Библия одобряет садистские преступления - жертвоприношения детей. Введение к евангелию от матфея

Быт 45:9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;

Чис 14:25 Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.

Чис 21:27 Потому говорят приточники: идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона;

Втор 3:18 И дал я вам в то время повеление, говоря: Господь, Бог ваш, дал вам землю сию во владение; все способные к войне, вооружившись, идите впереди братьев ваших, сынов Израилевых;

Нав 1:14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,

Нав 2:16 и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пойдете в путь ваш.

Нав 3:3 и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников [наших и] левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним;

Нав 3:6 Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета [Господня] и идите пред народом. [Священники] взяли ковчег завета [Господня] и пошли пред народом.

Суд 3:28 И сказал им: идите за мною, ибо предал Господь [Бог] врагов ваших Моавитян в руки ваши. И пошли за ним, и перехватили переправу через Иордан к Моаву, и не давали никому переходить.

Суд 9:15 Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите , покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские.

Суд 16:18 Далида, видя, что он открыл ей все сердце свое, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне все сердце свое. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих.

Суд 18:6 Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете.

Суд 20:23 И пошли сыны Израилевы, и плакали пред Господом до вечера, и вопрошали Господа: вступать ли мне еще в сражение с сынами Вениамина, брата моего? Господь сказал: идите против него.

Суд 20:28 и Финеес, сын Елеазара, сына Ааронова, предстоял пред ним]: выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет? Господь сказал: идите ; Я завтра предам его в руки ваши.

Суд 21:10 И послало туда общество двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и дали им приказание, говоря: идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей;

Суд 21:21 и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову;

1Цар 16:5 И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве.

1Цар 23:22 идите , удостоверьтесь еще, разведайте и высмотрите место его, где будет нога его, и кто видел его там, ибо мне говорят, что он очень хитер;

1Цар 29:10 Итак встань утром, ты и рабы господина твоего, которые пришли с тобою, [и идите на место, которое я назначил вам, и не имей худой мысли на сердце твоем, ибо ты предо мною хорош]; и встаньте поутру, и когда светло будет, идите .

4Цар 6:19 И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию.

1Пар 16:29 воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его.

2Пар 18:14 И пришел он к царю, и сказал ему царь: Михей, идти ли нам войной на Рамоф Галаадский, или удержаться? И сказал тот: идите , будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши.

Пс 95:8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;

Пс 99:2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!

Притч 9:5 «идите , ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

Ис 18:2 посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам! Идите , быстрые послы, к народу крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и доныне, к народу рослому и все попирающему, которого землю разрезывают реки.

Ис 30:21 и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.

Ис 50:11 Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете.

Ис 52:11 Идите , идите , выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!

Ис 55:1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите , покупайте и ешьте; идите , покупайте без серебра и без платы вино и молоко.

Ис 56:9 Все звери полевые, все звери лесные! идите есть.

Иер 6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».

Иер 12:9 Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите , собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его.

Иер 41:6 Исмаил, сын Нафании, вышел из Массифы навстречу им, идя и плача, и, встретившись с ними, сказал им: идите к Годолии, сыну Ахикама.

Иер 49:14 Я слышал слух от Господа, и посол послан к народам сказать: соберитесь и идите против него, и поднимайтесь на войну.

Иер 50:5 Будут спрашивать о пути к Сиону, и, обращая к нему лица, будут говорить: «идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется».

Иер 50:26 Идите на нее со всех краев, растворяйте житницы ее, топчите ее как снопы, совсем истребите ее, чтобы ничего от нее не осталось.

Иез 9:5 А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите;

Иез 20:39 А вы, дом Израилев, – так говорит Господь Бог, – идите каждый к своим идолам и служите им, если Меня не слушаете, но не оскверняйте более святаго имени Моего дарами вашими и идолами вашими,

Иез 39:17 Ты же, сын человеческий, так говорит Господь Бог, скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым: собирайтесь и идите , со всех сторон сходитесь к жертве Моей, которую Я заколю для вас, к великой жертве на горах Израилевых; и будете есть мясо и пить кровь.

Иоиль 3:13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите , спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

Ам 4:4 Идите в Вефиль – и грешите, в Галгал – и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня.

«Итак, идите и научите все народы… развлекая тех, кому Евангелие не интересно!»

На днях прочитал заметку Сперджена о церквах, которые начинают развлекать людей. К сожалению, в России такое явление становится всё более популярным. В связи с этим слова известного английского проповедника 19 века просто изумляют – такое ощущение, что он живёт сегодня, трудится в соседней церкви и наблюдает всё тоже самое, что наблюдаю и я. Обязательно прочитайте!

