Демографическая политика на повышение рождаемости. Демографический политика. Виды, методы и примеры проведения. История демографической политики

Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

В широком смысле демографическая политика - это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума. В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения . Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку, и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:

· государственную помощь семьям с детьми;

· создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;

· снижение заболеваемости и смертности;

· увеличение продолжительности жизни;

· улучшение качественных характеристик населения;

· регулирование миграционных процессов;

· урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных. В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску - достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты - ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики:

экономические меры:

· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости

· преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости

административно-правовые меры:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение

· матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

воспитательные и пропагандистские меры:

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

· гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений - изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи - тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые.

Человек - главная производительная сила общества и одновременно основной потребитель произведенной продукции. Поэтому анализ численности, состава и размещения населения, условий и характера его хозяйственной деятельности - важнейшая часть всякого экономико-географического исследования. Изучение населения обычно начинают с анализа его численности.

Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей стране - загс, милиция) при гражданской регистрации рождений, смертей, браков и разводов, переездов населения и т. п. Однако установить точно численность населения невозможно, так как в некоторых странах переписи либо не проводились вовсе, либо их не было давно, а текущий учет численности населения организован плохо. Поэтому общая численность населения мира, отдельных его регионов, стран и районов имеет приближенный характер.

На протяжении всей истории человечества численность населения увеличивалась очень медленно. Это объяснялось большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, голодом. Только в XIX в. население Земли стало расти быстрее. Особенно быстрый рост его наступил в XX в. Если в 1850 году численность населения мира составляла 1 млрд человек, то 1987 г. она преодолела пятимиллиардный рубеж, а в 2000 г. уже превысила 6 млрд человек. Таким образом, за последние 150 лет человечество увеличило свою численность в б раз. По прогнозам, вплоть до 2015 г. абсолютный ежегодный прирост населения будет оставаться на прежнем, очень высоком уровне (примерно 90 млн человек), а общая численность населения Земли на этом рубеже составит 7,5 млрд человек, к 2025 году она достигнет 8 млрд человек. Такое резкое увеличение численности населения, столь высокие темпы его роста получили название «демографического взрыва».

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредоточено в восточном полушарии, 90% - в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на растоянии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% - в Европе, 14% - в Африке, 13,5% - в Америке (Северной и Южной), 0,5% - в Австралии.

Еще более существенны различия в характере распределения населения по странам мира. Особую группу образуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн человек: Китай (1 млрд 237 млн человек), Индия (970 млн. человек), США (268 млн человек), Индонезия (205), Бразилия (160), Россия (147), Пакистан (138), Япония (126), Бангладеш (122), Нигерия (107). На пороге 100-миллионников стоят Филиппины, Эфиопия, Иран, Конго (Заир).

Средняя плотность населения обитаемой суши - 45 человек на 1 кв. км, но около половины ее имеют плотность населения менее 5 человек на 1 кв. км, а 15% ее территории совершенно не освоено людьми (области с экстремальными природными условиями - приполярные зоны, пустыни, высокогорья).

Наиболее заселенными районами (200 человек на 1 кв. км и выше) мира являются:

· Восточная и Юго-Восточная Азия (включает Восточный Китай, КНДР, Республику Корею, Японию, Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины), где проживает около 2 млрд человек, а плотность населения в отдельных местах (долина реки Янцзы, Японские острова, остров Ява и др.) превосходит 300 человек на 1 кв. км;

· Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) с численностью населения более 1,2 млрд человек и сосредоточением населения в отдельных местах (долина Ганга и Брахмапутры) до 500 человек на 1 кв. км;

· Западная Европа (Великобритания, север Франции, Германия, страны Бенилюкс);

· Восточная Америка (юго-восток Канады и северо-восток США, острова Вест-Индии, приморские районы Бразилии и Аргентины);

· Северо-Восточная Африка (долина Нижнего Нила).

Среди стран мира наиболее высокую плотность населения имеют Монако (15,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Сингапур (4,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Бангладеш (более 800 чел. на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия (320-350 чел. на 1 кв. км), Индия (300), Китай (125). Для сравнения: средняя плотность населения США - 27 чел. на 1 кв. км, России -8,7 чел., Канады и Австралии - 2 чел. на 1 кв. км. В большинстве стран мира численность населения не достигает и 10 млн человек. Более 80% населения проживает в развивающихся странах, на них же приходится, и основная доля трудовых ресурсов мира.

