мы встречаем это в греческом Зевсе, латинском Юпитере (Jovis), германском Тиу. От общности названий богов М. Мюллер заключает о родстве их функций (в рамках единой языковой группы). Применительно к индоарийской семье - это почитание бога в природе, в семитской - культ бога в истории, туранской - почитание отдельных духов без взаимосвязи между ними. Эти выводы не вполне правомерны, так как из генеалогической сферы мы переходим к высказыванию оценочных суждений, то есть в область морфологии. А это уже совсем другой способ классификации религий. Поэтому отчетливо проявляются несоответствия в типологии религий М. Мюллера. Вряд ли, главной интуицией буддизма можно считать пантеизм. Сомнительно, что финикийской и древневавилонской религии было присуще ощущение необратимости и уникальности исторического процесса, так как оно воплотилось в библейских религиях. Но заслуга генеалогических классификаций религии заключается в детальном исследовании языка религий.

XX век еще более поляризовал методологии построения типологий религий. По всей видимости, наиболее важная доработка классических классификаций религии в нашем столетии в рамках феноменологии религии и протестантской теологии религии концентрируется вокруг двух основных религиозных типов: пророческих религий откровения и мистических религий спасения. Так по Н. Зедерблому религия поднимается над своими примитивными ступенями и обретает высшее, индивидуальное бытие в трех наиболее важных видах.

Первый - это религии природы и культуры. Они возникают в более высоких, чем первобытная, земледельческих культурах и сопутствуют им. Центров подобных религий четыре: доколумбова Америка, Восточная Азия, Индия и Древний Восток. Черты мифологических систем в этих культурах, выделенных Н. Зедербломом, предвосхищают признаки доосевых цивилизаций К. Ясперса. А именно: отсутствие понятий «свобода» и нацеленности на спасение.

Второй тип - акосмические религии спасения (термин К. Тиле). Они пронизаны ощущением свободы, пессимистическим отношением к природе (акосмизм) и культуре (ориентация на аскетический монашеский идеал). Мистика составляет основу подобных религий. Она достигает наивысшего развития в учении о Брахмане и атмане (в буддизме и других религиях Индии) с одной стороны, и греческом орфизме - с другой.

Наконец, третий вид религий - это пророческие или религии откровения. Сюда входят библейские религии и зороастризм. История становится для них сферой откровения Бога, и особую роль приобретают в ней личностные авторитеты (пророки). При этом, указывает Н. Зедерблом, «откровение» - технический, а не метафизический термин, взятый для обозначения опыта психологически и исторически выдающихся представителей пророческих религий.

До Н. Зедерблома Ф. Хайлер отмечал, что в мистических религиях богоявление есть часть великой мировой иллюзии и только в пророческих религиях Бог реально открыт в истории. Кроме того, в пророческих религиях преобладает универсальная, а не индивидуалистическая эсхатология.

Отчетливо видно, что истоки подобной типологии религии восходят к протестантско-апологетической концепции, так называемой Dogmengeschichte, или «эллинизации» христианства. А. Гарнак, Ф. Хайлер и другие протестантские богословы определяют мистическую традицию (в том числе и в христианстве) как нехристоцентричную, называя ее гипостазированием экстаза. Единственная возможная в истинной религии мистика является мистикой жизни. Вместе с тем, категория «спасения» в значении избавления от мира и единения с Богом (Абсолютом) - одна из основополагающих идей мистицизма. Лютеровское жизнеутверждение выступает для нее прямой противоположностью. Поэтому мистические религии спасения уступают первенство в богопознании пророческим религиям откровения (прежде всего протестантизму). (По сути дела единственной небиблейской пророческой религией для Н. Зедерблома и Ф. Хайлера остается зороастризм с его производными…).

Мировые национальные языческие религии

Религии могут быть:

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления - махаяна и хинаяна),христианство(гл. разновидности - католицизм, православие, протестантизм),ислам(основные направления - суннизм и шиизм).

Мировые религии

Буддизм

С татуя Будды. Таиланд

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : острадании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный илиВосьмеричный Путьдостижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку внирване.

Буддизм наиболее распространён в Тибете,Мьянме,Таиланде,Шри-Ланке,Камбодже,Монголии,Вьетнаме,Корее,КитаеиЯпонии.

На территории Россиибуддизм был распространён отКавказадоСахалина. Сегодня это основная религия вБурятии,ТувеиКалмыцкой степи.

Традиционно буддизм делят на МахаянуиТераваду, так называемыеВеликую колесницуиУчение старейших.

Отличительной чертой Махаяныявляется учение оБодхичитте- стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятииБодхисаттвы- существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаянеотноситсятибетский буддизм,китайский буддизми несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяныподразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственномахаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также КолесницейШраваковиПратьекабудд. Само название «хинаяна » (санскр.हीनयान, hīnayāna , буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятияБодхичитты.

Теравада- единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» невежливо и некорректно.Теравадаактивно использует понятиеметта-бхавана, аналогичное понятиюБодхичиттыв Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизмевводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда - одной из школМахаяны. См.Тантра.

Эта ветвь распространена в Непале,Тибетеи отчасти вЯпониииРоссии. Из Тибета пришла вМонголию, оттуда - вБурятию,ТувуиКалмыцкую степь.

По мнению некоторых индийских историков, буддизм появился существенно раньше - примерно в XVII веке до н.э. Подобная трактовка объясняет упоминание буддистов в хрониках, датированных более ранним временем.

Христианство

Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма.