«Дьяволу редко удавалось придумать более изощрённую уловку, чем заставить верующих думать, что часть их миссии заключается в том, чтобы развлекать людей с целью привлечь их в церковь. Начав простой проповедью Евангелия, церковь постепенно смягчила своё свидетельство,
потом стала закрывать глаза на легкомыслие, присущее современности, и искать ему оправдание. Затем церковь позволила этому легкомыслию проникнуть в свои стены. А теперь она приняла его под предлогом донесения Благой вести до более широких масс населения».

Нигде в Писании не сказано о том, что церковь должна развлекать людей. Если это входит в обязанности христианина, почему Христос не говорил об этом? «Итак, идите и научите все народы, развлекая тех, кому Евангелие не интересно!» Таких слов мы в Писании не находим. Иисус вовсе не говорил об этом. Когда же появились люди, желающие развлекать других? Святой Дух ничего не говорит о них. Почему пророки испытывали отвержение, гонения, мучения? «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 38). Они были гонимы, потому что развлекали людей или потому, что обличали их?

Если бы Христос ввёл более яркие и приятные элементы в Своё служение, Он был бы намного популярнее. Когда многие отвернулись от Него и перестали следовать за Ним, Он не стал посылать Петра: «Пётр, догони их и скажи, что завтра наше служение пройдёт в другом стиле, более приятном, с очень короткой проповедью! Мы организуем приятный вечер для людей. Скажи людям, что им понравится! Поспеши, Пётр, нам нужно во что бы то ни стало собрать людей!»

Нет, Иисус жалел грешников, воздыхал и плакал над ними, но никогда не стремился развлекать их. Он обличал грешников и говорил открыто о том зле, которое наполнило их сердца и препятствовало им познать истину. Помните Его обличение фарисеев? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23, 27—28). Здесь нет ни малейшей попытки понравиться этим влиятельным людям.


Вы только потратите зря время, если захотите исследовать Новый Завет, чтобы найти там «евангелие развлечения». «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,— и получите дар Святого Духа» , — так проповедовал Петр в день Пятидесятницы (ДеянАп. 2:38) . «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом», — пишет Апостол Павел (2Кор.5:20) . Они обличали людей во грехах и, указывая на крест Христа, призывали их к покаянию.

Следующим за покаянием был призыв к освящению. Христос и Апостолы не просто призывали людей; они предупреждали о цене следования узким путём. С самого начала проповедь Евангелия включала в себя освящение и отвержение от мира. «Ибо ВЫ храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас»» (2 Кор. 6, 16—17).

Все, что начинает напоминать собой развлечение, должно вызывать подозрение по причине его отсутствия в Писании. Первая церковь имела безграничную уверенность в Евангелии и не применяла другого оружия.

После того, как Апостолы Петр и Иоанн были брошены в тюрьму за свою проповедь, церковь провела специальное молитвенное собрание, но церковь не молилась: «Господи, помоги Своим рабам мудро и хорошо проводить время, чтобы мы могли показать этим людям, как мы счастливы». Нет! Они молились о силе проповеди. Они не переставали проповедовать о Христе. У них не было времени на организацию развлечений. Из-за гонений они были разбросаны по разным местам, но везде, где бы они ни были, они проповедовали Евангелие. Своей проповедью Евангелия они перевернули весь мир! В этом их великое отличие от сегодняшней церкви.

И, наконец, развлечение не приводит к желаемым результатам. Все, у кого тяжело на душе и кто обрел мир на концерте, не молчите! Если есть среди нас пьяница, кому захватывающее представление помогло обратиться к Богу, пусть он поднимется! Но не случится ни первого, ни второго! Развлекательное служение не приводит к Богу!

Насущная проблема современного служения заключается в серьезной духовности, объединенной с библейским учением, настолько понятным и ощутимым, что оно способно зажигать сердца людей».

“…идите, научите все народы…”

Многие из тех, кто читал Библию, знают эти слова. А чему учит этот отрывок Писаний: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Матфея 28:19,20) ? Давайте внимательно рассмотрим этот отрывок и отметим некоторые уроки, которые будут полезны для каждого из нас.

Прежде всего, отметим, какое обычно объяснение дают этому отрывку. Первое, надо учить людей. Второе, крестить их. Третье, продолжать учить их. Да, эта идея правильна, она соответствует Писанию, но только не этому отрывку. Почему? Потому что, если мы хотим понимать Библию, то нам необходимо обращать внимание и на грамматику языка, на котором Библия была написана. Русские слова “научите” и “уча” соответствуют разным словам в греческом языке. Это греческие “матейтео” и слово, происходящее от “дидаско”. Глагол “матейтео” происходит от существительного “матейтейс”, означающего “ученик”. Поэтому получается так, что Иисус сказал: “Идите и делайте учеников во всех народах”. Это можно передать и следующей идеей: “идите и делайте христиан во всех народах”.