Отмеченные особенности размещения населения - результат совокупного влияния многих факторов: природных, исторических, демографических, социально-экономических. Однако влияние большинства из этих факторов не является решающим, и все более ослабевает по мере развития производительных сил. Страны и районы с высоким уровнем развития производительных сил являются центрами притяжения, сосредоточения населения. Так, благодаря высокому уровню развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Западной Европе и в северо-восточной части США (район Рура в ФРГ и Лотарингии во Франции, район Аппалачей и Великих Озер в США). В этих промышленных районах мира плотность населения достигает 1000-1500 человек на 1 кв. км. Районами высокой концентрации рабочей силы являются также страны развитого трудоемкого рассеяния - в Южной и Юго-Восточной Азии, нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока и др.

Демографическая политика - это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа - на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры, включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющим двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

Понятно, что направление демографической политики зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения . Она проводится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер - таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачи ваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демогра­фическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения . По­жалуй, наибольшие усилия в этом от ношении прилагают две самые большие страны мира - Китай и Индия.

Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок» . Осуществление этой политики уже дало большие результаты.



Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступ­ления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из че­тырех человек под девизом: «Нас двое - нам двоих» . В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, по­являющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-е гг. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления которого резко выступила католическая церковь.. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-За падной Азии, по соображениям ре­лигиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой демографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропиче ской Африки.

Демографическая политика развитых и развивающихся стран отличается друг от друга, так как перед каждым из этих типов стран стоят разные задачи по регулированию численности и воспроизводства населения.



А в других государствах в последние годы проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости. Например, в Китае (самой большой по численности населения стране мира) в результате проведения демографической политики были достигнуты наиболее ощутимые результаты - годовой прирост населения снизился с 28 промилле (1968 г.) до 11 промилле (в 1990-е гг.), т. е. естественный прирост стал даже ниже среднемирового (растет поколение «без братишек и сестренок»). Политику государственного ограничения рождаемости проводят также Индия, Индонезия, Бангладеш и ряд других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Причем в последнем регионе демографическая политика отличается наименьшей эффективностью (особенно в слаборазвитых странах Африки). Неграмотность взрослого населения является одним из существенных препятствий для успешного проведения этой политики. В современном мире около 1 млрд человек среди населения старше 15 лет - неграмотны. Таким образом, демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. В 12% стран мира (главным образом в Европе) проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, а более чем в 40% стран мира - на ее снижение. Задача естественной стабилизации количества жителей нашей планеты считается одной из глобальных проблем человечества.

………. ежегодно в мире рождается около 140 млн человек. Соот­ветственно каждую секунду появляются трое, каждую минуту - 175, каждый час - 10,4 тыс., а каждые сутки 250 тыс. новых «зем­лян» (это примерно равно населению таких городов, как Рыбинск, Братск или Йошкар-Ола). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц - население такой страны, как Австрия или Тунис.

………. автомобильные катастрофы ежегодно уносят примерно 250 тыс. человеческих жизней. В том числе на территории СНГ в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек (из них в России - 35 тыс.).

………. по данным демографической статистики, самой многодет­ной матерью в мире в 80-х гг. была одна из жительниц Чили, которая в общей сложности родила 55 детей. У нее всегда были двой­ни и тройни.

Демографическая политика представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на формирование наиболее благоприятного для целей общественного развития типа воспроизводства и расселения населения. Она может включать меры по регулированию внешней и внутренней , упорядочению процессов , достижению более низкого уровня смертности путем совершенствования службы здравоохранения, но одна из основных ее задач — воздействовать на режим (стимулировать и ограничивать ее) с помощью различных экономических, социальных, административно-юридических и пропагандистских средств. Экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи, ссуды и , налоговые и жилищные льготы и т.д. К числу административно-правовых средств относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты, использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию. Большую роль на воспроизводство оказывают пропагандистские и воспитательные меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определяющие демографический в обществе. В конкретной действительности выбор средств воздействия на рождаемость широко варьируется в зависимости от поставленных задач и степени их научной обоснованности, общественных условий и реальных государственных возможностей.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во-второй половине XX столетия, что обусловлено с существенной территориальной дифференциацией естетсвенного прироста в мире. С одной стороны в ряде регионов наблюдается демографический взрыв, вызывающий комплекс социально-экономических, с другой стороны на развитех страны стремительно надвигается демократический кризис, обусловленный депопуляций и старением населения.