Христианство имеет еврейские корни. Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» - христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) - среди германских и славянских народов, позднее (к XIII-XIV вв.) - также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Ислам

Ислам (араб. الإسلام‎‎, от корня син-лям-мим, al-Islām - предание себя Богу (Аллаху), покорность) - одна из мировых религий. Ислам - монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 века. Основателем считается пророк Мухаммад (ок. 570-632). Ислам признаёт Мухаммада поcледним (но не единственным) пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы Ислама называются мусульманами (от араб. مسلمون‎‎, муслимуна - мн.ч., ед. ч. араб. مسلم‎‎ (муслим) приставка му- и огласовка «касра» [краткое «и»] формирует причастие от упомянутого выше корня س ل م).

Чтобы стать мусульманином, необходимо и достаточно публичного (в присутствии двух полноправных свидетелей или трёх неполноправных) принятия исламского символа веры - Шахада.

Национальные религии

Само определение этой группы религий как "национальные" говорит о том, что они возникли и получили распространение среди одного народа либо группы народов, входящих в единое государство и составляющих единое культурное пространство. Такими религиями в настоящее время являются: индуизм,джайнизмисикхизмв Индии,зороастризмв Иране и Индии,конфуцианствоидаосизмв Китае,синтоизмв Японии, а такжеиудаизм- религия еврейского народа. Эти религии формировались в рамках культуры и традиции народов, географически удаленных друг от друга (за исключением народов Индии), и поэтому имеют различные религиозно-философские системы, верования, культы и обряды. Единственное, что их объединяет - этонациональный фактор , который является главным, а иногда и исключительным условием для принадлежности к одной из этих религий. Наиболее замкнутыми из всех национальных религий являются индуизм и синтоизм - их не может принять сторонний человек, а последователи воспроизводятся только за счет деторождения во внутринациональных браках. В иудаизме допускается его принятие неевреями, но в этом случае принимающий иудаизм человек считается евреем и обязан полностью отказаться от своей прежней национальной принадлежности и обычаев. Для религиозного конфуцианства и даосизма национальная принадлежность значения не имеет, но поскольку их культовая и обрядовая система ограничены национальной мифологией и традиционными верованиями Китая, принятие конфуцианства и даосизма другими народами в качестве религии было крайне затруднено. Но несмотря на свою национальную замкнутость, большинство из этих религий сыграли весьма важную роль в развитии мировой духовной культуры и общественной мысли. Историческое значение этих национальных религий заключается не только в том, что под их влиянием сформировалась самобытная культура, общественно-политическая система и менталитет тех народов, которые их исповедуют. Развитие и совершенствование религиозно-философских систем этих религий со временем придавал отдельным положениям их учения все более универсальный характер, выходивший за узкие национальные рамки. Это позволило создать на их основе новые, мировые религии: философская система индуизма дала начало буддизму, фундаментальные положения иудаизма легли в основу христианства и ислама, а морально-этическое учение конфуцианства и натурфилософия даосизма получили широкое распространение во всех странах, которые развивались под влиянием китайской культуры.

Классификация религий :

По социальному охвату и масштабам распространения:

Родоплеменные

Народностно-национальные

Мировые

3.1. Родоплеменные религии

Родоплеменные религии - складывались в условиях первобытного общества, формировались на условиях жизни конкретного рода или племени.

К историческим первым религиозным верованиям относят:

АНИМИЗМ (душа) - вера в существование души и духов, которые населяют животных, растений, явления природы, они обладают сверхъестественными возможностями. Верование существует на территории данного племени.

ФЕТИШИЗМ (освящение, обожествление). Эта вера в сверхъестественные возможности неодушевленных предметов.

ТОТЕМИЗМ (тотем - «его род») Вера в кровнородственную связь с животными, которое является родоначальником и защитником данного рода, обладающими сверхъестественными возможностями.

МАГИЯ (колдовство) Вера в способность возможность сверхъестественным образом действовать через духов и богов на людей, животных, социальные и природные явления в тех или иных интересах.

По мере разложения родоплеменной организации и складывание этнических общностей родоплеменные религии вытесняли.

3.2. Народно-национальные и мировые

Однако родоплеменные религии существуют у народов Австралии и Океании, Африки, Азии, у индейцев северной и южной Америки.

Свойства н-н.

1. Детальная ритуализация повседневного поведения людей.

2. Специфический обряд, который затрудняет общение с иноверцами.

3. Строгая система предписаний и запретов

К этим религиям относятся: Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Конфуцианство, Синтоизм, Иудаизм, Сикхизм, Парсизм.

По мере становления государств и попыток складывания мировых империй формируются мировые религии. Особенности становления мировых религий - буддизм, христианство, ислам.

1. Возникло в эпохе великих исторических переворотов.

2. Большая роль в их развитии, кот. смогли понять и адекватно выразить потребности масс в новой религии.

3. В мировой религии отражен образ жизни многих народов, которые находились на разных уровнях экономического развития и живущих в разных регионах.

4. В мировой религии проповедуется идея равенства людей, не существует обрядность прежних религий.

По особенностям объекта и веры, различают:

Политиистические и монотеистические типы религии.

От сюда - полидемонизм

Полидемонизм возникает в условиях позднеродового строя, когда безличные духи наделялись своими функциями, видами, дятельностью.

Постепенно формируется иерархия духов, выделяется главный дух - покровитель. В последствии появляется дух племени.

Сейчас политеотич. Религиями являются: буддизм, индуизм, синтоизм, парсизм.