Логичен вопрос: а как? Иисус отвечает: “крестя, …уча”. Рассматривая всё ту же грамматику, надо обратить внимание на окончания слов: “баптидзОНТЕС” и “дидаскОНТЕС”. Грамматисты греческого языка заключают, что слова с окончаниями -ОНТЕС являются причастиями настоящего времени активного залога. Специалист в греческой грамматике Робертсон говорил, что слова “баптидзОНТЕС” и “дидаскОНТЕС” являются модальными причастиями, то есть словами, указывающими на манеру или метод действия. Подобно тому, если сказать: “Сделайте так, чтобы машина выглядела классно, помыв и отполировав её”. Значение этой фразы нельзя понимать так, что сначала сделайте её классной; а потом помойте её и отполируйте. Выражение “помыв и отполировав” указывает на то, каким образом сделать, чтобы машина выглядела классно. Такая же идея заложена и в евангелии от Матфея 28:19,20. Это нетрудно понять.

Если мы поймем значения слов и грамматическую конструкцию в Матфея 28:19,20, это принесет нам огромную пользу. Надо ясно осознавать следующее: если человек едва слышал о Библии и её учении, хотя и знает, что был такой человек Иисус, это ещё не повод для того, чтобы говорить ему, что ему необходимо сразу креститься. Иисус сказал “делать учеников” не только “крестя их”, но и “уча их соблюдать все, что Я повелел вам”. Это не значит, что человека надо научить всему, что только есть в Библии, но означает, что погибший во грехах человек, исповедуя свою веру во Христа, должен достаточно понимать Евангелие, и быть готовым отдать себя на верное служение Господу на всю свою жизнь. Далее мы ещё отметим, что человек должен знать, чтобы креститься во Христа.

То, что сказал Иисус, вне всякого сомнения, является заповедью. Заповедь же – это то, что необходимо выполнять, это не вопрос желаний или выбора. Почему? Потому, что Иисус обладает всей властью (28:18), и Его слова должны быть законом для творения Божьего.

А кто должен идти и обучать? Да, эти слова сказаны апостолам (28:16). Это они и сделали в Иерусалиме: “Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим” (Деян. 2:14). А как насчет простых учеников (христиан)? Может эти слова не относятся к ним? Часто это видно из того, что полагают, что только проповедник или старейшины должны заниматься проповедью Евангелия (Во 2 послании к Тимофею 4:2 этому евангелисту было сказано: “проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием” . В послании к Титу 1:9 о епископах написано: “держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать” ). Да, они должны этим заниматься, но не только они! Давайте рассмотрим примеры из Библии. Прочтем Деян. 8:1,4,5: “Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. … Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа”. Итак, мы видим, что все христиане ответственны за то, чтобы нести слово о Христе другим, и не надо думать, что это будет делать кто-то другой.

Чему необходимо обучать людей? Писания ясно говорят, что всей воле Божьей, как это делал Павел: “ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию” (Деян. 20:27). Если говорить более конкретно, то о Боге (“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”, Евр. 11:6) ; о Христе, как Сыне Божием (“Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших”, Иоан. 8:24) ; о Царстве Божием, то есть Церкви Христа (“Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины”, Деян. 8:12) . Прочтите, пожалуйста, последующие отрывки из Писаний и отметьте, о чем ещё было проповедано людям: Деян. 8:12,25,35; 19:8,10; 24:25; 28:31; 1 Фес. 2:12; 3:3,4;4:2,6; Лук. 14:25-33.

Как долго необходимо обучать людей в мире? “До скончания века”. Такие слова также указывают и на то, что воля Бога более не будет меняться. А это означает, что не надо бояться, что закон Божий будет меняться, и мы не сможем поспевать за переменами. Стабильность и твердость учения Христова должны побуждать нас познавать это учение и жить согласно ему.

Кого необходимо учить? “Все народы” (Мар. 16:15: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”) . Некоторые полагают, что это относится только к неверующим людям. Но и христиане также нуждаются в спасительном Евангелии (Рим. 1:15: “Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме” – это было написано христианам, находящимся в Риме). Ведь именно это и делают апостолы и пророки в посланиях: учат, как поступать, исправляют ошибки, воодушевляют и т.п.

Давайте также отметим, когда и где благовествовали христиане первого века? Деян. 5:42: “И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе”. Деян. 17:16,17: “В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов" . Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Деян. 19:8,9: “Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна”.