В странах западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что наиболее активно политику поощрения рождаемости и естественного прироста проводят и Швеция.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование. В конце 1980-ых г.г., когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых занимает ныне неконкурентное первое место в мире. В конце 1990-х г.г. была подготовлена программа действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX века, создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводят большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы её проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребёнка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и пр. льготы) принимаются для опосредованного поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью несмотря на то, что экономические меры оказывают определённое влияние на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (3 и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и пр.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, являются важнейшими задачами общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

Помощь в реализации существующей потребности в числе детей;

Изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и пр.).

Условием успешности проведения демографической политики является её долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.



Эффективность демографической политики определяется сопоставлением её целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведёнными материальными затратами общества.

Численность населения мира в настоящее время превысила 6 млрд.чел. Главной особенностью его развития является сохранение двух типов населения - развитых и развивающихся стран. Большая часть населения мира сосредоточена в развивающихся странах. Так, если в 1950 году на долю этих стран приходилось 2/3 мирового населения, в 1998 году – 4/5, то согласно прогноза экспертов ООН по народонаселению на 2050 год – 7/8 мирового населения. К середине XXI века вырастет население большинства регионов мира. Наибольший прирост предполагается на африканском континенте.

В настоящее время прирост мирового населения сосредоточивается в ограниченном числе стран. Так, около трети прироста приходится всего лишь на две страны мира – Индию и Китай.

Сокращение численности населения эксперты ООН прогнозируют в странах с развитой экономикой и низким уровнем рождаемости, в первую очередь – в Японии и в странах Европы. Ожидается, что к 2050 году число жителей, например, Болгарии уменьшится на 34%, Румынии - на 29%, Украины – на 28%, России – на 22%, Латвии – на 23%, Польши – на 17%, Южной Кореи – на 13%, Германии – на 9% и т.д.

Рождаемость в развитых странах находится на уровне ниже, необходимого для простого возобновления поколений. К 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в среднем по развитым странам может снизиться с нынешнего 1,6 до 1,5. Однако к 2050 году, по прогнозу ООН, возможно его увеличение до 1,9. Среди развитых стран самый высокий уровень рождаемости в последние годы наблюдается в США – 2,0.

В развивающихся странах суммарный коэффициент рождаемости находится на уровне, существенно превышающем уровень простого воспроизводства. Так, в 2005 году его величина составила по Африканскому континенту в целом 5,1 ребёнка, в Западной Азии – 3,6, в Центральной и Южной Азии – 3,2, в Центральной Америке – 2,8 и т.д. Однако и в этих странах идёт процесс снижения рождаемости.

Смертность населения в настоящее время постепенно снижается практически во всех регионах мира.

Деятельность по снижению смертности становится наиболее успешной по мере развития человечества, устойчивого экономического роста, создания материальной базы для развития медицины, здравоохранения и пр. Наиболее отчётливо это проявилось, в первую очередь, в Европе. До начала XX века здесь удалось существенно снизить смертность от голода, инфекционных заболеваний, значительных эпидемий. К концу XX века снижение смертности замедлилось, и в настоящее время ее уровень стабилизировался.

В развивающихся странах процесс снижения смертности продолжается. Изменяется не только её уровень, но и структура причин смерти – она стремится к типу смертности в развитых странах мира. Несмотря на достигнутые во второй половине прошлого века успехи, смертность в Африке, Азии и Латинской Америке ещё имеет резервы для дальнейшего снижения, особенно - младенческой смертности. К началу XXI века наиболее высокой младенческая смертность остаётся в Африке – 88 ‰, при среднемировом значении – 56 ‰.