По мере разделения труда и социальной дифференциации возникают религиозные формы политеизма переходные к монотеизму.

Переходные формы :

1. Супремотеизм - почитание многих богов при приоритете одного главного.

2. Генотеизм - признания существования множества богов, но почитание одного.

3. Монотеизм - представление о существовании одного единственного бога. Это христианство, ислам, сикхизм и иудаизм.

ИНДУИЗМ - в южной Азии, в Индии (~ 80% населения, в Непале). Сторонников ~ 800 млн . человек.

ИНДУИЗМ сформировался из древнеиндийской религии, брахманизм и стал религией в начале н.э.

ИНДУИЗМ унаследовал многие стороны брахманизма.

1. Священные тексты ВЕДЫ.

2. Учение о роли брахмана как посредника в общении с богом.

3. Признание социального неравенства людей в форме каст.

4. Основные понятия:

Дхарма - долг (совокупность религии и общественные обязательства)

Сансара - учение о перенесении душ

Карма - общественный закон, который состоит из 8 ступеней (нравственный закон воздаяния, который предполагает наказание (неотвратимое) за содеенное в данной жизни)

Нирвана - состояние прозрения, внутреннего равновесия и благостности.

Важнейшими Богами Индуизма является Брахма, Шива, Виншу.

Брахма - создатель и первооснова мира, но в культе его значение не велико.

В зависимости от почитания одного их 2-х других богов, в индуизме возникают 2 направления: ШИВАИЗМ и ВИНШУИЗМ .

ШИВАИЗМ :

Бог Шива - разрушитель, олицетворяет мужское животворящее начало. Это начало называется Лингам (символ мужского пола и объект поклонения бездетных женщин).

Супруга Шивы - КАЛИ. Она повелевает демонами, насылает болезни и несчастья.

ВИНШУИЗМ:

Бог - Вишну - хранитель мирового порядка. Он может появляться в воплощениях - АВАРАТЫ ((10)рыба, кабан и т.д.)

Он так же является (8-ая аватара) - КРИШНЫ - бог защитник, и (9-ая аватара) - РАМА - рыцарь-царевич, победитель демона.

ДЖАЙНИЗМ:

Сложился в 6 веке до н.э. на территории индийского штата Бихар.

Основатель - ВАРДХАМАНА, выходец из касты воинов за заслуги он получил титул - Джина - победитель МАХАВИРА - герой.

По титулу Джима пошло название - Джайны.

Сейчас Джайнов ~ 5 5 млн. человек.

Вероучения:

1. Используется индуистская концепция кармы и нирваны.

2. Непризнание существование бога-творца, так как мир изначален.

3. Душа - вечная инстанция, она выше материальной оболочки тела.

Совершенствование души через аскетизм ведет к нирване.

Освобождение души от материи и кармы (которая материальна) является главной целью - МОКША

Условиями достижения МОКШИ является 3 драгоценности.

· Вера в истинность джайдонистского учения

· Знание его сути

· Ведение праведной жизни в соответствии с 5-ю обетами:

1. не вредить живому

2. не красть

3. не стяжать

4. не прямодействовать

5. быть искренним и благочестивым

4. Признание всеобщей одушевленности природы, что является запретом на охоту, рыболовство, земледелие скотоводство, с другой стороны поощрение ремесла, торговли и растовщительства.

5. Особенности религиозного культа и действий:

Отрицание святости ВЕД, т.к. джайнизм противостоит индуизму.

Отвергание богов как главных объектов почитания

Отрицание кровавых жертвоприношений

Отвергание сословий и каст

Призывы щадить лучшую жизнь

Побуждение к отшельничеству

Допущение к монашеству женщин

предписание совершать ритуалы обнаженным

Возник на рубеже 15-16 вв. на северо-западе Индии в районе 5 великих притоков ИНДА в месте ПАНДЖАБ (сейчас это инд. штат). Имеет черты индуистской и исламской культур. Основатель ГУРУ НАНАК, ученики - СИККИ (пер.-ученик). Сикхизм признает единого бога, имя которого - ХАРИ - он не видим, вечен, всемогущ и т.д.

Мировые религии ВОСТОКА.

Буддизм - самая древняя из мировых религий. Возникла в 6 веке до н.э. в Индии. Корни религии в браманизме.. Основатель - принц Гаутамма, из рода Шакья. Основные положения буддийского вероучения.

1. существуют страдания, которая наполняет наша жизнь

2. самудая - Дукха имеет причину: страдания, вызываются алчностью людей, их стемлению к наслаждению

3. Ниродха - дукху, можно прекратить, т.е. люди смогут преодолеть эгоистические желания, если погасят и отрекуться от них

4. Мага - есть путь прекращения дукхи.

Правильные поведения достигают через 10 рецептов :

1. Избегать лживых речей

2. Не принимай алкоголь и наркотики

3. Не ешь в запретное время - после полудня

4. Не танцуй и не пой

5. Не живи в роскоши

6. Не пользуйся косметикой и украшениями

7. Не принимай золота и серебра (в значении денег)

8. Не владей и не обладай ничем

9. Не убивай, не вреди людям и животным

10. Не вступай в брак и не прелюбодействуй

Истина + Рецепты = арья - сатья

Правильное знание предполагает внутреннее самоуглубление и созерцание истины, т.е. медитацию

Стадии медитации :

1. Чистый и невозмутимый ум, сосредоточен на осмыслении истин

2. Усиленное невозмутимое размышление

3. Достижение совершенной невозмутимости и освобождение от ощущения ……..