А как у нас обстоят дела, когда мы дома или в других местах? Говорим ли мы людям, находясь в другом городе, что мы христиане, или нет? Но что более важно, поступаем ли как дети Божии? Необходимо ясно понимать, что о Христе и Его Царстве (Церкви) нужно говорить не только тогда, когда нам удобно, но использовать всякие возможности, чтобы нести истину окружающим нас людям. Нам надо говорить с родственниками, друзьями, знакомыми не только об их здоровье и проблемах, возникающих так часто в жизни, но и об их положении пред Богом (хотя нельзя делать этого нетактично и навязчиво). Иисус говорил проповедовать по всему миру, а не только в том месте, где живем. Это совсем не означает, что все должны куда-то ехать. Можно участвовать в распространении Евангелия и другими способами, например, обучая кого-то заочно (по переписке), поддерживая другие общины и проповедников-миссионеров и т.д.

Многие из тех, кто читал Библию, знают эти слова. А чему учит этот отрывок Писаний: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ” (Матфея 28:19,20)? Давайте внимательно рассмотрим этот отрывок и отметим некоторые уроки, которые будут полезны для каждого из нас.

Прежде всего, отметим, какое обычно объяснение дают этому отрывку. Первое, надо учить людей. Второе, крестить их. Третье, продолжать учить их. Да, эта идея правильна, она соответствует Писанию, но только не этому отрывку. Почему? Потому что, если мы хотим понимать Библию, то нам необходимо обращать внимание и на грамматику языка, на котором Библия была написана. Русские слова “научите ” и “уча ” соответствуют разным словам в греческом языке. Это греческие “матейтео” и слово, происходящее от “дидаско”. Глагол “матейтео” происходит от существительного “матейтейс”, означающего “ученик”. Поэтому получается так, что Иисус сказал: “Идите и делайте учеников во всех народах”. Это можно передать и следующей идеей: “идите и делайте христиан во всех народах”.

Логичен вопрос: а как? Иисус отвечает: “крестя... уча”. Рассматривая всё ту же грамматику, надо обратить внимание на окончания слов: “баптидзОНТЕС” и “дидаскОНТЕС”. Грамматисты греческого языка заключают, что слова с окончаниями -ОНТЕС являются причастиями настоящего времени активного залога. Специалист в греческой грамматике Робертсон говорил, что слова “баптидзОНТЕС” и “дидаскОНТЕС” являются модальными причастиями, то есть словами, указывающими на манеру или метод действия. Подобно тому, если сказать: “Сделайте так, чтобы машина выглядела классно, помыв и отполировав её”. Значение этой фразы нельзя понимать так, что сначала сделайте её классной; а потом помойте её и отполируйте. Выражение “помыв и отполировав” указывает на то, каким образом сделать, чтобы машина выглядела классно. Такая же идея заложена и в евангелии от Матфея 28:19,20. Это нетрудно понять.

Если мы поймем значения слов и грамматическую конструкцию в Матфея 28:19,20, это принесет нам огромную пользу. Надо ясно осознавать следующее: если человек едва слышал о Библии и её учении, хотя и знает, что был такой человек Иисус, это ещё не повод для того, чтобы говорить ему, что ему необходимо сразу креститься. Иисус сказал “делать учеников” не только “крестя их”, но и “уча их соблюдать все, что Я повелел вам”. Это не значит, что человека надо научить всему, что только есть в Библии, но означает, что погибший во грехах человек, исповедуя свою веру во Христа, должен достаточно понимать Евангелие, и быть готовым отдать себя на верное служение Господу на всю свою жизнь. Далее мы ещё отметим, что человек должен знать, чтобы креститься во Христа.

То, что сказал Иисус, вне всякого сомнения, является заповедью. Заповедь же – это то, что необходимо выполнять, это не вопрос желаний или выбора. Почему? Потому, что Иисус обладает всей властью (28:18), и Его слова должны быть законом для творения Божьего.

А кто должен идти и обучать? Да, эти слова сказаны апостолам (28:16). Это они и сделали в Иерусалиме: “Петр же, став с одиннадцатью , возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим ” (Деян. 2:14). А как насчет простых учеников (христиан)? Может эти слова не относятся к ним? Часто это видно из того, что полагают, что только проповедник или старейшины должны заниматься проповедью Евангелия (Во 2 послании к Тимофею 4:2 этому евангелисту было сказано: “проповедуй слово , настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ”. В послании к Титу 1:9 о епископах написано: “держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать ”). Да, они должны этим заниматься, но не только они! Давайте рассмотрим примеры из Библии. Прочтем Деян. 8:1,4,5: “Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. … Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа ”. Итак, мы видим, что все христиане ответственны за то, чтобы нести слово о Христе другим, и не надо думать, что это будет делать кто-то другой.