В связи с уменьшением общей смертности населения растёт ожидаемая продолжительность жизни. Так, если в начале 50-х годов прошлого века ожидаемая продолжительность жизни для всего населения мира составляла 46 лет, то к началу нынешнего века она увеличилась до 67 лет. В промышленно развитых странах данный показатель в эти годы увеличился с 66 лет до 75 лет. В развивающихся странах он составил 41 и 63 года соответственно. Имеющийся разрыв в продолжительности жизни между развитыми и развивающимися странами сохранится и в обозримом будущем. К 2050 году (по оценке ООН) в более развитых странах продолжительность жизни может достичь 82 лет, а в менее развитых – 75 лет (для обоих полов). Это означает, что развивающиеся государства достигнут ныне существующего уровня смертности в развитых странах только через полвека.

Увеличение продолжительности жизни, обусловленное снижением смертности (особенно в старших возрастах), и снижение рождаемости приводят к увеличению доли старших возрастов в общей численности населения.

Возрастная структура, являясь отражением режима воспроизводства населения в прошлом, в то же время играет исключительно важную роль в формировании будущего демографического развития общества (тенденций воспроизводства населения, его численности и структуры и пр.). В связи с этим увеличение доли населения старших возрастов, т.е. демографическое старение, перерастает в настоящее время в мировую проблему и находится в сфере внимания ООН.

Впервые проблема старения населения мира рассматривалась на заседании ООН ещё в 1948 году. В последующие десятилетия темпы процесса старения оказались выше предполагаемых ранее. Поэтому в 1992 году ООН приняла Международный план действий в области старения и установила Международный день пожилого населения – 1 октября каждого года.

Особенно ощутимой проблема старения населения стала для экономически развитых стран. По оценкам ООН в этих странах в целом численность населения в возрасте 65 лет и старше составляет 14% от общей его численности. Самой пожилой среди развитых стран названа Япония, где каждому пятому жителю больше 65 лет. За ней следуют: Италия - 19% стариков, Германия - 18%, Франция – 16%, Великобритания – 16%, Канада – 13%, США – 12% и др. Улучшения возрастной структуры населения в этих странах в ближайшее время не ожидается.

Постепенно старение населения становится серьёзной проблемой и для некоторых стран Азии и Латинской Америки. Учитывая мировые тенденции демографических процессов, можно предположить, что демографическое старение со временем коснётся всего населения мира.

Одной из характеристик демографического положения являются состояние и формы брачно-семейных отношений. Основа демографических различий между экономически развитыми и развивающимися странами заключается в разной роли семьи в культуре и экономике этих стран.

В развивающихся странах семья в значительной степени пока сохраняет производственную и социальную функции. В связи с этим в них распространены сложные семьи, способные поддерживать нормы многодетности и выполняющие роль посредника во взаимосвязи общества и личности.

В экономически развитых странах преобладают простые семьи, состоящие из родителей и детей. Многие функции семьи перешли к другим социальным институтам и внутрисемейные связи утратили своё прежнее значение посредника, сделав семью непрочной.

Неблагоприятное развитие мировых демографических процессов обусловило необходимость решения сложной проблемы поддержания равновесия между численностью населения, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Одним из направлений этого является выработка нового подхода к сложному явлению – международная миграция. В документах ООН указывается на необходимость разработки и проведения миграционной политики на уровне отдельных стран, задачей которой является установление строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвращения нежелательных для интересов страны, борьба с нелегальной миграцией. Среди экономически развитых стран крупными регионами приёма мигрантов (реципиентами) являются США, страны ЕЭС. В Западной Европе большинство иностранных специалистов сосредоточено в Германии, Франции, Великобритании. В этих странах миграция стала ведущим фактором роста населения.

В настоящее время в мире почти не осталось государств, правительства которых не беспокоили бы проблемы народонаселения. Поэтому большинство стран проводят определённую государственную политику в области народонаселения.

Для экономически развитых стран основной демографической проблемой можно считать, в первую очередь, низкую рождаемость, не обеспечивающую даже простое воспроизводство населения и обусловливающую его сокращение (депопуляцию). Однако почти все они официально проводят политику невмешательства в репродуктивное поведение населения. При этом часть из этих государств (Бельгия, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Япония и др.) считают темпы роста населения и уровень рождаемости своих стран неудовлетворительными.