4. Полное состояние совершенной невозмутимости, безразличия, невосприимчивости, при котором достигается прекращение страданий, т.е. нирвана.

Как и в индуизме основными понятиями Буддизма являются: Дхарма, Сансара, Карма, Нирвана .

Джарма - нематериальная частица.

При различных комбинациях и потоков дхарм соединяет бытие человека, животное, растение, камни.

Распад этих комбинаций - смерть, но дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию - т.е. происходит перерождение - САНСАРА.

САНСАРА - бесконечная цепь перерождения всего живого и неживого на Земле. Смерть в данной жизни - начало следующей жизни.

В сансаре имеется 6 видов существ, в которые происходит реникарнация:

1. Боги - каждый достигает нирваны, может переродиться в Будду (Будд - много)

2. Асуры - низвергнутые демоны, которые противостоит Богам

4. Животные

5. Преты - духи умерших

6. Обитатели Нараки, туда попадают за преступления, но по достижении вины происходит возврат в сансару.

Человек, который решил выйти из круга сансары и достичь состояния Будды, называется Ботхисатва.

Как и Будды, Ботхисатхвы являются объектом поклонения и обожествления.

КАРМА - воздаяние в последующей жизни в зависимости от поведения в нынешней жизни.

Эти поступки и представляют вид нового поведения.

Карма имеет роковой характер, т.е. чем не может избежать последствии своих поступков, но способен своей добродетельной жизнью разорвать сансара и достичь нирвану.

НИРВАНА - состояние умиротворенности, благостности слияние с Буддой. Здесь угасают дхармы, нет перерождения и возвращения в мирскую суету. По достижении нирваны - спасение.

В многобожном Буддизме не Бога - творца, мир существует сам по себе, развиваясь в вечном круговороте сансары.

1. ХИНАЯНА (узкий путь спасения). Спастись могут не многие и только через монашество. Идеалом праведника является АРХАТ - чел., свободный от всего мирского. Хинаяна преобладает в буддизме и распространяется в Тайланде, Бирме, Лаосе, Цейлоне, где ее приверженцы составляют 70-90% от числа верующих.

2. МАХАЯНА (большой путь спасения). Спастись многие могут - монахи и меряне, соблюдение монашеских ограничений не обязательно. Значимую роль играют молитвы, обряды. Это течение распространяется во Вьетнаме, Корее, Китае (национальный вариант называется: Чань-Буддизм), в Японии (Дзен-Буддизм).

3. ЛАМАИЗМ (от тебетского - лама - высший, авторитет в вероучении) - это синтез махаянь + ваджираяны (древние направление буддизма) + Доббудийского комппека верований народов при Гиламайского региона. Он сложился в 7-15 веке н.э. основное внимание уделяют обрядам, как способу прорыва из сансары. Центр жизни - ДАЦАН - …….. монастырь.

Направления Ламаизма :

1. Красношапочные (менее строгое)

2. Желтошапочные (более строгие - по-тибетски ГЕЛУКПА, глава гелукпы имеет титул - ДАПАЙЛАМЫ)

В России Буддизм распространен в форме монгольского варианта. На территории Калмыкии с 15-го века, Бурятии и Тувы с 18 века, ныне ~ 700 млн. человек.. Главная книга - ТИЛИТАКА (3 корзины)

ИСЛАМ. Самая молодая из мировых религий и 2-ая по численности. Численность - более 1 млрд. человек. Ислам возник в начале 7-го века н.э. в Западной Аравии.Основатель - МУХАМЕД. В 610 - началось учение., в 622 - бегство из Мекки в Медину, спасаясь от гонений. ОТ этого года началось мусульманское летоисчисление.

Мехамед был их племени КУРЕЙГИ, а дочь выдал замуж за АЛИ, из племени - АМИЯРДОВ.

КАРАН (чтение вслух, наизусть), он состоит из 114 глав, в порядке убывания длинны.

Главы называются - СУРА, самая длинная вторая, она называется КОРОВА, затем - СКОТ, затем - ЖЕНЩИНЫ, 114-ая - ЛЮДИ. Самая короткая первая - она вводная.

Второй источник вероучения СУННА, священное придание о жизни и деяниях пророка.

Основные понятия:

В широком смысле - весь мир, где действуют законы Карана. Он называется - Дар-аль - Ислам ему противостоит.

Дар-аль - харб - мир, где законы Карана не действуют.

Задача превращения Дар-аль-харб в Дар-аль-ислам с помощью священной войны - джехада.

В узком смысле - ислам принадлежит к мусульманской религиозной общине - УММЕ. Именно так человек называет себя верующим - МУСЛИМ. На западе и в Боснич верующие называются Муслимане.

В переводе - ВЕРА. Это догматика ислама.

Основным догматом является вера в одного единственного и единого бога - АЛЛАХА.

АЛЛАХ (божество) - он творец всего, всемогущ, не имеет ни детей, ни образа.

Очень важным является признание пророческой миссии Мухаммеда и др. 28 главных до него пророков.

3. ДИН (божественное установление). Это предписание Ислама, как жить и вести себя.

Ежедневная обязательная 5-ти кратная молитва в установленное время.

Ритуальное омовение

Выплата налогов в пользу нуждающихся - ЗАКАТ

Ежегодный пост - УРАЗА, в месяц РАМАДАН

Хадж (паломничество) в Мекку.

Обычаи и запреты Ислама .

1. Обязательное обрезание мальчиков

1. Сунииты - ~ 80 % мусульман. Они были в Ираке.