Чему необходимо обучать людей? Писания ясно говорят, что всей воле Божьей, как это делал Павел: “ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию ” (Деян. 20:27). Если говорить более конкретно, то о Боге (“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть , и ищущим Его воздает ”, Евр. 11:6); о Христе, как Сыне Божием (“Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я , то умрете во грехах ваших ”, Иоан. 8:24); о Царстве Божием, то есть Церкви Христа (“Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины ”, Деян. 8:12). Прочтите, пожалуйста, последующие отрывки из Писаний и отметьте, о чем ещё было проповедано людям: Деян. 8:12,25,35; 19:8,10; 24:25; 28:31; 1 Фес. 2:12; 3:3,4;4:2,6; Лук. 14:25-33. Как долго необходимо обучать людей в мире? “До скончания века ”. Такие слова также указывают и на то, что воля Бога более не будет меняться. А это означает, что не надо бояться, что закон Божий будет меняться, и мы не сможем поспевать за переменами. Стабильность и твердость учения Христова должны побуждать нас познавать это учение и жить согласно ему.

Кого необходимо учить? “Все народы ” (Мар. 16:15: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ”). Некоторые полагают, что это относится только к неверующим людям. Но и христиане также нуждаются в спасительном Евангелии (Рим. 1:15: “Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам , находящимся в Риме ” – это было написано христианам, находящимся в Риме). Ведь именно это и делают апостолы и пророки в посланиях: учат, как поступать, исправляют ошибки, воодушевляют и т.п.

Давайте также отметим, когда и где благовествовали христиане первого века? Деян. 5:42: “И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ”. Деян. 17:16,17: “В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися . Деян. 19:8,9: “Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна ”.

А как у нас обстоят дела, когда мы дома или в других местах? Говорим ли мы людям, находясь в другом городе, что мы христиане, или нет? Но что более важно, поступаем ли как дети Божии? Необходимо ясно понимать, что о Христе и Его Царстве (Церкви) нужно говорить не только тогда, когда нам удобно, но использовать всякие возможности, чтобы нести истину окружающим нас людям. Нам надо говорить с родственниками, друзьями, знакомыми не только об их здоровье и проблемах, возникающих так часто в жизни, но и об их положении пред Богом (хотя нельзя делать этого нетактично и навязчиво). Иисус говорил проповедовать по всему миру, а не только в том месте, где живем. Это совсем не означает, что все должны куда-то ехать. Можно участвовать в распространении Евангелия и другими способами, например, обучая кого-то заочно (по переписке), поддерживая другие общины и проповедников-миссионеров и т.д.

Итак, чему же учит этот отрывок? Во-первых, нести благую весть всем людям – это есть повеление Иисуса Христа своим последователям. А кто ещё будет делать это, если не христиане?! Во-вторых, Иисус указывает на то, как обратить человека: научая Евангелию и крестя властью, данной Божеством. В-третьих, учить всех людей до скончания века. Это та работа, которую сейчас должны выполнять мы, христиане ХХ века.

Будет ли плод (проповеданное Евангелие во всем мире), во многом зависит и от каждого из нас. Пусть Бог благословляет всех нас на верное служение Ему и помогает нам помнить о Его обещании быть с нами до скончания века.

Александр Зотов

(Матф.28:19) «Итак идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

Вынесенный в эпиграф стих из Евангелия от Матфея является основным из тех немногих евангельских мест, которые актуализируют миссионерство среди языческих народов. С ретроспективных позиций прочтение и понимание этого стиха довольно ясно и однозначно. Однако при этом, указанное прямое повеление Иисуса Христа вызывает у современных богословов довольно много вопросов, как в части самого текстуального содержания, так и в части гармонизации и согласования с историческим контекстом первой церкви и деяний Святых Апостолов. Следует сразу отметить, что наши рассуждения будут строиться в большей степени вокруг осмысления поднимаемых исследователями вопросов, нежели вокруг поиска прямых и однозначных ответов.

Согласно евангельскому повествованию Матфея указанные слова Иисуса были последним и поэтому, возможно, и самым важным наставлением Учителя апостолам. Вот, что удивляет: несмотря на довольно прямое указание, ни один из внимавших словам Господа учеников так и не стал апостолом для язычников; другими словами, никто из великих апостолов Иисуса не насаждал церкви в других народах. Если быть совсем точным в формулировках, то следует сказать, что не существует литературных или археологических свидетельств, с высокой степенью достоверности доказывающих факты миссионерских путешествий великих 12-ти апостолов в языческих странах.

Да, существует довольно богатая устная христианская традиция, дошедшая до нас в виде преданий, рассказывающих о многочисленных миссионерских путешествиях апостолов в чужие земли, особенно о чуть ли не кругосветных путешествиях апостола Андрея.Однако все существующие предания не позволяют говорить о них, как об очевидно достоверных повествованиях. Сама по себе тема устных преданий интересна, значима и заслуживает отдельного рассмотрения. Текст же Нового Завета не говорит о миссионерстве среди язычников кого-либо из 12-ти великих апостолов Иисуса. Можно отметить, разве что, пару коротких путешествий апостола Петра, однако и их сложно назвать апостольством среди языческих народов, особенно в свете следующего новозаветного текста из послания апостола Павла к Галатам: «…узнав о благодати, данной мне [Павлу], Иаков и Кифа [Петр] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным…» (Гал.2:9).

