Исторические формы брака. История развития брачности в россии Современная классификация миграционного движения

В России, как и везде, издавна существовала традиция ранних браков. Но в Западной Европе она была изжита не менее четырех веков назад. С середины второго тысячелетия здесь стал распространяться новый, отличный от традиционного тип брачности, названный Дж. Хаджналом «европейским». Одной из его главных отличительных черт было позднее вступление в брак и высокая доля лиц, никогда не женившихся и не выходивших замуж. К началу ХХ века во многих странах Западной Европы 70-80 процентов женщин в возрасте 20-24 года не были замужем, и даже к 30 годам доля незамужних достигала 40, а иногда и 50 процентов. Неженатых мужчин в этих возрастах было еще больше. Хаджнал Дж. Европейский тип брачности в ретроспективе. // Брачность, рождаемость, семья за три века - М.: Статистика, 1979. - 16 с.

В России же, в ее нынешних границах, к началу ХХ столетия почти безраздельно господствовала традиционная ранняя и почти всеобщая брачность.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года показала, что к возрасту 50 лет почти все мужчины и женщины состояли в браке: доля никогда не состоявших в браке к этому возрасту составляла 4% для женщин и 5% для мужчин.

Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет. Но европейская часть Российской империи включала в себя прибалтийские губернии и некоторые другие районы со значительным протестантским и католическим населением, у которого тип брачности был близок к европейскому. Если же говорить о собственно России в границах близких к современным, то доля ранних браков была еще большей -- в брак вступали сразу по наступлении социально признаваемого возраста совершеннолетия, который во второй половине XIX в. находился для девушки в интервале 13-16 лет, для юноши -- 17-18 лет. Вишневский А.Г., Тольц М.С. Эволюция брачности и рождаемости в советский период. // Население СССР за 70 лет. / Отв. ред. Л.Л. Рыбаковский - М.: Наука, 1988 - 75 с.

В целом на рубеже XIX и XX веков по показателю среднего возраста вступления в первый брак Европейская Россия, даже с учетом западных и северных губерний с их более поздней брачностью, была гораздо ближе к самым отсталым аграрным восточноевропейским странам, таким, как Болгария, Румыния, Сербия, или к Японии и другим странам Азии, нежели к странам Западной Европы и Северной Америки (табл. 1).

Таблица 1. - Расчетный средний возраст вступления в первый брак в некоторых странах мира, рубеж XIX и XX веков* Patterns of First Marriage: Timing and Prevalence. N.Y.: United Nations, 1990. P. 7-18.

Страна, год

Страна, год

Швеция, 1900

Италия, 1901-1905

Нидерланды,1900-1904

Англия и Уэльс, 1901

Польша, 1900

Германия, 1900

Европейская Россия, 1897

Бельгия, 1900

Япония, 1920

Чехия, 1900

Болгария, 1900

Франция, 1901-1905

Румыния, 1899

Испания, 1900

Сербия, 1900

Канада, 1911

* Расчетный средний возраст вступления в брак (SMAM -- Singulate Mean Age at Marriage), оцениваемый на основе возрастного распределения женщин, никогда не состоявших в браке. Методика расчета предложена Дж. Хаджналом (См.: Patterns of First Marriage. Timing and Prevalence. United Nations. N.Y., 1990. P. 323-327).

Источник: Patterns of First Marriage: Timing and Prevalence. N.Y.: United Nations, 1990. P. 7-18.

Между тем, как это ни покажется странным, за 100 лет никаких видимых изменений в возрастных характеристиках вступления в первый брак для женщин не произошло.

Правда, в России в 1930-х -- 1950-х годах наблюдалось повышение возраста вступления в брак, а поколения женщин 1910-1930 годов рождения характеризовались повышенной, по сравнению с предшествующими поколениями, долей никогда не состоявших в браке к концу жизни. Однако это было временное отступление от традиционной модели брачности, тогдашнее сближение российских характеристик брачности с наблюдаемыми в западных странах было вызвано не столько эволюционными процессами, сопровождавшими общую модернизацию российского общества, сколько кризисными проявлениями избранного способа модернизации и специфическими условиями жизнедеятельности поколений, переживших коллективизацию, репрессии, голод и войну.