Они признают Каран и Сунну в полном объединении. Считают, инам-халиф должен быть из племени, как пророк Мухаммеда.

2. Шиизм (приверженность). Их ~ 10% от всех мусульман. Шииты в Сунне признают лишь те разделы, которые основаны на авторитете Али (т.к. он является зятем). Они считают, что иман-халиф должен быть из Алидов - потомков Али. Шниты приобладают в Иране.

3. Хариджизм (возмутившиеся) ~ около 5 %. Они признают равенство всех мусульман в общине - умше, и считают, что имамом может быть избранный любой член общины.

В исламе существует много систем.

С 18 века из Суннизма выделился - ВАХХАБИЗМ . Основатель - Ваххаб. Это исламское течение, выступающее за возврат к истокам ислама через чистоту и строгость. В настоящее время активизировался на территории северного Кавказа, и используется как духовная основа СЕПАРАТИЗМА.

ХРИСТИАНСТВО самая многочисленная и распространенная мировая религия ~ 2 млрд. человек.

Возникло в начале 1-го века в римской провинции Палестине .

Первый фактор возникновения - переход Рима от республиканской формы правления к монархическо-имперской, что сопровождалось усилением жестокости и деспотизма.

Второй фактор кризис иудаизма - как результат разложения древне-еврейского общества из-за его колонизации Римом.

Третий фактор - появление множества мистико-аскетических сект, живших коммунами, распространивших пророчество о конце света и ожидавших прихода Миссии как вершину справедливости.

Четвертый фактор - появление множества бродячих проповедников, которые выдавали себя за Миссию.

Подтверждением сложившихся ситуаций, служат найденные 0,5 века назад на берегу мертвого моря древние свитки.

Они принадлежали секте ЭССЕНОВ, которые содержали фрагменты библейских текстов, различные эсхатологические (лжеучения о конце света) и надежды на миссию из рода Давидо.

Сейчас идет дискуссия о реальности личности И. Христа. Одни считают что такой человек жил (это преимущественно, представители церкви), другие полагают, что это собирательный образ многих проповедников.

Иисус - это греческий, перевод с древне-еврийского из иврита (по ивриту получается Иешуга-Нацтра).

Прозвище Христос по древнееврейского - Моншах-Миссия - помазанник Божий.

Первые 3 столетия христиане преследовали, т.к. это учение появилось как религия ….. и угнетенных. Однако, за это время христианство распространилось и приобрело множество сторонников. Это связано с универсальным характером новой религии, которая:

Не признавала национальные границы

Не важно социальное положение человека, т.к. все считались равными перед Богом и всем в равной степени обещалось спасение души после смерти.

Однако, в 312 году император, Константин (римский), уровнял христианство с другими религиями, а в 325 году объявили государственной религией Рима.

Христианская вера основана на БИБЛИИ (книга - с греческого)

Первая честь Библии - Ветхий Завет , который содержит основы мироздания и праветвенности на фоне израильского народа (т.к. иудеи считали себя богоизбранным народом).

Новый Завет содержит описание жизни и учений Христа

БИБЛИЯ создавалась ~ с 6 века до н.э. - 6 в. Н.э. (до и после Рождества Христова) т.е. ~ 1000 лет.

Христианская догматика формировалась в 4-6 в. Н.э.

Большую роль в этом сыграли религии. В селянских соборов, церкви. Важнейшими из них считают%

1. Никейский - 325 г.

2. Константинопольский - 381 г.

3. Ефксский - 431 г.

4. Халкидонский - 451 г.

5. №2-Константинопольский - 553 и 681

6. Никейский - 787 г.

Основные догмы Христианства.

1. Бог - творец всего сущего

2. Три единства Бога: Бог - отец, Бог - сын, Бог - святой Дух.

3. Богвоплощение - Христос является Богом-человеком

4. Грехопадение

5. Искупительное распятие Христа и его воскрешение. Дни искупления греха человеческого Господь послал своего Сына. Воскрешение Христа символизирует надежду на спасение и воспоение с богом после смерти и очищение от грехов.

6. Вера в загробное существование души и в потусторонний мир (ад, рай). Рай - сад, Ад - место, лишенное света.

7. Страшный Суд - ему предшествует второе пришествие Христа.

Решение о судьбе Души принимается при оценке соотношения грехов и содеянных добрых дел. Эта оценка длится 40 дней после кончины. На 9-ый день Душа прощается и покидает тело.

Соблюдению и укреплению этих догматов способствуют христианские таинства - обряды :

1. Крещение

2. Мирропомазание

3. Причастие (евхаристии-греч.)

4. Покаяние

5. Брак (венчание)

6. Елеосвящение (елей-масло). Она осуществляется над больным или умирающим.

7. Рукополомение (священство) - относится только к священнослужителям и считается возведением в духовный сан.

Особенности католицизма, православия и протестантизма.

Будучи единым, христианство раскололось.

Первый раскол 3-4 в.н.э. с разделением Римской империи на западную и восточную. Окончательное оформление раскол получил в 1054г., когда официально закрепились католицизм и православие.

В середине 16 века в эпоху реформации, от католицизма откололся протестатизм - второй раскол.

Развиваясь порознь, западный и восточный варианты христианства (католицизм и православие) приобрели различия.

Различия Православия и Католицизма.(догмы)

Католицизм

Православие

1. 1. Признание, что Святой Дух произошел от Бога-Отца и Бога-Сына

1. Святой Дух произошел только от Бога - Отца

2. 2. Основа веры - священное писание и священное придание

2. Божественные откровения

3. 3. Наличия учения о сверх должных заслугах Христа и Святых, который явился сокровищницей церкви. Из нее она уделяет часть для искупления грехов людей. Отсюда возникла практика ИНДУЛЬГЕНЦИЙ - отпущение грехов за деньги.