Промышленно развитые страны проводят государственную политику, которую, скорее всего, можно отнести к семейной политике. Общим для всех этих стран стало признание семьи важнейшим социальным институтом, главными задачами которого являются рождение и воспитание детей, подготовка их к взрослой жизни. При этом, осуществляя меры государственной помощи семьям с детьми на практике, многие страны семейную политику официально не провозглашают.

Меры государственной семейной политики в развитых странах в основном сводятся к: отпускам по беременности и родам; семейным пособиям на детей; налоговым льготам; льготам на проезд на городском и железнодорожном транспорте; запретам на увольнение беременных женщин, сохранению их места работы на период декретного отпуска, правам перехода беременных женщин на более лёгкую работу; пособиям детям-инвалидам; пособиям новобрачным и школьникам (в некоторых странах) и пр. Кроме того, во всех этих странах существуют службы планирования семьи. Однако условия и формы осуществления всех вышеперечисленных государственных мер в отдельных странах существенно отличаются.

В отдельных странах, относящиеся к группе экономически развитых, ставится цель недопущения роста населения и стабилизация его численности. В то же время фактически существующие меры помощи семьям с детьми имеют явную пронаталистскую (поощряющую рождаемость) направленность. Такое противоречие наблюдается, например, в Голландии, где размер пособия возрастает с каждым родившимся ребёнком вплоть до восьмого. Подобная дифференциация пособий на детей существует в настоящее время и в Австралии.

Противоположное отношение к вопросам упорядочивания рождаемости исторически сложилось во Франции и Германии. Эти государства в результате войн в XIX-XX веках понесли огромные потери населения. Восстановление разрушенной экономики, демографического потенциала, необходимость сохранения геополитического равновесия в Европе обусловили проведение в этих странах активной демографической политики. В последние годы демографическая направленность государственной политики сменилась на социальную.

Почти во всех странах с высоким уровнем рождаемости проводится политика по планированию семьи. В настоящее время первое место в мире по численности населения занимает Китай. Согласно последним данным в этой стране проживает 1,3 млрд.человек. Более 25 лет назад в Китае была введена система «одна семья – один ребёнок». Однако, даже в условиях жёсткого ограничения рождаемости численность его населения продолжает расти и к 2050 году может увеличиться до 1,6 млрд.чел. В 2002 году в Китае вступил в действие первый закон о демографии и плановом деторождении, закрепляющий действующую государственную политику в законодательном порядке. Согласно этому закону, некоторым категориям граждан разрешили иметь второго ребёнка. Семьи с большим количеством детей практически лишены поддержки государства, а многие – и своих гражданских прав. Политика контроля над рождаемостью, национальные традиции, современные медицинские технологии привели к нарушению половой структуры населения Китая. В настоящее время в стране рождается гораздо больше мальчиков, чем девочек. Это приводит к переизбытку численности молодых мужчин, дефициту потенциальных невест и обусловливает отрицательные социальные, политические, морально-психологические и др. негативные последствия. Наряду с этим наблюдается стремительное старение населения, обусловленное стремительным снижением рождаемости.

Подобное нарушение поло-возрастной структуры с таким же набором отрицательных последствий в настоящее время наблюдается и в Индии.

Определённых успехов в ограничении рождаемости добился Вьетнам. Но и здесь, несмотря на проводимую политику по планированию семьи, темпы прироста населения остаются пока достаточно высокими.