Приводимые в таблицах 2 и 3 данные, основанные на так называемых таблицах брачности, позволяют проследить изменение модели брачности в России за 100 лет.

брачность демография россия

Таблица 2. - Некоторые характеристики вступления в первый брак для условных поколений женщин за различные годы Захаров С.В. Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. - С. 109.

Территория

Накопленная доля вступивших в первый брак к возрасту, %

Доля никогда не состоявших в браке к возрасту 50 лет, %

1897, М.С. Тольц

Европейская часть Империи

1925-1928, Ю.А. Корчак-Чепурковский

1949-1959, Л.Е. Дарский

1965-1968, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

1975-1978 Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

1980-1984, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, русские

1989-1993, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, русские

Таблица 3. - Возраст вступления в первый брак условных поколений женщин за различные годы Захаров С.В. Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. - С. 109.

Территория

Сред. возр. для вступив. в брак до 50 лет

Сред. возр. для вступив. в брак до 30 лет

Медианный возраст*

Модальный возраст**

Европейская часть Империи

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, русские

Россия, русские

  • * Возраст, к которому половина женщин вступает в первый брак.
  • ** Возраст, в котором наибольшее число женщин вступает в первый брак.

Как видим, в начале 1990-х годов, как и сто лет назад, более 30% девушек вступало в брак в возрасте до 20 лет, более 80% к 25 годам хотя бы один раз выходили замуж. Половина всех девушек вступала в первый брак к возрасту 21 год (медианный возраст), а наиболее часто встречаемый возраст замужества, в соответствии с таблицей брачности за 1989-1993 годы, составлял 19 лет (модальный возраст), т.е. соответствовал наиболее распространенному возрасту невесты на территориях преимущественного проживания православного населения во второй половине XIX века (по таблице брачности для населения Европейской России за 1897 год, включавшей, как уже говорилось, территории с западноевропейским типом брачности, модальный возраст первого брака был равен 20 годам).

Таким образом, в России социальная норма, определявшая возраст первого замужества как 18-22 года, удержалась на протяжении жизни целого ряда поколений, несмотря на гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие за это время в российском обществе. Более того, вероятность вступить в брак до 20 лет, т.е. сразу же по достижении официального брачного возраста (18 лет), в начале 1990-х годов даже была несколько выше, чем в конце XIX века! Вследствие этого оценки среднего возраста замужества для женщин, вступивших в брак до 30 лет, медианного и модального возрастов первого брака оказываются к концу XX века чуть ниже, чем в конце XIX века или в первых десятилетиях XX века.

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Исторически брак прошел длительный многовековой путь развития и смены одних его форм другими. Эти исторические изменения описываются в специальной историко-этнографической и историко-социологической литературе, к которой и следует обращаться тем, кто интересуется этими вопросами.

Говоря о браке, необходимо прежде всего отметить неоднозначность трактовки этого понятия в праве и других общественных науках.

С точки зрения права, браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Для демографии брак интересен прежде всего как предусловие создания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности.

При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза мужчины и женщины, сколько наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, т. е. сожительство. Эту разницу в употреблении одного и того же термина в разных науках следует иметь в виду. Вместе с тем демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления, является чрезвычайно важным индикатором состояния семьи как социального института. Наблюдающийся в последние десятилетия рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств свидетельствуют (вместе с другими аналогичными явлениями) об углубляющемся кризисе семьи, о деградации ценностей фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия, нарастание девиантных форм социального поведения. И дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых «материнских» семей. Сама возможность жить в сожительствах, без легимизации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни.

В том, что касается брака и брачных отношений, существует терминологическая путаница, которая возникла из-за некритического переноса юридической терминологии в демографию и разобраться в которой не всегда просто. В частности, выражение фактический брак иногда употребляют как синоним сожительства, противопоставляя его зарегистрированному браку. В таком же контексте, с другой стороны, употребляют порой и выражение гражданский брак, понимая под ним брак незарегистрированный.

Удивительно, что не только разные энциклопедические справочники трактуют эти понятия по-разному, но даже в пределах одного и того же словаря в статьях разных авторов порой можно найти взаимоисключающие трактовки этих терминов. До 1917 г. под гражданским браком понимали брак, заключенный без совершения соответствующего религиозного обряда (венчания и т.п.).