3. Сверх должных заслуг нет, но Духовенство может отпускать грехи за земные заслуги перед церковью людей, например, роспись фресок монастыря, большое пожертвование.

4. Признается учение о чистилище с 1439г. На Флоритейском соборе, чистилище место куда попадают души для очищения от грехов, чем больше грехов, тем больше чистилища за деньги. Церковь может сократить срок пребывания в чистилище.

4. Чистилища нет, но незначительные грехи искупаются в верхних кругах ада, а потом душа в ад не попадает и блаженства не получает

5. Догмат в 1854г. О непорочном зачатии девы Марии в 1950г., о ее вознесении на небо

5. Догмата нет, но возвышенное почитание Богородицы

6. В 870г. Догмат о непогрешимости в делах веры и о божественном происхождении власти

6. Догмата нет, но власть считается данной от Бога.

7. Крещение через окропление водой

7. Крещение через погружение в купель

8. Миропомазание над 7-8 летними детьми и иногда над взрослыми

8. Миропомазание над младенцами

9. Причастие пресным хлебом - облатка или хлебом-вином

9. Только хлебом и вином

10. Крестное знамение всей ладонью сверху - вниз, слева - направо

10. Крестное знамение тремя пальцами сверху - вниз, справа - налево

11. Главный праздник - Рождество

11. Главный праздник - Пасха

12. Для поклонения используются иконы и скульптуры

12. Только иконы, мощи и святые источники

13. Богослужение ведется на латинском под органную музыку

13. Богослужение на старославянском, без музыки под хоровые или сольные пение

14. Целибат (безбрачие) для всего духовенства

14. Целибат (безбрачие) только для монашества (черное духовенство), а белое духовенство могут завести семью, но карьеры у них нет

15. Глава церкви считается - Папа Римский

15. Глава церкви считается - Иисус Христос, а патриарх - предстоятель

16. Признается влияние 21 вселенского собора

16. Признается только первых 7, т.к. остальные - они не участвовали

17. Институт кардиналов освобождает от всех обязанностей, а… в папстве

17. Иерархия - совмещают обязанности по руководству постовой и по управлению церковью

18. Признание - нерасторжимости брака

18. Допустим развод в отдельных случаях

19. Наличие единственного центра - Ватикан

19. Единого центра нет, а существуют 15 автокефальных церквей (независимых). Константинопольский, Иерусалимский и т.д.

20. Существуют монашеские ордена

20. Вместо орденов существуют монашеские братства и сестричества

Если католиков ~ 1 млрд. человек, то православных ~ 200-300 млн. человек, протестантов ~ 500-600 млн. человек.

Особенности протестантизма:

1. Признание возможности непосредственной связи с Богом без церкви..

2. Спасение человека возможно лишь через его личную веру в искупительную жертву Христа.

3. Миряне не отдельны от духовенства.

4. Верующие не подчиняются Папе Римскому.

5. Из таинств, признается Крещение и Причастие

6. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов

7. Не признаются культ Богородицы, чистилище, монашество, крестное знамение, иконы, священные облачения, мощи и молитва за умерших.

Протестантизм не однородный. Основные его направления является ЛЮТЕРАНСТВО, КАЛЬВИНИЗМ (Ж. Кальвин), АНГЛИКАНСТВО (в И. К.)

Принципы классификации религий

Классификация религий включает:

    объединение исторически существовавших религиозных общин, имевших сходные элементы, и соответствующие группировки;

    объединение сходных религиозных феноменов в категории, позволяющее раскрыть структуру религиозного опыта человечества в целом.

Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы, которые помогли бы справиться с объемом информации, которая лежит перед нами и избежать путаницы.

Принципы классификации религий: нормативные , географические , этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации.

Нормативные принципы

Являются наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими методами.

Недостатки : Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не существует критериев, на основе которых они строятся.

Географические принципы

Основываются на географическом распределении религиозных общин. Состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие категории:

  • религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);
  • религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);
  • религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)
  • религии Африки или племенные культы Черной Африки;
  • религии Америки (верования индейцев);
  • океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);
  • классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.

Недостатки: Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть место существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.

Этнографические и лингвистические принципы

Примером может служить классификация немецкого филолога Варда .

Вард разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации Варда:

  • океанические расы;
  • африканские расы;
  • американские расы;
  • монголоидные расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником происхождения семитической, индо-арийской и европейской рас.

Продолжение читайте в следующем Выпуске рассылки.

Философские классификации

Примеры: классификация Гегеля и О. Пфлейдера

Гегелевская классификация

Изложена в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю, процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии Гегель разделяет на три группы:

1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии и Египта.

2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия.

3. Абсолютная религия или религия абсолютной духов ности (находится на высшем уровне) - христианство.

Недостатки классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть с последующим историческим развитием.

Морфологические классификации

Подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики.Морфологические классификации также называют эволюционными.

Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура").

Классификация Тайлора имеет следующий вид:

    Культ предков , характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших.

    Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами.

    Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества.

    Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями.

    Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей.

    Монотеизм - вера в высшее и единое божество.