Важно напомнить, что в первоапостольские времена само по себе «апостольство» по большей части означало не что иное, как насаждение новых общин. Если опираться на новозаветные тексты и другие, более-менее достоверные исторические источники и при этом не учитывать сложившиеся и зафиксированные к позднему средневековью устные предания, то возникает довольно очевидный вопрос: почему, несмотря на прямое повеление Иисуса, никто из первых апостолов не исполнял указанной миссии?

Усиливает этот вопрос и делает очевидней еще одно наблюдение: во всем Новом Завете нет ни одного указания на то, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (как написано в рассматриваемом стихе из Евангелия Матфея), вообще когда-либо совершалось на практике. Об этом не упоминается ни в остальных трех Евангелиях, ни в Деяниях Апостолов, ни в Апостольских Посланиях. Напротив, из Деяний Апостолов следует, что в то время было общепринято крестить только во Имя Иисуса (см. Деян. 2:38; 8:16; 10:48; 19:5 и др.). С другой стороны, все иные важные учения Священного Писания имеют в Библии неоднократное и разностороннее подтверждение. Вот и возникает логичное недоумение: можно ли допустить, что повеление Иисуса проповедовать у народов, а также крестить их «во имя Отца, Сына и Святого Духа» было так быстро забыто Его учениками, что об этом ни разу не упоминается в Деяниях Апостолов?

Поднимаемые и формулируемые вопросы, на самом деле, обсуждаются богословами довольно давно. Наиболее радикально настроенные теологи вообще поднимают вопрос текстуальной достоверности рассматриваемого стиха. Одним из наиболее значимых их аргументов является тот факт, что 24 раза из 29 у одного из самых ранних христианских историков Евсевия Кесарийского 19-й стих 28-й главы Матфея цитируется без формулы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Другим аргументом является факт прибавки слова «аминь» в конце 20-го стиха, что является явным разночтением относительно более достоверных текстуальных кодексов Нового Завета. [См. Bruce M. Metzger. A Textual Commentary on The Greek New Testament. Deutsche Bibelgesellschaft/German Bible Society, Stuttgart. 1994. - p. 61.] Консервативная же часть библеистического сообщества склонна в своих объяснениях опираться на все теже малодостоверные описания из преданий. Возможно, именно недостаток новозаветных указаний на миссионерство апостолов и стало основной причиной возникновения великого множества и разнообразия преданий, рассказывающих об этом.

Прежде, чем перейти к попыткам анализа самого текста и его реинтерпретации, позвольте отметить еще один усиливающий проблематику факт. В 10-ой главе книги Деяний Апостолов описывается ситуация, когда в сверхъестественном видении апостолу Петру трижды дается указание, чтобы он не почитал нечистым то, что Бог очистил (Деян.10:9-20). Прагматика этих слов была в том, чтобы трижды убедить Петра пойти и войти в дом «нечистого» для иудея италийского сотника Корнилия. И все это было необходимо для самой благовидной цели - для проповеди Слова Божьего, для миссии. Эта ситуация дает нам понять, что, несмотря на прямое повеление Иисуса о необходимости проповеди среди языческих народов, для апостолов, включая самого смелого из них, Петра, проповедь среди язычников оставалась делом «нечистым». Обратите внимание на следующие стихи: «Когда Петр пришел в Иерусалим, братья из евреев стали его попрекать: Ты ходил к необрезанным и даже ел с ними!» (Деян. 11:2-3).

Как же так? А как же повеление Иисуса идти и научить все [языческие] народы? Думается, такое положение вещей могло сложиться в одном из следующих случаев:
- Ученики правильно поняли последнее наставление Иисуса, но банально забыли о нем.
- Ученики неверно поняли эти, на первый взгляд простые слова, а потому и не исполняли их. Т.е. апостолы поняли одно и исполняли слова Иисуса так, как понимали, в то время как Иисус подразумевал нечто иное.
- Ученики всё поняли правильно, т.е. также как и мы сегодня это понимаем, но откровенно не послушались слов Иисуса Христа и не стали миссионерами в языческих народах.
- Провидя, что Его слова будут записаны и будут распространяться в каноне новозаветных текстов, этими словами Иисус обращался не к самим апостолам, а скорее вообще к грядущему церковному сообществу.
- И, наконец, апостолы там и тогда все правильно поняли и правильно исполняли слова Иисуса, однако это знаменитое наставление не совсем правильно в экзегетическом ключе понимается нами здесь и сейчас.