Чтобы избежать этой путаницы, следует под гражданским браком понимать брак зарегистрированный, а о сожительстве говорить в тех случаях, когда брачные отношения существуют вне юридически признанной, легитимной формы. Что касается термина фактический брак, то независимо от его употребления в праве, за пределами чисто юридической терминологии он должен использоваться только для констатации наличия действительных и эффективных брачных отношений безотносительно, настойчиво повторю еще раз, к их юридической форме. Противопоставление фактического брака зарегистрированному основано на недоразумении: наличие юридической формы отнюдь не означает, что нет фактических брачных отношений и, наоборот, наличие фактических (т.е. реальных, действительных) брачных отношений отнюдь не означает, что последние никак юридически не оформлены.

Типы брака - зарегистрированный и фактический - не являются взаимоисключающими. Большинство зарегистрированных браков являются также и фактическими, а большая часть фактических - зарегистрированными. Однако среди зарегистрированных браков есть фиктивные браки, которые были юридически оформлены не для создания семьи, а ради приобретения жилищных, имущественных или других прав. Некоторые из зарегистрированных браков фактически уже распались, но де-юре продолжают существовать, поскольку развод еще не оформлен. Нередки случаи, когда кто-то состоит в зарегистрированном браке с одним человеком, а в фактическом - с другим. Поэтому как альтернативные типы можно рассматривать только зарегистрированный и незарегистрированный брак. Синельников А.Б. Брак // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

Под видами или формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди видов брака прежде всего различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие.). Моногамия, или моногамное супружество, - это брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия, или полигамное супружество, - это брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния, или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия, или многомужество). Вопреки широко распространенному мнению, специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия (полигиния) в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия: по данным американского социолога Дж. Мэрдока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раз превышает число тех культур, где преобладала моногамия. При этом наиболее распространенной формой полигамии является полигиния, до сих пор широко практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам.

Что касается полиандрии, или многомужества, то распространенность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде т.н. фратернальной полиандрии, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. В настоящее время даже в многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и, более того, поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом.

В настоящее время все большее распространение получает т.н. серийная моногамия (некоторые авторы говорят о последовательной моногамии), т.е. повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. Это явление достигло таких масштабов, что многие исследователи, а еще больше журналисты и политики, перестали считать брак пожизненным союзом мужчины и женщины (у них существует идиосинкразия на само слово пожизненный), рассматривая его как временный альянс, который может быть расторгнут в любое время по желанию любого из супругов. И серийная моногамия сама по себе, и примирительное отношение к ней как к нормативному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Заключение брака является результатом, финальной стадией брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных, потенциальных брачных партнеров(которую иногда называют брачным кругом) так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный, партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Брачный круг - совокупность возможных брачных партнеров.

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора.

В первом отношении, т. е. в том, как определяется пространство возможных брачных партнеров, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки.

Если повторные браки не допускаются, как это имеет место в культурах традиционной, жесткой моногамии, если, иначе говоря, человек, состоящий или состоявший в браке и выбывший из него, не может в силу действия социокультурных, моральных и правовых запретов вновь вступить в брак или хотя бы рассчитывать на это, то пространство возможных брачных партнеров образуют только те индивиды, которые не состоят в браке или даже (в более сильном варианте, существующем в некоторых культурах) никогда в нем не состояли. Человек вступает в это пространство по достижении установленной обычаем или законом зрелости и покидает его, вступив в брак.

Если же повторные браки допускаются, если допускается, иными словами, серийная моногамия, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.

Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках».

Но в любом случае человек, как уже сказано, становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.

Брачный возраст в Российской Федерации, установленный законом, - 18 лет для мужчин и для женщин. Органы местного самоуправления при наличии уважительных причин вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак тем, кто достиг возраста 16 лет. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены порядок и условия, при которых вступление в брак может быть разрешено, в виде исключения, до 16 лет.

Брачный возраст - минимальный брачный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира Б. в. устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и др. условий данной страны. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 34.

В нашем обществе, т. е. в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин) к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

Например, в России с 1980 г. по 1996 г. доля вступивших в повторный брак увеличилась для мужчин с 18,9 до 28,4%, а для женщин - с 17,9 до 27,8%, затем, правда, несколько снизившись, соответственно до 28,0 и 26,9% в 1998 г. При этом подавляющее большинство повторных браков было заключено после развода (более 80% всех повторных браков как для мужчин, так и для женщин). В крупнейших городах доля вступающих в повторный брак еще выше: например, в Москве в 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин.

Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 1980-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера.

Во втором отношении, т. е. в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом - практически повсюду, преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

Вступление в брак означает, с социологической точки зрения, смену одного из социальных статусов, которыми обладает каждый человек, в данном случае - смену брачного статуса, или брачного состояния. Демография как наука о воспроизводстве населения интересуется как самим массовым процессом формирования брачных союзов (и их распадом), т. е. массовым процессом смены брачных статусов - брачностью, разводимостью, овдовением, - так и распределением населения по брачным статусам, т. е. брачной структурой. Вопросы брачной структуры рассматривались в главе. В следующих параграфах этой главы мы рассмотрим основные характеристики главного компонента массового процесса смены брачных статусов - брачности, разводимости.

В истоpии человечества существовали иногда одновpеменно, но в pазных местах, четыpе системы бpачных отношений:

* гpупповой бpак - бpачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был pаспpостpанен в пеpвобытном обществе);

* полигиния - один мужчина и несколько женщин (этот тип лучше всего подходил скотоводам-кочевникам);

* полиандpия - одна женщина и несколько мужчин (кpайне pедкий случай, существовавший у одного из наpодов Индокитая);

* моногамия - один мужчина и одна женщина (пpеобладающая фоpма бpака у земледельческих наpодов).

Моногамия встpечается в двух фоpмах: пожизненная и допускающая pазвод, или легкоpазводимая. Неполная семья (один pодитель с детьми) в дpевности встpечались кpайне pедко.

К настоящему вpемени полиандpия исчезла, гpупповой бpак сохpанился только у немногих племен, полигиния, хотя и сокpатилась, но осталась у миллионов мусульман. Напpотив, моногамия pасшиpилась, но не пожизненно, а с pазводом. Возpосло также количество неполных семей.

Антpопологам известны общества, где pазpешены абсолютно все типы бpака, но большинство людей почему-то выбpали моногамию. Ученые полагают, что поступить так их вынуждают экономические сообpажения.

Таковы основы классификации семьи и бpака, пpинятой в совpеменной науке, пpежде всего этногpафии и антpопологии. Антpопологи и этногpафы также pазpаботали классификацию истоpических типов pодства . Они выделяют две главные системы pодства - классификационную и описательную.

В классификационных системах , котоpые хаpактеpны для пеpвобытного общества, одними и теми же теpминами обозначаются все мужчины и женщины опpеделенных возpастных гpупп и бpачных классов. В описательных системах, свойствен- ных для классового общества, имеются теpмины для отдельных pодственников: отец, мать, сын, дочь, бpат и т. д.

Только пеpвая система объясняет гpупповое pодство (бpак). Пpимеpом служит австpалийское племя Западной Виктоpии. Оно pазделено на две половины - Белого и Чеpного какаду. Мужчины каждой из этих половин с самого pождения считаются мужьями женщин дpугой половины. У некотоpых племен наблюдаются не 2, а 4 или 8 бpачных классов.

Любопытные факты

Женщины, которые хотят родить сына, должны иметь партнёра постарше, а если нужна дочь - друга помоложе. Так утверждают исследователи из Ливерпульского университета во главе с Джоном Меннингом. Они обнаружили следующее: если женщина имеет партнера на 5-15 лет старше себя, у нее в два раза больше шансов родить первого ребенка мальчика, чем девочку. Для женщин, чьи партнеры на год или больше младше, это соотношение прямо противоположно. Сами исследователи уверены, что возраст играет здесь не главную роль. Главное - социальный статус. Мужчины среднего возраста, которые привлекают молодых женщин, среди других достоинств обычно имеют деньги и высокое положение в обществе. Если от таких мужчин действительно рождается больше мальчиков, чем девочек, это подтверждает эволюционную теорию, по которой хорошо питающиеся животные с высоким статусом имеют в потомстве больше самцов, а бедные голодные животные - больше самок. Еще одно подтверждение теории Джона Меннинга - у американских президентов на 50% больше сыновей, чем дочерей. И при проверке знаменитых мужчин с положением в обществе, упомянутых в книгах «Кто есть Кто» в Британии, Германии и США, также оказалось, что у них больше сыновей, чем дочерей (http://www.4w.ru)