Феноменологические классификации

Пример : классификация голландского ученого Г. ван дер Леу ("Феноменология религии")

Классификация Г. ван дер Леу

  • объект религии - то, на что направлены религиозные чувства и действия;
  • субъект религии - душа, где объединены свещеннослужитель, священная община и священное в человеке;
  • субъект и объект в их взаимодействии;
  • мир, пути к миру и цели мира;
  • формы религии.

Классификация:

  • религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века);
  • религии борьбы (зороастризм);
  • (буддизм);
  • религия воли и послушания (иудаизм);

    религия величия и унижения (ислам);

    религия любви (христианство).

Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит пеерд собой религиоведение.

Самый плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании множеств разнообразных классификаций одновременно.

Критерии к классификациям религий

Классификации не должны быть субъективными и предвзятыми; их предметами должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны представлять как общие черты, так и особенности и уникальности религиозных форм; должны отражать динамику религиозной жизни.

С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; "Феникс", 1996.
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.

Как и в других науках, в науке изучающей религии - в религиоведении, существует несколько способов классификации, в основу которых положены различные критерии.

Например, с точки зрения хронологии различают доисторические и исторические религии. Конечно это не все типы, но думаю, большая часть.

Доисторические и исторические религии

Поскольку большинство религий известно нам благодаря письменным источникам, доисторическими считают религии того времени, когда не существовало никаких письменных свидетельств.

Доисторическая эпоха религий началась, по видимому, около 2 млн. лет до н.э. назад и закончилась приблизительно за 3 тыс. лет до н.э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки. Более поздние религии считают историческими.

Основные различия между доисторическим и историческими религиями заключается в том, что первые возникают в тех обществах, где главным занятием является охота, рыболовство и собирательство, а вторые представляют собой мировоззрение развитых земледельческих цивилизаций, возникших в Месопотамии, Египте и Китае.

Политеистические и монотеистические религии

Другим простым способом классификации религий является разделение их на монотеистические и политеистические. Какие из них возникли раньше? Об этом уже давно идут споры между учеными - религиоведами.

Если следовать Библии, то Адам и Ева - первые люди, были монотеистами, но известно, что древние иудеи были политеистами. Об этом читайте здесь.

К сожалению, нет возможности полностью изучить религию первобытных людей, так что вопрос о «первородстве» остается открытым.

Племеные, национальные и мировые религии

Но, пожалуй, наиболее часто встречающейся классификацией является та, которая выделяет следующие формы религий: племенные, национальные и мировые.

Племенные религии.

Использование термина «племенные религии» не совсем удобно, так как слово «племенной» в некоторых частях света считается неприличным.

В связи с этим часто используется термин «первобытные«.

Первобытные религии не имеют миссионерской направленности как мировые, это религии одного племени или народности.

Основой первобытных верований является анимизм.

Анимизм - это вера в мир духов, наполненный сверхчеловеческими силами и существами, значительно превосходящими человека.

Одни духи могут быть добрыми к людям, другие злыми. Если первых стараются благодарить за доброту различными молитвами и приношениями, то вторых стараются избегать или также задабривать приношениями.

Важное место среди первобытных религий занимает магия.

Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения определенных результатов.

Прибегая к магии, первобытные люди старались использовать потусторонние силы в своих целях.

Параллельно с анимизмом и магией возникает тотемизм.

Тотемизм - вера в сверхъестественную связь, существующую между группой людей (племенем или родом) и каким - либо животным, растением и другими материальными объектами.

Тотем считается покровителем или хранителем рода или племени. Его не обожествляют, но верят в родство с ним.

Наконец, еще одной распространенной формой племенных религий является фетишизм.

Фетишизм - поклонение предметам и вещам, которые считаются носителями магической и сакральной силы.

Пережитками фетишизма (а возможно и наглядным примером) являются громадные статуи Христа в католических церквях, метеоритный камень в Каабе и др.

Национальные религии.

Национальные религии - и это видно видно из названия - связаны с историей того или иного народа или нации.

Такие религии распространены в рамках исключительно определенной области или государства.

К национальным религиям относятся:

Конфуцианство и даосизм, распространенные в Китае;

Индуизм в Индии;

Сикхизм в штате Пенджаб, в Индии;

Зороастризм - Парсы на территории Индии;

Синтоизм в Японии и др.

О них речь пойдет отдельно.

Мировые религии.

Все мировые религии имеют сходства:

Оказали значительное влияние на историю всего человечества;

Носят наднациональный, космополитический характер, обращаясь ко всем людям без учета классовых, этнических и социальных различий.

Это следующие религии:

Буддизм (около 600 млн. чел);

Христианство (около 2 млрд. чел);

Ислам (более 1 млрд. чел).

Классификация религий включает:

объединение исторически существовавших религиозных общин, имевших сходные элементы, и соответствующие группировки;

объединение сходных религиозных феноменов в категории, позволяющее раскрыть структуру религиозного опыта человечества в целом.

Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы, которые помогли бы справиться с объемом информации, которая лежит перед нами и избежать путаницы.

Принципы классификации религий: нормативные, географические, этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации.

Нормативные принципы

Являются наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими методами.

Недостатки: Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не существует критериев, на основе которых они строятся.

Географические принципы

Основываются на географическом распределении религиозных общин. Состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие категории:

религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);

религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);

религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)

религии Африки или племенные культы Черной Африки;

религии Америки (верования индейцев);

океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);

классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.

Недостатки: Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть место существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.

Этнографические и лингвистические принципы

Примером может служить классификация немецкого филолога Варда.

Вард разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации Варда:

океанические расы;

африканские расы;

американские расы;

монголоидные расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником происхождения семитической, индо-арийской и европейской рас.