Вполне очевидно, что первая гипотеза звучит довольно абсурдно: крайне маловероятно, чтобы ученики забыли об этом повелении, иначе оно и не было бы зафиксировано у Матфея. Второе предположение возможно, но оно выставляет великих апостолов в довольно неприглядном свете, т.е. неспособными после трех лет ученичества понять простые слова их Учителя. По крайней мере, они, жившие в одной культуре и говорившие на одном языке с Учителем, должны были понять «великое поручение» значительно лучше нас, людей, далеко отстоящих от тех событий в культурном и временном аспектах. То же самое можно сказать и о третьей гипотезе: что это за «столпы Церкви», которые не послушны последней воле Господа!?

Остается еще два объяснения. Если смотреть на проблему через четвертую гипотезу, то картина может быть довольно согласованной. Однако если предполагать, что Иисус обращался с этими наставлениями не к самим апостолам, а к грядущим поколениям верующих, как бы пророчески, то по отношению к присутствовавшим ученикам это могло выглядеть, по меньшей мере, неэтично.

Отметим, что все больше исследователей склоняется в пользу последней из перечисленных гипотез. Придерживаясь аксиомы богодухновенности новозаветных текстов, сложно предполагать, что апостолы были неспособны правильно понять и запомнить последние наставления их Учителя, чтобы хотя бы не попытаться их исполнить. Довольно нелогично и то, что Иисус, игнорируя непосредственно самих учеников, оставил закодированное послание зарождавшейся церкви. Рассуждая с экзегетических позиций, в то время слова Иисуса, скорее всего, означали что-то иное, нежели то, что мы привыкли понимать; именно в соответствии с тем первоначальным смыслом ученики и пытались действовать. Важно попытаться найти и понять этот первоначальный смысл. Существуют определенные аргументы, которые следует учитывать при поиске экзегетического толкования.

Во-первых, «научить все народы» - это откровенно непосильная задача для дюжины учеников. Только в России проживает больше 150 народностей, в мире же их тысячи. Учитывая существовавшие в те времена коммуникации и средства передвижения, а также геополитическую ситуацию в мире, трудно представить, чтобы Иисус мог априори ставить такую задачу непосредственно перед 12-ю апостолами. И еще, если непосредственно само служение Иисуса в своей направленности осуществлялось на 99% к еврейскому народу, то сложно ожидать, что Его позиция в одночасье могла столь кардинально измениться и быть перенаправлена в сторону миссии к языческим народам.При этом нужно помнить, что эта задача оставалась у учеников под запретом (вспомним случай с Петром).

Семантическое поле греческого слова «этнэ», переведенное у нас как «народы» (от греч. «этнос», «народ»), согласно древнегреческих лексиконов может иметь в зависимости от контекста следующие значения: 1) общество, группа, толпа; 2) класс, сословие, особая каста; 3) пол; 4) племя; 5) народность, народ; 6) языческие племена, язычники, «не евреи»; 7) раса; 8) стая, стадо, рой. Конечно, далеко не все смысловые значения подойдут к макро-контексту Нового Завета, однако добрая их половина легко.

Еще несколько слов из лингвистики. Всего в Новом Завете используется примерно полдесятка греческих слов для обозначения в прямом и иносказательном смысле различных социальных групп. Вот основные из них: «охлос», «лаос», «фуле», «этне»,«глосса». Все слова имеют различные оттенки, но точно определить между ними семантическую разницу сегодня довольно сложно, их лексические значения значительно перекрывают друг друга, порой же эти слова и вообще синонимичны. Так, например, русским словом «народ» переводят в некоторых местах в Новом Завете греческие «охлос», «лаос» или «этнос».

Продолжим. Сравнительный анализ переводов новозаветных текстов позволяет предполагать, что один из допустимо возможных переводов древнегреческого слова «этне» - это «племя». Стоит сравнить греческие тексты из книги Откровения - 5:9, 7:9, 10:11, 11:9, 13:7, 14:6, 17:15. Во всех этих местах, синодальный перевод термину «этнос» присваивает именно это русское значение «племя». Что еще примечательно, что почти во всех перечисленных местах, слово «этнос» употребляется совместно с «лаос», «охлос» и «фуле». Что от этого может меняться? Поясним. Синонимом слову «этне» в значении«племя» является другое греческое слово - «фуле». В свою очередь слово «фуле» имеет еще один перевод, как «колено». Отметим еще раз, по той причине, что по прошествии без малого 2000 лет крайне сложно четко и однозначно очертить первоначальные смысловые границы древнегреческих слов, некоторые значения у синонимичных терминов могли мигрировать от одного к другому.