Система бpачных классов не означает, что мужчины и женщины состоят в pеальном гpупповом бpаке. Пpосто они обладают пpавом пользоваться дpугими услугами (хозяйственными или сексуальными) пpедназначенных им в мужья или в жены людей тогда, когда им это нужно. Они могут вступать в половые отношения с дpугими мужчинами и женщинами. Это называется внебpачными связями, ибо основной бpак с суженным от pождения может офоpмляться соответствующим обpядом. Супpуги общаются дpуг с дpугом только вpемя от вpемени - в зависимости от обстоятельств и желания.

У племени семангов, описанных Н. Н. Миклухо-Маклаем, девушка, пpожив несколько дней или недель с одним мужчиной, добpовольно и с согласия мужа, пеpеходит к дpугому. Так она обходит всех мужчин гpуппы, после чего возвpащается к своему супpугу, но не остается у него, а пpодолжает вступать в новые вpеменные бpаки. Так же поступали и мужчины.

У многих отсталых племен, существующих доныне, сохpанился гpупповой бpак. Некоторые ученые видят в нем сочетание всеобщего многоженства и многомужества в двух взаимобpачных гpуппах. В подобной ситуации отношения двух супpугов становятся чем-то неважным. Жена может вступать в сексуальные отношения с любым мужчиной из дpугой половины племени либо оказывать ему некотоpые хозяйственные услуги. (У абоpигенов Австpалии мужья пользовались пpодуктами собиpательства своих жен, а жены - охотничьей добычей мужей.)

В совpеменном понимании это, конечно, не семья. Но если гpупповой бpак pассматpивать как пpавообязанности двух гpупп поставлять фактических супpугов, совместная жизнь котоpых была уже достаточно пpодолжительной, то мы усмотpим в нем зачаточную фоpму настоящей семьи. Супpуги все-таки уже выделяли дpуг дpуга из общей массы, оказывая взаимное пpедпочтение.

Этногpафам хоpошо известны факты, когда супpуги селились врозь. Они пpодолжали жить в своих гpуппах, эпизодически встpечаясь в лесу, в поле, на охоте, в общественных местах. Подобный бpак называется дислокальным . Он обозначает pаздельное пpоживание супpугов. Дислокальный бpак сохpанился до сих поp только у пpимитивных племен

Брачность- процесс формирования брачных пар.

Показатели брачности и разводимости

Современная классификация миграционного движения

Миграция населения -- это один из видов мобильности, а именно -- пространственная мобильность или в более узком и специальном значении слова под миграцией населения понимается совокупность переселений людей, то есть таких их перемещений по территории, которые неразрывно связаны со сменой ими мест жительства на относительно продолжительный срок.

В миграционное движение населения обычно включают 4 основных вида: переселения (безвозвратная миграция), сезонная, маятниковая, эпизодическая.

Маятниковая (приграничная) миграция- ежедневный (реже еженедельный) переезд с места постоянного места жительства на место работы или учебы в другом межпоселенном пункте или гос-ве. Сюда не стоит включать понятие «эпизодические передвижения», т.е. деловые, туристические поездки, не имеющие регулярного характера.

Понятие «долгосрочная или постоянная миграция» часто ассоциируется с безвозвратной миграцией. Однако стоит различать эти понятия. В России категория постоянно проживающего дается после 6 месяцев проживания, по подходу ООН такой статус приобретается после одного года. Кроме того долгосрочная (постоянная) миграция имеет трудовой, коммерческий, учебный характер, являясь таким образом одной из разновидностей возвратной миграции.

Безвозвратная миграция связана не только с изменением постоянного места жительства, но и со сменой гражданства, если речь идет о международной миграции. В последнем случае говорят об эмиграции или иммиграции.

Вынужденная миграция м.б. международной и внутренней. Основные понятия здесь: беженцы, лица ищущие убежища, депортированные, эвакуированные, перемещенные лица (если это внутренние передвижения). Для этого типа миграции характерна внезапность, остутствие времени на принятие обдуманного решения. Так что сюда не включается понятие «экономических беженцев». Однако как исключение сюда можно отнести «лиц ищущих убежище».