Продолжение читайте в следующем Выпуске рассылки.

Философские классификации

Примеры: классификация Гегеля и О. Пфлейдера

Гегелевская классификация

Изложена в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю, процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии Гегель разделяет на три группы:

1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии и Египта.

2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия.

3. Абсолютная религия или религия абсолютной духовности (находится на высшем уровне) - христианство.

Недостатки классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть с последующим историческим развитием.

Морфологические классификации

Подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики.Морфологические классификации также называют эволюционными.

Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура").

Классификация Тайлора имеет следующий вид:

Культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших.

Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами.

Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества.

Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями.

Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей.

Монотеизм - вера в высшее и единое божество.

Феноменологические классификации

Пример: классификация голландского ученого Г. ван дер Леу ("Феноменология религии")

Классификация Г. ван дер Леу

объект религии - то, на что направлены религиозные чувства и действия;

субъект религии- душа, где объединены свещеннослужитель, священная община и священное в человеке;

субъект и объект в их взаимодействии;

мир, пути к миру и цели мира;

формы религии.

Классификация:

религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века);

религии борьбы (зороастризм);

религия покоя не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма;

религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях;

динамика религий в отношении к другим религиям (синкретизм и миссионерство);

динамика религий в отношении внутреннего развития (пережитки и реформации);

религия силы и формы (Древняя Греция);

религии бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением буддизма);

религия ничто и сострадания (буддизм);

религия воли и послушания (иудаизм);

религия величия и унижения (ислам);

религия любви (христианство).

Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит пеерд собой религиоведение.

Самый плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании множеств разнообразных классификаций одновременно.

Критерии к классификациям религий

Классификации не должны быть субъективными и предвзятыми; их предметами должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны представлять как общие черты, так и особенности и уникальности религиозных форм; должны отражать динамику религиозной жизни. в наиболее распространенной классификации религий выделяют ранние (первобытные или родоплеменные религии), национальные (национально-государственные религии) и мировые религии.

В последующих лекциях они станут предметом нашего рассмотрения. Причем сразу подчеркнем, что особое внимание в нашем курсе будет уделено мировым религиям, сыгравшим важнейшую роль в формировании современного облика человеческого общества и явившимся духовной основой современных цивилизаций.

Необходимо также отметить и такое явление в современном мире как нетрадиционные религии и культы - новые религиозные движения и группы, возникшие в 60-70-е годы XX века и получившие распространения в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла - все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни.

Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному. Феномену нетрадиционной религиозности будет посвящена отдельная лекция.

Подводя итоги первой лекции, можно констатировать, что религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни.

Классификация религий.

Эгоцентрическая религия это налаживание или восстановление духовной связи индивида со своим истинным Я, поиск собственной незримой сущности внутри себя, внутренний диалог о своем сокровенном и священном архетипе и о резервах самоусовершенствования. Такого рода индивидуалистическая религия, чаще всего атеистическая, внецерковная и внеконфессиональная, обычно исходит из идеи о самодостаточности истинного Я как микрокосма. Подчас сам индивидуальный микрокосм может пониматься не только как конденсат Вселенной, но и как снятая и вечно пребывающая в Я вся историческая смена людей. Все, что есть, было и будет, уже заключено в истинном Я (в Я с большой буквы, в отличие от эмпирического я), мое же несовершенное и повседневное я стремится воссоединиться с абсолютным в самом себе.

Пример – дзэнбуддизм; субъективный идеализм и имманентная философия с их самодостаточными принципами Познай самого себя и Ищи любой объект лишь внутри самопознания. В ХХ в. распространению э р способствовали ницшеанская доктрина о смерти Бога и рождении сверхчеловека, атеистический экзистенциализм с его концепциями потерянного человека, человека как кузнеца своего счастья и человека, видящего ад в других людях.

Э р мобилизует резервы самопознания и творчества индивида, совершенствует способности личности, формирует уважительное отношение к своему Я как к непреходящей ценности. Но, взятая сама по себе, эта религия явно недостаточна для выполнения социальных и космических функций человека. Преобразуясь же в компонент социоцентрической или космоцентрической религии и лишаясь вследствие этого многих своих негативных черт, духовное восхождение к

истинному Я помогает более полному постижению максимы - Относись к другому, как к самому себе.

Социоцентрическая религия выражает стремление родового человека или какой-либо части общества собрать все свои разрозненные сущностные силы воедино. Эти силы односторонне проявляются через отдельных индивидов, и их нужно сплотить, дабы обрести всеединство. Разделение труда и узкая специализация в обществе в тенденции низводят индивидов до частичной функции. При этом архетип соборности постепенно утрачивается. Восстановить утраченное социальное единство или воссоздать такое единство на новом и более высоком духовном уровне основная цель социоцентрической религии. В зависимости от ее идеалов, канонов и отношения к эгоцентрическому аспекту духовности она либо способствует, либо, напротив, тормозит, сопротивляется совершенствованию индивидуальности.

Космоцентрические религии обычно определяются как восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной. Например, христианство, основанное на идее о том, что Адам своим грехопадением порвал связь с Богом, испытывает в лице народившегося от Бога человечества вину перед Творцом и пытается восстановить с Ним духовную близость. Иисус Христос искупил первородный грех, и теперь все христиане, родившиеся к новой жизни через крещение водой и Святым Духом, находятся в духовной связи с Богом.

Случайные статьи

Вверх