Тут важно учитывать следующий немаловажный факт. Из писем ранних Отцов Церкви, а именно из цитат Папия Иеропольского, приводимых Евсевием Кесарийским, известно, что Евангелие от Матфея было первоначально написано Матфеем на иврите. Процитируем Папия: «Матфей на еврейском диалекте (men un Hebraidi dialektw) изречения [Господни] записал, переводил (hermeneusen) же их кто как мог» . Если опираться на это свидетельство, то уместно утверждать, что Евангелие от Матфея первоначально было написано на древнееврейском или арамейском языке и лишь впоследствии переводилось на греческий язык. За переводчиками оставалось уже их относительно авторитетное право, какими греческими аналогами переводить еврейско-арамейский текст. Вполне возможно, что они могли использовать как «фуле», так и «этне» для перевода одних и тех же слов, как слова «племя» или «колено». Получается следующее: допустимо предполагать, что Иисус первоначально сказал на древнееврейском или арамейском языке следующее: «Идите и научите все колена (племена)...». Какие племена или колена? Может все-таки израильские?

Рассмотрим еще один широко цитируемый текст: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8) Весь вопрос с этим стихом в фразе: «…kai heos es’hatu tes ges» («…и даже до края земли» синод. перевод). Что можно сказать? По крайней мере, одна неточность в переводе очевидна: либо это издержки чрезмерной литературной обработки (что возможно), либо умышленная недоработка переводчиков. Слово «эсхату» - это не существительное, а прилагательное, т.е. правильнее будет перевести как «крайняя, отдаленная, последняя земля». Нет достаточных оснований здесь применять русское идиоматическое словосочетание «край земли» или «край света».

Другое важное греческое слово «ге» очень близко, почти тождественно по значению русскому слову «земля». Оно является одним из образующих корней для таких современных слов, как «геология», «геодезия», «география», «геополитика» и др. Так вот, это слово может равнодопустимо означать: а) земля, как планета; б) земля, как стихия и вещество; в) земля, как суша; г) земля, как почва; д) земля, как земельное владение и е) земля, как страна, край. Есть вопросы и к словосочетанию «даже до». При более буквалистском подходе слово «хеос» может означать либо просто «до», либо «вплоть до», или «пока», или «до тех пор как», или «доколе». Что тут получается? А может получиться вот что: «…и будете мне свидетелями… до крайней земли». Крайней земли? Какой? Чьей? Может быть еврейской? И если Иерусалим, Иудея и Самария - это еврейские земли, то почему крайняя земля - нет?

Обратим внимание еще и на тот факт, что в классической интерпретации с представляемыми масштабами присутствует определенная несоизмеримость. Сначала ученики будут свидетелями в Иерусалиме, т.е. положим, в радиусе 3-5 км, затем они должны стать свидетелями в Иудее, в радиусе пары десятков километров. Самария - можно добавить еще десяток-другой километров. И затем, согласно классической интерпретации, сразу же идет 20 000 км!? Посмотрите на получающийся числовой ряд: 5, 20, 60, 20000. Не всяким экспоненциальным уравнением можно описать такой взлет. Это кажется странным. Это звучит так же, как если бы кому-нибудь было указание, что он будет свидетелем в центре Москвы, во всей Москве, в ближнем Подмосковье и даже до Гавайских и Алеутских островов!? С другой стороны, если Деяния 1:8 интерпретировать как «до крайней [израильской] земли», тогда последовательность чисел становится гармоничной: 5, 20, 60, 200 км.

Пока рано делать выводы и окончательно строить теорию, но серьезные предпосылки на формулирование нового подхода к реинтерпретации обозначенных текстов совершенно очевидны: скорее всего, апостолы правильно поняли слова Иисуса, адресованные, прежде всего, именно им; они были послушны наказу Учителя. Проблема может быть в том, что в нашу классическую интерпретацию вкралось историко-ретроспективное айзегетическое искажение прагматики слов Христа: прямые указания Христа своим 12-ти еврейским ученикам не касались миссии в языческих народах, что гармонично согласуется с макро-контекстом Новозаветных Писаний [айзегетика - привнесение чужеродного смысла в текст - прим. ред.].

Однако закончить хочется на другой ноте. Даже если представленная гипотеза верна, нужно помнить, что миссия к язычникам все же была осмыслена, сформулирована и зафиксирована в Священных Текстах, правда уже апостолом язычников - апостолом Павлом. И это было не что иное, как прямое божественное откровение, которое апостол Павел осознает, но далеко не одномоментно, а на протяжении многих лет.

Но эта большая и важная тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Учение Иисуса Христа

Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его.

И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях.

Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога.

Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.

Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

…для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

Кто не со Мною, тот против Меня.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится.

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу.

Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то.

Если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам.

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

Случайные статьи

Вверх