  • 3 стадии миграции:
  • 1-принятие решения мигрировать,
  • 2-непостредственное территориальное перемещение,
  • 3-стадия адаптации

Международная миграция населения - территориальные передвижения людей через госграницы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства или с пребыванием в стране-въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и т.д.

Феномен «прозрачных границ» о необходимости подразделения двух понятий: международная и внешняя миграция. Можно сказать что внешняя миграция это промежуточный тип который при определенных условиях может принимать внутренний или международный характер а может выступать и самостоятельно отражая например этническую миграцию.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки, не имеющие регулярного временного характера. Считается, что по своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает.

Исторические типы брачности. Эволюция типов брачности в Европе и России.

Билет №29

Брак - санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям.

Брачность - это процесс образования супружеских пар в населении.

Бракоспособное население -совокупность лиц, потенциально способных вступить в брак.

Брачная когорта - это совокупность лиц, вступивших в брак в один и тот же период.

Брачное состояние - статус, связанный с нахождением ими в той или иной брачной категории. Брачные категории зависят от правовых норм страны(женат (замужем), сожительствующий, одинокий, вдовец, разведен, разошедшийся.

Брачный возраст - возрастные границы, в пределах которых закон

(обычай) допускает вступление в брак. В России минимальный брачный возраст -18 .

Безбрачие - отсутствие факта вступления в брак в течение всей жизни индивидуума.

Матримониальное поведение - поведение индивидуума на брачном рынке.

В древности почти все бракоспособное население вступало в брак, возраст вступления

в первый брак был низким и уровень безбрачия в населении был очень незначительным. С XV века европейский тип брачности (Хаджнал, 1979), для которого характерны более

поздние браки и более высокая доля безбрачия в населении. Высокий возраст вступления в брак был особенно характерен для мужчин, так как им необходимо было создать экономическую базу для формирования нового домохозяйства. Т.о. этот возраст был равен для мужчин- 28 лет, для женщин - 25 лет.Под тим типом брачности Дж. Хаджнал понимает западноевропейский тип брачности (Франция, Голландия, Германия, Швеция, Испания, Финляндия) и восточноевропейского типа брачности (Босния, Болга-

рия, Россия, Румыния, Сербия), где доля безбрачия в странах восточной Европы была очень низка (не более 5%), а средний возраст вступления в первый брак относительно низок (21 год). В странах первого типа доля окончательного безбрачия равна в среднем по странам 15% для мужчин и 17% для женщин. А в восточноевропейских странах не состоящих в браке практически нет. Можно выделить и так называемый промежуточный тип (Венгрия, Греция), который имеет промежуточные характеристики доли безбрачия (5–9%) и среднего возраста вступления в брак (21–23). Уровень окончательного безбрачия считается низким,

Характеристики брачности неевропейских стран (традиционный тип): доля

не состоящих в браке в возрастной группе 20–24 года менее 20%,

в возрастной группе 45–49 - менее 2%.

Мы будем использовать следующую терминологию в типологии современной брачности: европейский тип брачности, азиатский тип брачности (с низкой долей безбрачия, низким возрастом вступления в брак для женщин) и латиноамериканский тип брачности (с высокой долей фактических браков).По темпам изменения характеристик брачности выделяют также так называемый японский тип брачности: значительный и быстрый рост возраста вступления в брак (21,1 год в 1925 г. и 25,1 год в 1980 г.) сопровождался


относительно низкой долей окончательного безбрачия (4,4% в 1980 г.). В 1990–е гг. наблюдалось сближение японского типа брачности с европейским. Характеризуя современные типы брачности, анализируют также средний возраст вступления в первый брак для мужчин и разницу в этих показателях по полу. Для развитых регионов: 27,9 годам для мужчин и 25,2 года для женщин, для менее развитых регионов - 24,9 и

21,4 года, соответственно. Существенный гендерный разрыв (более чем 5 лет) в основном характерен для африканского региона, де также велика доля 15–24-летних женщин и мужчин уже вступивших в брак.

Россию по возрасту вступления в первый брак и уровню безбрачия скорее можно отнести к азиатскому (у Дж. Хаджнала к восточноевропейскому) типу брачности.

Случайные статьи

Вверх