В отдельных странах, ранее относившихся к развивающимся, по мере их экономического роста рождаемость снизилась до уровня, близкого к уровню, обеспечивающему простое воспроизводство населения. В определённой степени этому способствовала и проводившаяся в них политика планирования семьи. Наиболее ярким примером этому может служить Иран. В этой стране численность населения увеличилась за XX век в 6 раз: с 10 млн.чел. в начале века до 60 млн.чел. в его конце. Первая программа планирования семьи была принята в Иране ещё в период правления шаха в 1967 году. Однако в течение последующего десятилетия значительных изменений в уровне рождаемости не происходило. После исламской революции 1979 года действие данной программы было прекращено. В 1989 году была принята вторая программа планирования семьи, одобренная религиозными деятелями страны. Однако ещё за 5 лет до принятия второй программы с середины 80-х годов в Иране началось снижение суммарного коэффициента рождаемости, и к 1988 году его значение оказалось на уровне 5,5 (против 6,8 в 1984 году). После этого снижение рождаемости ускорилось, и к 1996 году суммарный коэффициент рождаемости упал до уровня 2,8 ребенка. В 2001 году его значение снизилось до уровня, близкого к простому воспроизводству, и, по разным оценкам, составляло от 2,1 до 2,6. В настоящее время величина суммарного коэффициента рождаемости в этой стране – 2,1. Указанное снижение произошло у городских и сельских женщин всех возрастов во всех провинциях страны. Одной из главных причин снижения рождаемости в Иране со второй половины 80-х годов стало улучшение социально-экономических условий жизни, прежде всего, в отдалённых сельских районах, значительное снижение детской смертности, развитие образования, путей сообщения, средств связи, распространение образа жизни современного промышленного общества.

Значительное снижение суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к простому воспроизводству, к настоящему времени произошло и в ряде других стран с ранее высоким его уровнем: Тунис – 2,1; Турция – 2,4; Шри-Ланка – 2,0; Таиланд – 1,7; Тайвань -1,2; Южная Корея – 1,2 и пр.

Таким образом, несмотря на продолжающийся рост численности населения Земли и существование разных типов воспроизводства населения, в мире сформировалась и развивается устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости, которая в обозримом будущем неизбежно приведёт к прекращению роста численности населения планеты.


11. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и пола.

Китай

Переход от многодетной к однодетной (2-хдетной) семье. «1 ребёнок в семье», «1 супружеская пара – 1 ребёнок», «Народ без братьев и сестер».


  • повышенный возраст вступления в брак – 22♂ и 20♀;

  • поощрительные льготы за 1 ребёнка – надбавки к з/п, выплата ежемесячных пособий, б/п мед. обслуживание, преимущества при устройстве ребёнка в д/с, при поступлении в школу, вуз;

  • наказания за 2 ребёнка – лишение предоставленных льгот, штраф, понижение родителей в должности;

  • наказания за 3 и более детей – те же + прогрессивно растущие вычеты из з/п;

  • разрешение на рождение ребёнка у местного комитета планирования семьи (на определённый срок).

Индия

Переход от многодетной к 2 (3-хдетной) семье. «Имейте лишь 2 детей – первого и последнего», «2 ребёнка – достаточно».


  • контроль над рождаемостью – стерилизация / предупреждение беременности;

  • с 1976 г. принудительной стерилизации мужчин;

  • повышенный возраст вступления в брак – 23♂ и 18♀.

Франция

Эталон демографической политики; первая из европейских стран, столкнувшаяся с депопуляцией и разработавшая систему мер по её преодолению и увеличению численности.


  • до 1967 г. запрещена продажа контрацептивов;

  • до 1975 г. запрещены аборты;

  • с 1946 г. денежные выплаты и налоговые льготы семьям – поощрение рождений 1, 2 и особенно 3 ребёнка;

  • базовое пособие на ребёнка всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее 2 детей (независимо от гражданства, дети до 20 лет проживают в стране). Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на 2 – €107/мес., 3 – 244, 4 – 382, 5 – 519, 6 – 656 (за каждого последующего – надбавка €137, доход семьи не влияет на размер пособия);

  • ряд иных пособий.

Швеция


  • семейные пособия всем гражданам, включая иммигрантов;

  • экономическая самостоятельность женщины в браке (возможность заработка);

  • большое внимание проблемам планирования семьи и сексуального образования молодёжи, профилактике семейного насилия;

  • с 60-х гг. в школах обсуждаются вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

Евросоюз


  • семейные пособия + налоговые льготы при небольшом размере пособий;

  • размер пособия увеличивается с увеличением возраста ребёнка (кроме Дании – уменьшается);

  • доп. выплаты для малолетних детей;

  • иммиграция – основной способ решения проблемы.

США


  • открытая иммиграционная политика;

  • налоговая поддержка семей с детьми;

  • региональные программы семейной политики;

  • программы поддержки семьи на предприятиях – отпуска по с/о, гибкие графики работы, неполный рабочий день, оплата детских дошкольных учреждений и др.

страница 1
Случайные статьи

Вверх